Публикуем окончание статьи сотрудника Школы библиотечных и информационных исследований Техасского женского университета. Автор обозревает наиболее интересные практики, которые помогут библиотекарям развивать идею молодёжного активизма и включения молодёжи в общественную жизнь. Начало публикации см. в № 39 газеты «Территория L».
Исследователи Шелли Хельгесон и Дилан Шнайдер изучали по всей стране организации по предупреждению насилия, участниками которых была и молодёжь. Они определили четыре типа организации, воспринимающие молодых людей как заинтересованную сторону и предлагающие им реальные возможности для участия. На основе анализа авторы определили четыре рекомендации для любой общественной организации, стремящейся работать с молодёжью.
Рекомендация 1. Создать возможности для значимого молодёжного лидерства (ключевая ценность: значимое молодёжное лидерство). Молодёжи важно выполнять роли и задачи, которые непосредственно отражают миссию организации, вызывая у них чувство легитимности и ответственности. Авторы описали это как «синдром искусственного собеседника», в котором организация предлагает молодёжи только «дежурные обязанности или пустые названия» (например, разрезать бумагу для заметок или протирать от пыли книжки). Наиболее эффективными оказались курирование новых молодых участников и ведение совместной работы с сотрудниками организации.
Рекомендация 2. Встречаться с молодёжью там, где она есть (ключевая ценность: доступность). Для успеха программы чрезвычайно важна её доступность как физическая, так и культурная. Это означает, что необходимо проводить активности в знакомых и легко доступных локациях, а также быть открытыми способам общения, привычным для молодёжи. Это включает взаимодействие через социальные медиаплатформы, наиболее используемые в ваших сообществах.
Рекомендация 3. Партнёры не конкурируют (ключевая ценность: коллаборация). Активное сотрудничество в общественном, частном и некоммерческом секторах сделало исследуемые организации более эффективными в работе с молодёжью и позволило им лучше использовать ресурсы местного сообщества. Это дополнительное усилие окупилось расширением охвата аудитории каждой организации, а также обеспечило более комплексную поддержку молодёжи в местном сообществе.
Рекомендация 4. Включить молодёжь в процесс оценки программ (ключевая ценность: активное слушание). Авторы утверждают, что для оценки успешности программ количественных данных недостаточно. Воспринимать молодёжь как заинтересованных партнёров — значит учитывать их мнение, хотя бы потому, что именно они являются предполагаемыми бенефициарами ваших программ и активностей. Должны быть предоставлены чёткие каналы связи для сбора мнений участников на протяжении всей программы. Мало того что их отзывы помогают вам скорректировать свою деятельность, но это ещё и позволяет молодёжи рефлексировать, рассуждать, приобретая ценные личностные навыки.
Уитни Геккер. Лучшие практики включения молодёжи в муниципальное правительство (2017)
Ещё одна группа исследователей в поисках лучших практик по привлечению молодёжи обращает внимание на организацию муниципального самоуправления. Астра Аугсбергер и её коллеги опросили участников, представляющих 24 молодёжных совета Большого Бостона. Авторы исследования определили семь лучших практик для стимулирования активного участия молодёжи, которые можно легко применить для создания молодёжных библиотечных советов и других постоянных библиотечных инициатив.
1. Создать молодёжный совет в соответствии с местными реалиями. Так же, как библиотечные программы могут с успехом идти в одном филиале, а в другом с треском провалиться, одна и та же структура совета и его деятельность не работают одинаково хорошо в любом месте или даже в одном и том же месте год за годом. Ваш совет должен быть значимым для местного сообщества, миссии вашей библиотеки, а также интересов и способностей его молодых участников. Кроме того, необходимо запустить процесс непрерывной рефлексии, чтобы ваши активности могли развиваться в ответ на происходящие изменения в обществе и в молодёжной среде.
2. Чётко обозначить миссию, структуру и деятельность совета. Текущий фокус вашего совета должен соответствовать структуре и деятельности группы. Независимо от того, организован ли он по конкретной проблеме или используется более широко в качестве консультативного совета, его задачи, роли и возможности должны чётко соотноситься с обозначенной миссией. Такой подход сохраняет в молодых ощущение вовлечённости, они видят, что их усилия имеют смысл и служат конкретной цели.
3. Получать поддержку от взрослых союзников. Молодёжные советы процветают, когда у них есть два ключевых аспекта поддержки от взрослых. Первый — на более широком уровне организации или от сообщества, например, от политических лидеров или представителей высшего руководства библиотек. Они служат для подтверждения важности участия молодёжи и передачи этого сообщения своим избирателям. Второй — это сотрудник, имеющий опыт работы с молодёжью, непосредственно включённый в работу совета — это роль, с которой блестяще справляются молодёжные библиотекари.
4. Взвешенно подходить к вопросу разнообразия членства в совете. Важно рассмотреть несколько аспектов разнообразия в идентичности и жизненном опыте, например, молодых людей из приёмной семьи или молодых иммигрантов. Молодёжный совет должен отражать всё разнообразие местного сообщества и давать возможность высказаться всем его членам. Отсутствие разнообразия вообще является общей проблемой молодёжных программ. Как правило, «отличники» хотят принять участие в советах, их и выбирают. Полезно выходить за рамки очевидного выбора и привлекать молодёжь, которая может быть была упущена из виду при проведении других программ, но которая готова внести свой вклад. Ваш совет может стать идеальным инструментом для развития их лидерских навыков.
5. Предоставлять молодёжи возможность для саморазвития. Как уже отмечалось ранее, молодёжь нуждается в обучении и поддержке со стороны взрослых, чтобы выполнять новые задачи и впоследствии взять на себя руководство. Сознательно планируйте это, включив возможности руководства в деятельность совета.
6. Замечать и реагировать на негативное отношение к молодёжи. Хотя мы, библиотекари, верим в способности наших молодых пользователей, другие сотрудники библиотеки или члены местного сообщества могут скептически относиться к важности участия молодёжи в общественной жизни. Авторы статьи обращают внимание, что подобные взгляды взрослых, отбивающие всякую охоту у молодёжи, вложены в «институциональный контекст и процедурные требования; культурные и социальные нормы; отсутствие ясности в отношении участия детей и молодёжи; опасения по поводу негативных последствий». Изучите не только то, что люди говорят о молодых участниках или непосредственно им, но также то, являются ли правила и ожидания разумными или ограничивают участие молодёжи.
7. Предоставлять возможности для использования социальных сетей. Многие молодые люди вступают в советы с целью общения со своими сверстниками. Используйте соответствующие социальные сети для построения и поддержания социальных отношений. Кроме того, продумайте такие активности совета, которые могли бы способствовать взаимодействию в социальных сетях молодёжи и взрослых, предлагающих возможности для получения образования и трудоустройства.
В последнем заявлении миссии библиотечных услуг для молодёжи нас, библиотекарей, призывают «способствовать обучению, личностному развитию и участию молодых пользователей в общественной жизни» (Ассоциация библиотечного обслуживания молодёжи, 2014). Поддерживая молодых активистов, мы можем развивать все эти три аспекта, улучшая жизнь представителей местного сообщества всех возрастов.
Перевела с английского Мария Алексеева
Источник: www.ala.org/yalsa/sites/ala.org.yalsa/files/content/YALS_vol-16-no-2-winter2018.pdf