Фауст

Далия Трускиновская


Написав философскую драматическую поэму «Фауст», Иоганн Вольфганг фон Гёте выпустил хореографического джинна из бутылки. Вашему вниманию предлагается очередное «балетное расследование» от известной писательницы. 

Уже в начале восемнадцатого века хореографы ставили балеты-пантомимы о загадочном докторе Фаусте. Одно такое произведение называлось «Некромант, или Арлекин доктор Фауст» — в Англии тогда, как видно, увлекались итальянскими фарсами.

Первая часть «Фауста» была опубликована в 1808 году и сразу стала событием культурной жизни Европы. Но балетмейстеры, как и следовало ожидать, увидели в ней не философские аспекты борьбы добра со злом, а берущий за душу сюжет. Бес-искуситель Мефистофель, наивная и несчастная Маргарита, влюблённый Фауст — простор и для танцев, и для пантомимы, и для мастера спецэффектов.

Доходило до курьёзов — позднее, в середине сороковых годов, поэт Генрих Гейне сочинил своё балетное либретто, которое сам назвал «танцевальной поэмой». Там искусителем, сбивающим Фауста с пути истинного, был не бес, а бесовка по имени Мефистофела. Этот сценарий использовал балетмейстер В. Рейзингер, поставивший «Мефистофелу» в 1856 году в Гамбурге.

Первый балет «Фауст» был показан труппой Немецкого актёрского общества в 1808 году в Лейпциге и Дрездене. А вот второй появился на свет в Копенгагене. Спектакль создал Август Бурнонвиль. Молодой балетмейстер, до того переносивший на датскую сцену парижские балеты, взялся за крупную самостоятельную работу. Музыка была частично написана, частично аранжирована гобоистом Филиппом Кеком. Сам он считал балет «Фауст» поворотным пунктом в своём творчестве. Премьера состоялась 25 апреля 1832 года, сам Бурнонвиль был Фаустом. Балет имел огромный успех. Но больше Бурнонвиль к философским произведениям не обращался.

Позже Бурнонвиль вспоминал: «Главная сцена представляла собой странствие Гретхен, изгнанной из своего привычного мира. Здесь я нашёл много оригинальных и волнующих деталей и думал, что мастерски изобразил непонятую и отверженную женщину, когда наш знаменитый композитор вылил мне на голову ушат холодной воды: слишком длинно, слишком много нытья!».

Почти одновременно написал своего «Фауста» композитор Адольф Адан. Спектакль поставил балетмейстер Андре Дезэ в Королевском театре в Лондоне, премьера состоялась в 1833 году. Исполнить главную роль пригласили француза Жюля Перро. Был ещё «Фауст» Сальваторе Тальони, брата знаменитого Филиппо Тальони. Этому спектаклю, поставленному в Неаполе в театре Сан-Карло в 1838 году, не повезло – его запретили после второго представления. Позднее были ещё «Фаусты» — и из-за них балетмейстеры-постановщики, похоже, навеки возненавидели друг друга. В самом деле, поди докажи, что не ты стянул замысел, а у тебя его стянули, когда расстояние между театрами — сотни километров.

Итальянский балетмейстер Карло Блазис задумал своего «Фауста» в 1835 году, хотел его поставить в театре Ла Скала под названием «Мефистофель, или Гений ада», однако за недостатком времени постановку пришлось отложить. Затем в 1838 году балетмейстер хотел показать его на сцене в неаполитанском театре «Сан-Карло», но эпидемия холеры не позволила Блазису приехать в Неаполь, и Тальони поставил балет на этот же сюжет вместо него. Блазис опубликовал в журнале «Ла Фама» сценарий «Мефистофеля, или Гения ада», но спустя несколько лет «Фауста» поставил Ж. Перро. Блазис заговорил о плагиате. Свой спектакль ему удалось поставить в 1856 году в Варшаве. Потом он в 1861 году поставил балет о Мефистофеле и Фаусте в Москве.

Премьера трехактного балета Перро «Фауст» состоялась в Милане 12 февраля 1848 года. Сценарий он сочинил сам, сам же исполнил роль Мефистофеля, Маргаритой была знаменитая Фанни Эльслер. Авторы музыки – итальянцы Дж. Паницца, М. Коста и Дж. Байетти. Бурнонвиль видел эту постановку в Вене в 1850-е годы и отзывался о ней неодобрительно, поскольку считал, что Люсиль Гран, его ученица, пересказала Перро все детали датского «Фауста».

Познакомившись с вариантом Перро, Бурнонвиль 12 ноября 1859 года начал разрабатывать подробные «Изменения ко второму варианту балета „Фауст”». На сцене эта редакция так и не появилась.

А Перро поставил своего «Фауста», уже на музыку Цезаря Пуни и Глакомо Паниццы в 1854 году на сцене петербургского Большого театра. В 1867 году этот спектакль лёг в основу ещё одного «Фауста», работы Мариуса Петипа.

У Перро на первом плане оказалась тема борьбы женской добродетели с дьявольским искушением. Ещё не настало время для адекватного изображения философских проблем на балетной сцене. Умственные искания истины, суть Фауста, были не так важны, как страдания Маргариты. При этом танец оказался для Перро, гениального хореографа (иначе не скажешь об авторе «Жизели»), не так значителен, как прекрасные пантомимные сцены. Получился поэтический лирико-драматический спектакль о борьбе Маргариты с материальными искушениями и человеческими грехами.

Поскольку все «Фаусты» балетной сцены XIX века были, в сущности, друг на дружку очень похожи, достаточно привести либретто «Фауста» Жюля Перро.

Начинается спектакль с того, что старый Фауст провожает учеников и заклинает духов. В разноцветном пламени из люка поднимается Мефистофель. По знаку Фауста он тут же проваливается с «фантастическим хохотом». Затем появляется вновь в обличье студента. Усыпив Фауста, он вызывает три видения: Маргариту, молящуюся в своей спальне, её же призрак, поднимающийся из могилы, и, наконец, Маргариту, танцующую с подругами в очарованном саду. Фауст подписывает контракт, превращается в юношу, и Мефистофель уносит его в воздух на своём плаще.

Картина следующая — городская площадь, праздник избрания добродетельной красавицы. Тут встречаются, с одной стороны, Маргарита, её мать, кокетливая девица Марта и жених Маргариты, Валентин, с другой — Мефистофель в облике базарного шарлатана, Фауст и шайка цыган, исполнителей характерного танца. Мефистофель приглашает Маргариту, танцуя подводит её к Фаусту, резко останавливается, касается его груди и словно перекладывает снедавшую того страсть в грудь Маргариты; затем увлекает её в бешеный галоп. Маргарита получает приз избранницы. Мефистофель угощает народ вином, которое превращается в пламя, и пропадает, увлекая за собой Фауста.

Действие переносится в спальню Маргариты. Героиня находит шкатулку с драгоценностями и то поддаётся, то противится соблазнам. Семь солисток — семь смертных грехов — исполняют вариации. Лень уговаривает бросить прялку. Гордость и Зависть прельщают драгоценностями. Гнев заставляет отбросить украшения. А Скупость советует их подобрать. Потом, в саду, Чревоугодие предлагает девушке фрукты. Страсть нашёптывает искушения, указывая на Фауста. Маргарита изгоняет наваждение молитвой.

Маргарита даёт матери зелье, которое считает снотворным, чтобы без её надзора встретиться с Фаустом, и нечаянно отравляет мать. Фауст убивает Валентина. Маргарита убегает, и герои встречаются в горах Гарца. Потеряв рассудок, героиня ласкает и укачивает невидимого ребенка, потом топит его в ручье. Фауст пытается спасти её. Она отказывается. Солдаты уводят её в тюрьму.

В финальной сцене адский хоровод прерывает Мефистофель, несущий спящего Фауста. Появляется видение Маргариты на эшафоте. Палач заносит топор. Пляска призраков возобновляется. Мефистофель требует расплаты, но «небесный огонь» сжигает контракт. Призраки проваливаются. В небе Маргарита протягивает руки к Фаусту, и ангелы соединяют их. На земле Мефистофель даёт волю гневу.

Впоследствии было ещё немало «Фаустов», за тему брались многие, от Карло Блазиса до Мориса Бежара, использовали музыку то Гуно, то Берлиоза, то Баха. У одних балетмейстеров Маргарита спасала Фауста, у других — нет. Но воплотить произведение Гёте во всей его сложности на балетной сцене, кажется, не дано никому.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*