Для кого картинки?

Александр КУНИН

 

Осенью 2019 года тема комиксов снова всплыла в широком общественном обсуждении, да ещё и на самом высоком уровне. Почему вокруг рисованных историй то и дело разгораются жаркие дискуссии? Что это, признак деградации общества или искусственно подогреваемый интерес? Давайте попробуем разобраться.

В советские годы о комиксах почти не упоминали, а слово «манга» практически никто не знал. В конце 1990-х и в 2000-е гг. комиксы то и дело становились причиной скандалов или каких-то общественных разбирательств. В прессе было принято обращаться к этой теме исключительно в курьёзном ключе.

Дискуссии сегодняшние имеют качественно иное свойство. Неспроста после неловкого инцидента, случившегося на недавней книжной ярмарке в Москве на ВВЦ, высокому чиновнику, вовлечённому в скандал, пришлось публиковать детальный и развёрнутый комментарий, в котором он объяснил свою позицию и дал понять, что знаком с рисованными историями (комиксами и т.п.) как с богатой и развитой сферой отечественной и мировой визуальной культуры.

Причина, по которой рисованные истории перестали быть предметом исключительно курьёзов и шуток, кроется в большой просветительской работе, проведённой за последние 15—20 лет. К этой работе причастны издатели, книготорговцы, библиотекари, авторы и читатели.

Демонстрация на отечественных телеэкранах фильмов, в том числе анимационных, по мотивам комиксов и манга, конечно, сказалось на зарождении интереса к рисованным историям. Правда, такие фильмы были уже в 1980-х, но аудитория, фокусирующая своё внимание на изданиях комиксов, стала складываться лишь в 2000-е годы. Ключевую роль в формировании новой сферы читательских интересов сыграли деятельность фестивалей комиксов и аниме, возникновение первых специализированных издательств («Нитусов», «Сакура-пресс», «Фабрика комиксов» и пр.), появление тематических сообществ в сети Интернет, комиксов на полках публичных библиотек и специальных секций в книжных магазинах.

Впервые ассортимент рисованных историй как выделенной группы товаров зафиксирован в 2005 году в магазинах Fast-anime в Санкт-Петербурге. К 2010 году, благодаря активной деятельности издательств «Комикс-Арт», «Сакура-пресс», «Фабрика комиксов», «Истари комикс», «Палма Пресс» и ряда других, универсальные книжные магазины смогли выделить издания рисованных историй в стиле манга и манхва в отдельный сектор в торговом зале.

Появление в 2007—2011 гг. издательств, специализирующихся на выпуске американских, европейских и отечественных рисованных историй, послужило формированию в соцсетях читательских сообществ, заинтересованных в оперативном информировании и получении книжных новинок.

Поначалу такая активность была обусловлена тем, что в отдалённых от Москвы и Санкт-Петербурга регионах страны рисованные истории было практически невозможно достать. Читатели собирали деньги и закупали партии книг сразу на большую группу заказчиков, чтобы минимизировать свои расходы на пересылку. И это были первые шаги на пути к формированию специализированной торговой системы. Модераторы читательских сообществ в соцсетях сначала собирали списки на закупку книг в кругу потенциальных покупателей в своём городе или регионе, а затем стали задумываться об организации собственных магазинов комиксов. Важную роль в поддержке таких инициатив сыграла санкт-петербургская компания «Нольпель» (торговый бренд «Лавка «Апельсин»). Начиная с 1998 года эта компания занималась оптовой торговлей периодическими изданиями и имела богатый опыт работы с мелкими заказами, в том числе и в формате предоставления партий товаров на реализацию.

По итогам проведённого нами мониторинга, результаты которого представлены в открытом доступе на сайте Центра рисованных историй и изображений РГБМ, было обнаружено более 60 действующих специализированных магазинов комиксов в различных регионах России. Возникновение подобных организаций стимулировало появление местных сообществ поклонников рисованных историй, что, в свою очередь, актуализировало необходимость в работе с данным видом изданий в региональных библиотеках, работающих с молодёжью.

Отправной точкой для начала библиотечной работы с рисованными историями послужила встреча представителей книжного дела (издатели, книготорговцы и библиотекари) на фестивале «КомМиссия» в Москве 8 мая 2010 года (См.: Изотекст—2010. М., 2010. С. 202—215). На мероприятии, организованном по инициативе автора этих строк, впервые был затронут вопрос об актуальности данного массива изданий в контексте библиотечного обслуживания молодёжи. Среди участников круглого стола был только один представитель библиотечного сообщества — директор Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ) И. Б. Михнова. К этому моменту в фонде РГБМ имелось немногим более 200 рисованных историй на французском языке, которые достались в дар от Посольства Франции в конце 1990-х гг. После участия директора РГБМ в дискуссии было принято решение выделить комиксы в отдельный фонд и начать специальную программу по использованию комиксов в целях приобщения молодёжи к чтению. Так, в августе 2010 года в РГБМ был учреждён Центр комиксов и визуальной культуры, а имевшийся к тому времени фонд комиксов был передан под его управление.

С первых же лет существования Центра сотрудниками библиотеки стали устраиваться региональные акции. В январе 2011 состоялась первая — в Туле. Там при поддержке МУК «Тульская библиотечная система» и по инициативе муниципального музея «Тульский некрополь» была организована выставка «Эстетика комикса в современном искусстве», проведены лекция и семинар для библиотекарей Тулы в МУК «Тульская библиотечная система». Впоследствие подобные выездные мероприятия были проведены во многих городах страны. Важным методическим пособием для библиотекарей и клубных работников стал сборник «Изотекст». Издание было осуществлено РГБМ по инициативе А. Кунина и стало ежегодным. Содержание сборника составляют статьи, посвящённые различным аспектам истории развития культуры комиксов в России и мире, проблемам использования комиксов в библиотечной работе, обзоры наиболее ярких проектов и культурных институций (Сериатека в Швеции, Музей комиксов в Ангулеме и пр.).

Надо отметить, что первоначально проект Центра комиксов и визуальной культуры в РГБМ носил экспериментальный характер. Существовало опасение, что библиотечное сообщество воспримет идею неодобрительно или она окажется неактуальной. Однако по результатам первого года работы стало ясно, что работа в данном направлении пользуется интересом у читателей. С 2013 года Центр стал штаб-квартирой Международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия», а руководитель Центра, ваш покорный слуга, возглавил фестиваль. В 2014 году при поддержке Центра состоялся первый в России фестиваль комиксов и гик-культуры Comic Con Russia (См.: Изотекст—2015. М., 2015. С. 9). С 2016 года РГБМ проводит Международную конференцию исследователей рисованных историй «Изотекст». Традиционный сборник статей «Изотекст» трансформировался в сборник материалов конференции и публикуется по итогам проведения мероприятия. Таким образом, стала формироваться профессиональная среда исследователей рисованных историй.

Важным итогом работы Центра стало появление специализированных структур, посвящённых работе с комиксами, в публичных библиотеках регионов России. В 2012 году при поддержке Центра была учреждена Библиотека комиксов в Санкт-Петербурге в структуре ЦБС им. Лермонтова. В той или иной степени РГБМ в лице Центра комиксов и визуальной культуры (а затем методической службы Центр рисованных историй и изображений) выступала с поддержкой подобных инициатив в Самаре, Сыктывкаре, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и других городах страны. А тема комиксов в работе публичных библиотек с молодёжью стала очевидной и понятной руководящему составу библиотек и широкой общественности.

Удачные проекты региональных центров и клубов комиксов в структуре публичных библиотек, как правило, основывались на имеющейся в регионе читательской активности в виде уже существующих клубов, фестивалей комиксов и наличия заинтересованных лиц, готовых к сотрудничеству с библиотекой.

Сегодня публичные библиотеки России являются одним из важных источников рекомендательной информации в области чтения рисованных историй. Среди значимых результатов такой работы — интерес читателей к отечественным авторам-комиксистам, а также появление всё большего числа российских авторов, для которых участие в подобного рода библиотечных проектах является первым шагом на пути профессионального самоопределения.

Рисованные истории, став естественной частью молодёжного чтения, начали раскрывать свой потенциал и в сфере реализации социальных задач. Благодаря работе таких издательств, как Corpus, «Бумкнига», «МИФ» и других на книжном рынке России появились иностранные графические романы на сложные темы. Среди наиболее значимых работ можно вспомнить «Маус» Арта Шпигельмана, «Священная болезнь» Давида Б., «Мария и я» Мигеля Гаярдо, «Голубые таблетки» Фредерика Питерса, «Дневник Анны Франк» Ари Фольмана и Дэвида Полонски и др.

Благодаря проекту «Респект» комиксы прочно вошли в рацион социально ориентированных проектов. Начиная с 2012 года авторы проекта устраивали образовательные и методические мероприятия с участием профессиональных комиксистов, языковых и социально ориентированных активистов, культурологов и педагогов, чтобы научить их применять инструментарий рисованных историй в своей повседневной работе со сложными социальными группами.

Всё это послужило почвой для появления целого направления отечественных рисованных историй на сложные и остросоциальные темы. Это и книги Ольги Лаврентьевой «ШУВ», «Непризнанные государства» и «Сурвило». Работы Лены Ужиновой «Мой секс» и «Я — слон» (в соавторстве с Владимиром Рудаком). Активно на нише серьёзных рисованных историй заявляет свои позиции санкт-петербургское издательство «КомФедерация». Среди их книг — «Антисоциальный клуб» Елены Маликовой, «Коленки» Дарьи Петушок, «Дора» Ани Смирновой, «Клава и последняя жизнь» Евгении Кундозеровой и Игоря Лисовского и пр. В этих книгах поднимаются темы насилия и травли в школьной среде, проблемы взросления, сложности во взаимоотношениях детей и родителей. И этот список можно продолжить.

Таким образом, рисованные истории сегодня — это уже сложное и разноплановое книжное пространство. Его нельзя воспринимать однобоко. И этим книгам самое место на полках публичных библиотек и в руках читателей.