Научно-фантастический детектив Сергея Снегова

Игорь Минаков


Русский советский писатель-фантаст Сергей Александрович Снегов (1910–1994) более всего известен трилогией «Люди как боги», но его перу принадлежит немало других замечательных произведений, в том числе детективно-фантастический цикл о приключениях братьев Васильевых, Роя и Генриха. 
О цикле одного из классиков жанра — «библиофильский» этюд писателя и редактора Игоря Минакова.

 

Всё в этом цикле необычно. Во-первых, действие его происходит в далёком будущем; во-вторых, Васильевы не профессиональные сыщики, а учёные; в-третьих, расследуемые ими происшествия (порою трагические) тоже связаны с наукой, а не с традиционным криминалом.

Большинство произведений из этого цикла было включено в авторский сборник «Посол без верительных грамот», опубликованный издательством «Детская литература» в серии «Библиотека приключений и научной фантастики» в 1977 году. Сборник включает одиннадцать рассказов и одну повесть. Каждое произведение — это одно расследуемое дело. Васильевым приходится сталкиваться с совершенно, на первый взгляд, необъяснимыми событиями, которые нельзя распутать, не прибегая к нетривиальным трактовкам, нередко лежащим на грани науки и едва ли — не мистики.

Писатель пошёл наперекор известной истине, которая гласит, что любое преступление может быть объяснено с помощью мистики или фантастики, и это будет весьма логичное объяснение, ибо в его мини-детективах «преступления» как раз фантастические и раскрываются они фантастическим способом. Любопытно, что в произведениях цикла Снегов использует тот же сюжетный ход, что лёг в основу произведений Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.

 

 

Помните, что сам знаменитый сыщик и его ассистент и летописец доктор Ватсон противостоят не только преступникам, но и недалёкому, склонному к скоропалительным выводам инспектору Лестрейду из Скотланд-Ярда? Нечто похожее происходит и с братьями Васильевыми. Ведь они физики, а не сыщики. Тем не менее, в мире описываемого Снеговым будущего есть и обычные сыскари.

Они, конечно, не столь тупоголовые, как Лестрейд, но… «Детективы Управления космоса исследовали происшествие по нормам земного бытия. И в этом их ошибка. Земные нормы поведения могут оказаться неприменимыми в условиях иных планет и иных цивилизаций. Они искали наиболее вероятное земное объяснение катастрофы, а событие совершилось на Альтоне…» — так Рой Васильев объясняет отличие подходов, используемых им и Генрихом, от методов официального следствия.

Вышеприведенную цитату вполне можно считать не только принципом, которым руководствуются герои, но и авторским кредо. Ведь одно из главных отличий Сергея Снегова от других писателей-фантастов того времени заключается в том, что он не чурается фантастических объяснений фантастических же событий, поскольку куцая человеческая логика, базирующаяся на опыте земной жизни, иной раз не может растолковать феномены, порождённые иным разумом или неизвестными нам природными процессами. 

Стоит сказать несколько слов о мире будущего, что предстаёт перед нами в этом цикле. По сути — эта та же реальность, в которой живут и сражаются герои трилогии «Люди как боги». XXV век. Люди населили планеты Солнечной системы и активно осваивают межзвёздное пространство. Для землян перелёты между ближними и дальними мирами столь же обычны, как для нас — между городами и континентами. За жизнью и здоровьем каждого гражданина следит МУМ — Малая Универсальная Машина, а более сложными процессами, связанными с функционированием цивилизации, занимается БАМ — Большая Академическая Машина. 

Социальное устройство напоминает мир Полдня братьев Стругацких. Отношения между людьми строятся на априорном дружелюбии, бескорыстии и стремлении в любой момент прийти на помощь. Будь общество XXV столетия устроено иначе, Рою и Генриху Васильевым гораздо труднее было бы распутывать загадочные происшествия. В наше время детективы-физики то и дело сталкивались бы с недоброжелательным отношением не только граждан, но и правоохранительных органов. 

Кстати, в мире будущего «органы» тоже не дремлют. Помимо вышеупомянутых детективов Управления космоса, существует и Управление общественного благополучия. Правоохранители грядущего оснащены по последнему слову техники. В их распоряжении имеются и интеграторы общественного здоровья, и уровнемеры наличного общественного счастья, и регистратор суммарного творческого потенциала общества с экраном общественного пси-поля. Только представьте всё это в руках людей эгоистичных, жаждущих власти, да ещё и склонных к садизму? 

К счастью для будущего человечества, в Управлении общественного благополучия таких не держат. Его сотрудники всегда готовы к сотрудничеству с представителями общественности. Они даже позволяют подключить к своей машинерии изобретённый братьями Васильевыми розыскной прибор. Ведь у правоохранителей нет оснований не доверять Рою и Генриху, им даже в голову не придёт, что те могут воспользоваться доступом к «базе данных» в каких-либо иных целях, кроме альтруистических. 

Следует заметить, что Снегову удалось блестяще совместить довольно противоречивые требования к советским фантастам, которые выдвигались официальной критикой, а именно — впрясть в одну телегу идеологически подкованного коня и трепетную лань авторской фантазии. Считалось, что мир победившего коммунизма должен быть бесконфликтным, ведь в бесклассовом обществе делить нечего, но как построить на бесконфликтности сюжет фантастического произведения, которое по своей природе должно быть увлекательным? 

Каждый советский фантаст ещё с двадцатых годов прошлого века решал эту проблему по-своему. Одни засылали на советские орбитальные станции иностранных шпионов, другие устраивали мировую революцию, третьи сталкивали своих героев с мещанами, не изжившими в себе мелкобуржуазных наклонностей, четвёртые обрушивали на отважных первопроходцев враждебные силы природы. В цикле о братьях Васильевых, Снегов нашёл, на мой взгляд, собственный и довольно-таки изящный приём. 

Люди, сколь бы сложными ни были отношения между ними, в любой, а тем более — в катастрофической ситуации всегда остаются на одной стороне. А сюжетообразующие конфликты возникают не по чьему-либо злому умыслу, а из-за неравномерности развития земной и инопланетных цивилизаций, или из-за непонимания нами, людьми, некоторых внеземных процессов, ну, или, в худшем случае, из-за того, что чьё-то частное представление о благе человечества противоречит мнению самого человечества. И это, помимо холодноватого авторского стиля и увлекательного сюжета, делает сборник Сергея Снегова «Посол без верительных грамот» одной из лучших книг советской фантастики.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*