На языке чисел 22 символизирует общение людей на взаимовыгодной основе. На XXII Международной конференции «Крым—2015», прошедшей 6—14 июня 2015 года в Судаке, такого, важного для любого профессионала, общения было много: дискуссии, обмен мнениями, круглые столы. Впервые в работе международной конференции такого серьезного уровня приняли участие молодые специалисты библиотек России. Это стало возможным благодаря целевому гранту Министерства культуры РФ.
Для нынешней Крымской конференции была разработана специальная программа молодёжной площадки «БиблиоТаврида: молодые профессионалы». Вели деловую встречу руководитель отдела библиотек и архивов, заместитель директора департамента науки и образования Е.Н. Гусева и директор Российской государственной библиотеки для молодежи Ирина Борисовна Михнова. Выступление И.Б.Михновой, сразу придавшее позитивный настрой работе площадки, было посвящено новым проектам РГБМ для публичных библиотек, обслуживающих молодежь. Центральная мысль его — современная успешная библиотека работает сегодня не столько для молодежи, сколько вместе с молодежью. Непосредственно в заседании на тему «Молодёжь в библиотеке: куда идём, куда ведём?» приняло участие около 60 специалистов, причём разных поколений. Радует, что вопреки непростой экономической ситуации география участников весьма обширна: в Крым приехали библиотечные работники из Белгорода, Владимира, Липецка, Москвы, Нижнего Тагила, Новосибирска, Омска, Пензы, Перми, Рязани, Севастополя, Симферополя, Сыктывкара, Челябинска, Ялты и других городов России, а также из Беларуси и Канады. Многие выступающие обозначили общую тенденцию в работе публичных библиотек: переключение внимания библиотеки с подготовки мероприятий для молодёжи собственными силами (с учётом своих задач) на содействие в проведении на своей территории программ, инициированных самой молодёжью и с учётом её потребностей.
Этой теме было посвящено большинство докладов. Молодые специалисты говорили о привлечении молодёжных идей, формировании проектов и программ с учётом реальных и потенциальных потребностей этой возрастной группы, позиционировании библиотеки как места самореализации и интеллектуального общения молодёжи (как посетителей, так и сотрудников), использующей для привлечения пользователей нестандартные формы.
Начальник отдела координации и развития Новосибирской областной юношеской библиотеки Елена Агарина представила деятельность первой молодёжной общественной организации в библиотечной сфере — стартовавшей в 2009 году Новосибирской региональной общественной организации «Гильдия молодых библиотекарей», которую Елена и возглавляет. На сегодняшний день в состав гильдии входят 68 молодых специалистов из библиотек Новосибирска и Новосибирской области. Докладчик обозначила ряд проблемных вопросов, характерных в той или иной степени для многих молодых библиотекарей: отсутствие нужного опыта работы и специальных знаний, непонимание со стороны администрации и старшего поколения сотрудников, невозможность выезда для участия в профессиональных мероприятиях, отсутствие перспектив профессионального роста. Также Е.М. Агарина обозначила два острых вопроса: дальнейшее научное осмысление организационно-методической работы с молодыми библиотекарями и механизмы внедрения этой системы в практику работы российских библиотек. Особое внимание в выступлении было уделено обзору проектов Гильдии молодых библиотекарей.
Сокращение количества молодых посетителей — проблема муниципальных библиотек Липецка, — сообщила в начале своего выступления методист Централизованной библиотечной системы Алина Якимович. Для решения проблемы на вооружение была взята концепция «Молодёжь должна привести в библиотеку молодёжь!» Благодаря некоторым инициативам (материальное стимулирование, трехуровневая система обучения, определение индивидуально-психологических особенностей специалистов) увеличилось количество молодых сотрудников в библиотеках и повысилась их творческая и профессиональная активность. Более того, они инициировали создание молодёжного объединения, которое предложило свой план по привлечению новых пользователей. Он состоит из двух направлений: стимулирование интереса к книге и чтению и создание условий для досугового общения. Регулярное приглашение известных российских писателей и городские велоквесты, продление работы библиотек до 22 часов и электронные сервисы по дистанционному обслуживанию, Арт-среды и liplibDance — неполный список уже реализованных проектов…
В своём выступлении Екатерина Аксёнова кратко обозначила историю и принципы работы видеостудии «Глобус» в структуре Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Участники «Глобуса» пробуют себя в различных жанрах: это репортажи с библиотечных мероприятий и городских событий, проморолики, визитки, игровые фильмы, рекламные ролики, буктрейлеры, фильмы о культуре Пензенского края и великих земляках, а также клипы и поздравительные видео-открытки. А недавно в библиотеке открылась ещё и Школа телеведущих «Ступени», в рамках которой проводятся бесплатные занятия по основам журналистики, риторики и смежных профессий (видеомонтаж, операторское искусство). Для молодёжи это хороший старт, а многие слушатели Школы уже работают в региональных СМИ, обучаются в московских вузах, являются победителями всероссийских конкурсов студенческих журналистских работ и пр.
Заведующая отделом координации библиотечной деятельности Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Ольга Лесных рассказала о модернизации библиотеки, переориентации на пользовательскую молодёжную аудиторию (в связи с присоединением Белгородской государственной библиотеки для молодежи) и об идее создания инициативной творческой молодёжной группы из числа читателей библиотеки и волонтёров, благодаря которой в библиотеке успешно реализуются многие проекты.
Главный библиотекарь отдела маркетинга и проектной деятельности Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина Елизавета Соколова поделилась опытом работы библиотеки с молодёжной аудиторией, рассказала о новых формах социокультурного партнёрства, о наиболее заметных имиджевых событиях вне стен библиотеки — организации выездной библиотеки–шатра, презентации библиотеки через арт-инсталляции на молодёжной выставке современного искусства, выходе на образовательные форумы для молодёжи с лекцией об информационных ресурсах и др.
Специалист Юношеской библиотеки Республики Коми Сергей Шестаков аргументировано представил идею создания в библиотеке комфортной зоны неформального общения и отдыха молодёжи «Пятый угол», которая со временем стала и местом встречи различных клубов по интересам. В 2013 году был получен грант на осуществление этого проекта. Идеи росписи стен, чертежи мебели, варианты её расстановки предлагала творческая молодёжь из числа посетителей библиотеки. Сегодня зал с уютным подиумом, трансформирующимся то в большой диван, то в сценическую площадку, то в манеж для самых маленьких посетителей, всегда полон. В этом же зале играют спектакли молодые актёры из студии «Б.Э.Т.», в которую входят как читатели, так и сотрудники библиотеки. Однако круг интересов ребят не ограничивается театром, поэтому в 2015 году театр-студия трансформировался в творческую студию молодёжи, развивая всё новые направления деятельности. Например, этим летом студийцы приступили к съёмкам своего первого игрового фильма.
Выступление заведующей универсальным читальным залом Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, председателя Совета молодых библиотекарей Рязанской области Надежды Выропаевой было посвящено формальному и неформальному образованию молодых библиотекарей. Для молодых специалистов нашей отрасли наибольшую популярность набирает также информальное образование, включающее в себя, например, общественные объединения молодых библиотекарей. Здесь «ученики» фактически учатся друг у друга, делясь личным опытом.
С 2008 года Омские муниципальные библиотеки успешно используют такую форму работы, как летние читальные залы, функционирующие во всех округах города. У каждого из них есть свои примечательные особенности. Этой теме посвятила свой доклад ведущий методист Центральной городской библиотеки города Омска Наталья Долгополова. В частности она рассказала о реализации в рамках Года литературы проекта «Литературная беседка»: деревянный павильон с книжными полками установлен на центральной площади одного из популярных в городе парков. Литературная беседка уже стала зоной интеллектуального отдыха, местом встреч и общения. Подобные проекты дают горожанам уверенность в возрождении книжной культуры и в том, что мода на образованность и интеллект постепенно возвращается в общество.
Заместитель директора Самарской областной юношеской библиотеки Алина Бугранова проанализировала существующую ситуацию в области событийного туризма региона и участие в нём библиотек. Событийный туризм — направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное, даже уникальное и вполне может «вписаться» в разноплановую деятельность библиотек. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных. По мнению А. Буграновой, если мы позиционируем современную библиотеку как «открытую», то необходимо включаться в эту деятельность, т.к. она послужит формированию данного представления о библиотеках, работая на имидж.
Программа Молодёжной площадки прошла в атмосфере позитива и эмоционально-интеллектуального накала. Радует, что молодые специалисты, ещё недавние выпускники вузов, приняли активное участие в работе секций и специальных мероприятий, смогли услышать открытые лекции и выступления подлинных профессионалов своего дела, воочию увидеть многих известных в отрасли персон и пообщаться с ними, а также представить собственные наработки и проекты и получить их оценку.
Оглядываясь назад, можно констатировать, что в начале 2000-х годов, когда особенно остро стояла проблема кадрового потенциала отрасли, на профессиональных библиотечных мероприятиях, если речь и заходила о молодых специалистах, то в большей степени поднимались темы, связанные с решением насущных вопросов самой библиотечной молодёжи (привлечение, мотивация, закрепление и развитие молодых кадров). А сегодня молодые библиотекари в основном обсуждают и предлагают собственные конструктивные действия по развитию отдельных направлений деятельности библиотек, определяют своё место в текущем процессе развития библиотечной сферы, не боясь ответственности за предлагаемые, часто смелые, неформальные, профессиональные решения.