Людмила Инькова: О наставничестве и молодёжи в библиотеке


Если говорить о преподавании как особой форме общественной деятельности, то учитель — это, в первую очередь, человек, который несёт высокую ответственность за воспитание и обучение, становление личности человека. Учитель — это тот, кто направляет интеллектуальное и духовное развитие своего подопечного. В этом смысле учитель и наставник очень близки по значению и общей социальной функции, реализация которой не зависит от принадлежности к профессиональной педагогической деятельности.  В библиотечном деле роль наставничества трудно переоценить.

 

Официальный Год педагога и наставника дал значительный толчок к пониманию важности и актуальности наставничества для развития библиотечного дела. В истории библиотеки немало профессионалов, которых мы можем с уверенностью называть наставниками.  С одним из них мне посчастливилось не только начать свой профессиональный путь, но и очень многому научиться, что в дальнейшем способствовало моему росту и развитию в профессиональной сфере. 

Людмила Моисеевна Инькова — советский и российский библиотековед, журналист, член-корреспондент МАИ, кандидат педагогических наук. Её жизнь тесно связана с библиотекой. Мы поговорили с Людмилой Моисеевной об истории библиотеки, о профессиональном пути, о наставничестве, о привлечении молодёжи в библиотечную профессию и о профессиональном долголетии.

 

— Год педагога и наставника завершается, и настаёт время подводить итоги. Складывается ощущение, что наставничество в библиотеке, с одной стороны, было развито всегда, но проходило стихийно, носило неформальный характер и связано было больше с инициативой самого наставника, напрямую зависело от его личных качеств — способности увидеть, заметить трудности нового коллеги, помочь раскрыть себя и создать позитивный трудовой настрой. Но с другой стороны, сегодня мы всё чаще говорим о наставничестве как об особой кадровой технологии, как об одном из эффективных инструментов развития кадрового потенциала. В этом смысле наставничество как система управления персоналом в библиотеке только на стадии своего становления, и нам ещё предстоит сформировать целевую эффективную модель наставничества в библиотечно-информационной деятельности. 
А как было организовано наставничество в советское время?  И на каком этапе находится наставничество сегодня?

— Наставничество как институт ранее не существовал в библиотеках, хотя в других сферах, например, на производстве, это было закреплено в соответствующих документах и достаточно развито на практике. К примеру, в 1968 году Советом министров СССР было принято постановление «О мерах по улучшению подготовки и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве», поэтому мастера на производстве брали шефство над вновь прибывшими специалистами.

Конечно, если мы говорим о возрождении наставничества, то в библиотечной сфере это очень актуально. Наставничество позволяет развивать профессиональные отношения. Благодаря наставничеству мы можем говорить о формировании карьерной лестницы молодого специалиста, или, как сейчас говорят, личной карьерной траектории. Очень интересно наблюдать, как молодой человек растёт, повышается его уверенность в себе и как он становится настоящим профессионалом. 

Особенность момента заключается в том, что сейчас наставничество — это не только, когда более опытный профессионал передаёт свои знания менее опытному, но это взаимообогащение друг друга. Сегодня молодёжь может тоже очень многому научить опытного профессионала. Наставничество — это в любом случае обоюдный процесс.

— А как вы сами пришли в библиотечное дело? 

— Я не думала, что буду работать в библиотеке, это в определённой мере случайность. Библиотека как учреждение не занимало большого места в моей жизни. Дело в том, что у нас была своя замечательная домашняя библиотека, и за всё то время, когда я училась в школе и в университете, я пользовалась только научной библиотекой университета и библиотекой-читальней имени И.С. Тургенева. Я мечтала быть редактором художественной литературы, редактировать классиков и лучших современных писателей. Но по окончании факультета журналистики МГУ я получила свободное распределение, поскольку у меня был маленький ребёнок. Я пришла за направлением в Госкомиздат, который в то время занимался кадрами для учреждений культуры, и мне предложили работать в Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина (ныне — РГБ). 

Я была очень удивлена: зачем им нужен редактор, они же выдают книги, что редактировать можно в библиотеке? Моё мнение поменялось, когда я пришла на рабочее место. Меня прежде всего поразили люди в моём секторе, и именно о них много лет спустя я написала книгу. Эти люди очень внимательно и заботливо отнеслись ко мне, молодому специалисту, и постепенно я стала понимать, куда я попала и какая работа мне предстоит. Они мне объяснили, кто такой библиограф, я увидела их работу и весь процесс, составляющий их трудовые будни.

Вначале я стала редактировать материалы, которые готовили наши опытные библиографы. А уже через год меня отправили на конференцию молодых специалистов, чтобы я рассказывала о своём опыте. В секторе у меня была добровольная наставница, она просматривала все мои работы, и поначалу я была возмущена, когда она с лёгкостью указывала на мои промахи. После университета я считала себя готовым специалистом, но потом я смирилась — ведь она замечала то, что упустили мои глаза. Вот этой женщине я очень благодарна на всю жизнь. 

Этот период был для меня важен, потому что у меня появился опыт выступления: я выступала в Октябрьском зале Дома союзов перед сельскими библиотекарями с обзором литературы, по которому они должны были в дальнейшем работать с читателями. 

Вот такими вехами увенчались первые полтора или два года моей работы в библиотеке после университета. Однако меня всё равно не очень увлекала работа в библиотеке, и когда вновь создался критико-библиографический журнал «Что читать?»,  меня командировали в редакцию, поскольку мои старшие товарищи поняли, что я всё-таки в первую очередь журналист, редактор и, может быть, там я буду чувствовать себя лучше. Я действительно там проработала два года. Этот журнал имел большую историю, его создавала ещё Н.К. Крупская, но в военный период он прекратил выходить. Библиотека Ленина приложила много усилий, чтобы этот журнал возродить.

Однако в работе в этом журнале были и свои минусы. С одной стороны, было очень интересно, я вела там отдел науки, находила авторов, но вскоре я поняла, что здесь не у кого учиться. И я вернулась в библиотеку, но уже в другом качестве, мне дали самостоятельный участок работы — журнал, который назывался «Библиотеки СССР». Журнал представлял собой ведомственное издание, в котором печатались сотрудники Ленинки.  Так я стала полностью заниматься профессиональным изданием на должности заместителя главного редактора, и вся текущая работа была на мне.

С этого момента начался период, когда я стала «врастать» в свою профессию, появился настоящий интерес и мотивация. А в 1961 году на должность заместителя директора по науке и методической работе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина пришёл Оган Степанович Чубарьян. Это был ведущий специалист в библиотечном деле, его очень интересовало профессиональное печатное издание, чего ранее не наблюдалось среди руководителей такого уровня. Мы с ним замечательно работали.

Моя редакция состояла из двух или трёх человек, в 1972 году это уже был журнал под названием «Советское библиотековедение». Анализируя опыт библиотек на страницах издания, мы отчасти способствовали развитию научной работы в областных и крупных городских библиотеках.  Каждый день я открывала для себя что-то новое, появлялись новые авторы, вовлекались новые регионы, я ездила в командировки, словом, это уже была по-настоящему творческая и интересная профессиональная жизнь. 

В свою очередь я помогала авторам становиться научными работниками. Иногда ко мне приходили с очень сырыми материалами, но я старалась всегда помогать авторам, давала критические замечания. Многие, работая со мной, вырастали, развивались в настоящих профессионалов библиотечного дела, становились кандидатами и докторами наук. Среди них ныне известные учёные-библиотековеды Ю.П. Мелентьева, А.Н. Ванеев. В это время я сама защитила диссертацию на материалах моего журнала. 

А ушла я из журнала в трудные девяностые годы, в 1995 году. Но тут меня позвали в Министерство культуры заниматься подготовкой Первого всероссийского совещания центральных библиотек, которое должно было проходить в городе Омске. Совещание прошло хорошо, и тем самым было положено начало ежегодным встречам директоров центральных библиотек России. 

И вот тогда меня пригласила в Государственную республиканскую юношескую библиотеку (ГРЮБ, ныне — РГБМ) Ирина Викторовна Бахмутская на должность ведущего редактора информационного вестника «Юношеские библиотеки России». Сначала я была главным библиотекарем, потом учёным секретарём, а в 1999 году я стала заместителем директора библиотеки по научной работе. Тогда я и встретилась с очень интересными для меня молодыми специалистами — Мариной Захаренко, Вероникой Лещинской, Максимом Линковым и другими. 

 Не могу сказать, что я была их наставником, но я всегда выделяла незаурядных людей, которые хотели видеть результат своей работы и быть удовлетворёнными достигнутой целью. С каждым из них у меня по-разному складывались отношения: конечно, никаких проповедей я не читала и по душам особенно не беседовала, но я старалась вникнуть, что им интересно по-настоящему, где они могли бы лучшим образом раскрыться в личном и профессиональном плане. 

— Как вы считаете, в чём заключается специфика наставничества в библиотеке?

— С одной стороны, наставничество можно охарактеризовать как помощь в освоении определённых навыков и умений, но в большей степени наставничество заключается в психологической поддержке. Когда мы говорим о наставничестве, иногда слово, дружеское участие и разговор могут сделать гораздо больше, чем формальное исполнение обязанностей. Психологическая поддержка выражается в первую очередь в том, чтобы увидеть в человеке его склонности, его способности. Вот в этом, на мой взгляд, основная задача наставника.

Тут есть и другая сторона — организационная, деятельностная. Молодой человек учится, видя, как общается его руководитель, как он решает проблемы. Мы занимаемся интеллектуальным трудом, и у нас как таковых производственных навыков немного. А вот умение общаться, умение слышать другого человека, сопереживать, вовремя подсказать ему новое решение, мне кажется, входит в круг возможностей наставничества. 

За всю свою долгую работу в библиотеке, а это больше 50 лет, я не видела, чтобы в библиотеках процветало наставничество как отдельное направление. Оно развивалось стихийно. Иногда молодые люди находили наставника себе сами, можно сказать, избирали такого человека, который был симпатичен, интересен, у которого они могли чему-то научиться. 

Мне думается, что руководителям библиотек стоило бы обратить больше внимания на наставничество. Если человек случайно оказывается на работе в библиотеке, то также скоро может и уйти из неё. Чтобы молодые специалисты закреплялись в библиотеке, важно показать все возможности профессии библиотекаря и работы именно в библиотеке. 

— В течение года мы разговаривали с большим количеством людей, в том числе и с молодыми библиотекарями, которые уже достигли определённых результатов и были отмечены как лучшие специалисты года. И, конечно, мы задавали им один и тот же вопрос: кто сыграл в вашей профессиональной судьбе значимую роль? И оказалось, что это именно те люди, которые оказались в нужном месте и в нужное время поддержали, направили, подсказали.  

— Личность наставника, на самом деле — самое главное. В моей судьбе, например, было несколько человек, которые сильно повлияли на мою профессиональную судьбу. Например, Чубарьян, сама его манера разговора, умение сразу выделить главное в вопросе, выслушать всех, затем сделать вывод и сформулировать так, как никто из нас не смог бы. Конечно, этому можно и нужно учиться!

Очень важно, чтобы руководитель хотел увидеть в человеке его возможности. Иногда сотрудника необходимо переместить на другой участок работы, туда, где он лучше себя проявит и будет более эффективен. Руководителю зачастую удобнее, чтобы человек был на определённом участке работы и занимался рутинным делом, но если он не получает удовлетворение, то и работать он будет без интереса и мотивации, не будет расти и развиваться. А молодёжь сегодня очень амбициозная, они хотят проявить себя, здесь и сейчас, чтобы их заметили. И это важно для них — быть отмеченными.  

— В чём, на ваш взгляд, кроется секрет профессионального долголетия? Мы говорили о наставничестве над молодыми кадрами, но если говорить об опытном профессионале, который давно работает в данной сфере, то иногда возникает такое явление как профессиональное выгорание. Что посоветовать человеку, оказавшемуся в такой кризисной ситуации? 

— Я думаю, секрет профессионального долголетия в том, что нужно любить что-то в своей профессии, любить результат того, что делаешь. К тому же должен быть интерес к учреждению, к тем людям, с которыми ты работаешь.

Мне кажется, что на интересе к делу, который я сохранила и который сумела передать другим, и держится наша память, и профессиональное долголетие возможно только тогда, когда сохраняется истинная привязанность к тому, что ты делаешь и что может иметь продолжение и перспективы. То есть важно, чтобы твой личный интерес был переплетён с профессиональными задачами.

— Я для себя много поняла, спасибо большое! Я знаю, что ваша диссертация 1973 года была написана по теме социальных функций библиотеки. Это тема и сегодня не утратила актуальности.

— Сейчас особенно, хотя, с другой стороны, многое и изменилось в библиотеке. В своей диссертации я вывела четыре функции массовой библиотеки: информационную, образовательную, воспитательную, просветительную. Эти функции, мне кажется, сохраняются и сейчас. Хотя крен на досугово-развлекательную составляющую сейчас очень заметен. Установка на развлечение временна, и она уйдёт из библиотеки. Потому что развлечением занимаются другие учреждения, и пусть они этим и занимаются, а библиотека не должна терять своё лицо, она должна думать о главном — об уме, душе, духовном и интеллектуальном развитии.

Просветление ума человека, его культурное развитие не будут происходить, если человек будет настроен только на развлечение. 

— В РГБМ сейчас работает очень много молодых специалистов.  И это не может не радовать! Но я спрашивала сотрудников других библиотек, много ли у них работает молодёжи? И мне отвечали, что молодых сотрудников очень мало, не идёт к ним молодёжь на работу. И они оправдывают эту ситуацию стандартно — небольшими, не конкурентными на рынке труда зарплатами. Что, на ваш взгляд, может мотивировать современную молодёжь прийти в библиотеку работать? Что может их заинтересовать в библиотеке как месте для своего личного и профессионального роста?

— Это трудный вопрос, потому что всё зависит от общей атмосферы в библиотеке, от желания руководства, умения увидеть в новом специалисте ценный кадр, который будет расти и развиваться вместе с библиотекой.

Молодые специалисты должны гордиться своим местом работы и знать, что это за библиотека. Руководство обязательно должно информировать своих сотрудников о том, в каких проектах участвует библиотека, какие поручения, поощрения от высшего руководства приходят и т.д. Я считаю, необходимо регулярно проводить встречи с коллективом, рассказывать о заслугах и достижениях библиотеки, о тех людях, которые работают в ней сейчас и работали раньше. 

Когда я пришла в библиотеку, меня поразило, что буквально через месяц меня вместе с группой таких же недавно влившихся в коллектив собрали и пригласили в кабинет директора.  И он лично нам рассказал, что это за библиотека, как нам повезло, что мы пришли сюда работать, сколько в библиотеке книг и сколько читателей. Особенно акцент был сделан на книгах, которые создали сотрудники Библиотеки Ленина. Беседа получилась простая, но это было очень важно для нас. Мы выросли в своих глазах и действительно почувствовали, что нужны библиотеке, что с нами связывают её будущее.

 Для молодых сотрудников также важно привлечение к большим проектам. И пусть они пока будут «на подхвате», но тем не менее вовлечены в общий коллективный труд, в достижение общего результата. Когда, например, у нас в ГРЮБ проходили всероссийские конкурсы по экологическому просвещению в конце 1990-х — начале 2000 годов, молодые сотрудники тоже просматривали все работы, материалы были равноценно распределены между опытными и новыми сотрудниками, и они понимали свою ответственность и вовлеченность в общий процесс. 

 И конечно, должен быть человек, на которого хотелось бы равняться молодым, тот профессионал, который олицетворял бы успешность в профессии. Это, мне кажется, и есть те три кита, на которых должна строится молодёжная политика в библиотеке. 

Важно, чтобы работа молодых библиотекарей замечалась и отмечалась старшими коллегами и руководством. Успешные моменты получали бы одобрение, ну, а неизбежные промахи подмечались бы, совместно анализировались, разбирались для того, чтобы найти пути исправления.  

Вопросы задавала Вероника Лещинская