Практичность, ответственность и человекоориентированность: будущее искусственного интеллекта в библиотеках

Авторы блога PressReader


Значительная часть сегодняшних дискуссий об искусственном интеллекте вращается вокруг потенциальных опасностей его безответственного использования. При этом эксперты всё чаще говорят о том, что именно библиотеки могут позиционироваться как место и как ресурс для практического и ответственного применения ИИ-технологий. Команда авторов блога PressReader предлагает вместе порассуждать о том, как публичные библиотеки могут интегрировать искусственный интеллект в свои процессы и услуги, и какие нюансы использования ИИ-технологий им необходимо при этом учесть.

 

Очевидно, что новые технологии — искусственный интеллект, машинное обучение и обработка естественного языка — со временем станут всё более распространёнными и вплетёнными в контекст нашей повседневной жизни. В связи с этим публичным библиотекам, равно как и университетским, необходимо подготовиться к этой новой реальности. В этой статье мы рассмотрим различные способы, с помощью которых библиотеки могут использовать технологии искусственного интеллекта для улучшения своих сервисов и услуг.

Как библиотеки используют ИИ?

В условиях библиотеки ИИ может быть полезен при проведении исследований, для оптимизации работы с фондом, для упрощения процесса принятия решений на основе данных. Предлагаем рассмотреть несколько других примеров потенциального применения искусственного интеллекта в библиотечной среде.

Работа с книжным фондом

Библиотеки могут автоматизировать процесс добавления книг, цифровых ресурсов и других материалов в библиотечный каталог. Это включает в себя импорт метаданных, присвоение шифров и обновление библиографических записей.

Управление резервированием и книговыдачей

Процессы размещения книг и других материалов и управления ими могут быть автоматизированы. Посетители могут зарезервировать материалы онлайн, и система уведомит их, когда заказанные позиции будут доступны к выдаче.

Заявки на межбиблиотечный абонемент

Библиотеки могут использовать автоматизированную систему для запроса и получения книг из других библиотек. Это упростит процесс получения материалов, которых нет в фонде конкретной библиотеки.

Управление учётными записями пользователей

Посетители могут управлять своими библиотечными учётными записями онлайн и совершать разные операции: обновлять контактную информацию, изменять пароли и продлевать книги.

Анализ данных о посетителях и рекомендации

Автоматизированная система библиотеки может собирать и анализировать данные о пользователях для того, чтобы лучше понять их предпочтения и модели пользования библиотечными услугами и сервисами. Эти данные помогут в пополнении коллекции и планировании мероприятий, оптимизируя управление ресурсами. Кроме того, автоматизированные системы рекомендаций могут предлагать пользователям подходящие книги и материалы на основе анализа их читательских предпочтений и истории взятых в библиотеке книг.

Библиотекари принимают вызов

На самом деле, большинство библиотек уже много лет используют ИИ-приложения в своей работе. Во введении к своей недавней публикации «Рост искусственного интеллекта» Ассоциация университетских и исследовательских библиотек (ACRL) отмечает следующее:

«У библиотекарей есть уникальные возможности для решения задач, которые ИИ ставит перед их сферой деятельности. Библиотеки существуют на протяжении тысячелетий; они развиваются вместе с обществом, изменяя и адаптируя свои услуги для удовлетворения информационных потребностей своих сообществ. Сегодня академические библиотеки значительно расширили цифровые предложения для своих пользователей, включив в них не только доступ к электронным книгам или журнальным статьям, но и программные приложения для поиска и пользования материалами. Некоторые специалисты академических библиотек могут сказать, что им не хватает базовых знаний об искусственном интеллекте или что они плохо подготовлены, чтобы говорить на эту тему, и тем не менее они, скорее всего, взаимодействуют с ИИ через различные типы программных приложений, которые функционируют в их библиотеках. По крайней мере, в своё время они столкнулись с алгоритмами поиска и овладели этим искусством в полной мере».

В данной статье речь идёт именно об университетских библиотеках, однако президент и генеральный директор Совета городских библиотек Брукс Рейнуотер говорит, что у публичных библиотек также есть все шансы для продвижения инноваций.

«Поскольку инструменты генеративного искусственного интеллекта становятся более доступными, эффективными и менее дорогими, у библиотек появляются новые возможности для лидерства», — говорит Рейнуотер. «Несмотря на то, что существуют постоянные опасения о потенциальном использовании ИИ для дезинформации, перед нами открываются самые разнообразные возможности. Они включают в себя ответственное использование приложений, которые повышают эффективность, ускоряют коммуникацию и служат полезным инструментом для демонстрации и проверки библиотечных услуг и ресурсов».

Почему конфиденциальность — это проблема?

Всё дело в больших данных.

Крис Кьянконе, руководитель отдела информации города Кэрролтон, штат Техас, отмечает, что для эффективного функционирования системы искусственного интеллекта часто опираются на огромные объёмы данных — данных, которые могут содержать конфиденциальную информацию о пользователях. Это, по словам Кьянконе, вызывает обоснованную обеспокоенность по поводу конфиденциальности пользователей и безопасности данных, и библиотеки в данной ситуации оказываются не защищены.

«Библиотеки несут ответственность за защиту информации своих пользователей, а использование технологий искусственного интеллекта может усложнить эту задачу», — считает он. «Например, если ИИ-система используется для рекомендации книг пользователям библиотеки, ей потребуется доступ к их читательским привычкам и предпочтениям, которые можно считать конфиденциальной информацией».

Регулирование защиты данных и конфиденциальности

На технологии искусственного интеллекта распространяются существующие правила защиты данных и конфиденциальности, в том числе следующие:

— Общий регламент защиты персональных данных (General Data Protection Regulation): Комплексное регулирование для организаций, действующих на территории Европейского Союза, обрабатывающих персональные данные граждан ЕС. Основное внимание уделяется защите данных, конфиденциальности и правам на персональные данные.

— Закон Калифорнии о защите персональных данных потребителей (California Consumer Privacy Act): Положение о конфиденциальности данных в Калифорнии, которое предоставляет потребителям особые права в отношении их личной информации. Он требует от организаций раскрывать методы сбора и обмена данными, что позволяет потребителям отказаться от раскрытия своей личной информации.

— Прочие региональные правила. Другие страны и регионы также приняли законы о защите данных и конфиденциальности для систем искусственного интеллекта, таких как ChatGPT. Например, Закон о защите персональных данных (Personal Data Protection Act) в Сингапуре и Закон о защите персональных данных (Lei Geral de Proteção de Dados) в Бразилии.

Комплексный закон об искусственном интеллекте

К тому времени, когда вы будете читать эти строки, государства – члены ЕС, Европейский парламент и Европейская комиссия, вероятно, достигнут соглашения по окончательному тексту AI Act, который позиционируется как первый в мире комплексный закон об искусственном интеллекте.

Предлагаемый закон будет классифицировать инструменты ИИ на основе их уровней риска — от минимального до ограниченного, высокого и неприемлемого. Он также должен разрешить такие проблемные вопросы, как биометрическое наблюдение, дезинформация и использование дискриминационной лексики. Хотя инструменты высокого риска не будут запрещены, их использование потребует большей прозрачности.

Приоритетным в данном документе, который может стать законом уже в начале следующего года, является обеспечение условий, чтобы системы искусственного интеллекта, используемые в ЕС, были «безопасными, прозрачными, отслеживаемыми, недискриминационными и экологически безопасными. Чтобы избежать пагубных последствий, ИИ-системы должны контролироваться людьми, а не инструментами автоматизации».

Человекоориентированный подход

Сувик Гош, доцент Школы информации Университета Сан-Хосе, также выступает за человекоориентированный подход при внедрении искусственного интеллекта в библиотеках и других учреждениях.

«Библиотекам необходимо развиваться и принять революционные возможности искусственного интеллекта, чтобы сделать ИИ и диалоговые системы более доступными и ориентированными на человека», — написал Гош в своей статье в 2021 году. «Чат-боты уже используются в работе некоторых вебсайтов, они отвечают на вопросы пользователей, подсказывают, как добраться до библиотеки, и дают ссылки на соответствующие ресурсы. Внедрение технологии диалоговых систем в библиотеках и музеях поможет посетителям с их запросами и повысит доступность этих учреждений».

Гарантированная польза для общества

На какие передовые практики могут ориентироваться IT-специалисты, внедряя новые технологии в библиотечные процессы? Положение для руководства Совета городских библиотек включает следующие пять предложений:

1. Переходить от информирования к практическому использованию, например, к использованию инструментов искусственного интеллекта для повышения производительности в филиалах библиотеки и при разработке мероприятий.

2. Использовать оперативные навыки библиотечных специалистов, которые уже обучены находить массивы информации по ключевым словам или фразам.

3. Повышать информационную грамотность сотрудников и пользователей через практическое использование ИИ, например, проводя воркшопы, на которых участники учатся создавать короткие рассказы и стихи с помощью ИИ.

4. Создать сеть цифрового включения (DIN), ориентированную на искусственный интеллект, чтобы обеспечить равный доступ к экономическим преимуществам новых технологий на основе ИИ.

5. Выступать за ответственное использование ИИ, чтобы гарантировать, что эти достижения принесут пользу обществу в целом, а также сохранять основополагающие стандарты образования, инноваций и доступа к информации.

Библиотечные профессионалы будут управлять процессами

Искусственный интеллект и машинное обучение продолжат развиваться, при этом библиотекари будут важны как никогда, хотя их роль будет меняться вместе с высокотехнологичными инструментами.

На сайте American Journal Experts Чарла Виера прекрасно подвела промежуточный итог этой продолжающейся эволюции:

«Подобно тому, как библиотечные специалисты играют значимую роль в разработке поисковых систем и стратегий, необходимых для маневрирования в сложных системах каталогизации, они также будут участвовать в разработке инструментов обнаружения знаний на основе искусственного интеллекта. Затем они возьмут на себя инициативу по обучению пользователей тому, как находить эти ИИ-инструменты и взаимодействовать с ними».

Футурист Рэймонд Курцвейл однажды описал библиотекаря как «естественного лидера в наступающую эпоху информации». В марте 1993 года Курцвейл вёл в Library Journal колонку под названием «Меняющаяся библиотека». В ней он рассуждал о том, как может выглядеть библиотека будущего.

Почему нам всегда будут нужны библиотекари

«Благодаря книгам в виртуальной форме, которые легко передаются через средства коммуникации, создаваемую виртуальную библиотеку не нужно будет размещать в здании», — написал Курцвейл. «Компьютеры и дальше будут способствовать повышению эффективности управления, но ориентированность на человека никуда не исчезнет».

«Последние две категории библиотечного обслуживания — поиск знаний и обучение — станут основными направлениями деятельности библиотекаря. Несмотря на то, что компьютеры будут составлять конкуренцию в этих ролях до тех пор, пока машины не смогут сравниться с нашим интеллектом, роль людей в процессе управления и передачи знаний будет оставаться главенствующей».

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: blog.pressreader.com

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*