Голоса молодых читателей: какие книги им нужны?

Елизавета Короткова


И снова поднимаем вопрос: что есть молодёжная литература, какие книги хотят читать молодые? Единого верного ответа на этот вопрос, пожалуй, найти невозможно. Существует множество часто полярных точек зрения. Но ведь есть ещё читатель, его взгляд на предмет. Поэтому в конце января отдел литературных проектов и рекомендательной библиографии РГБМ инициировал опрос среди читателей библиотек, цель которого — узнать отношение читателей к феномену молодёжной литературы. 

 

Ранее мы касались вопроса в основном с позиции книжного рынка: анализировали издательские тенденции, изучали писательскую и блогерскую среду, но при этом не брали во внимание собственно мнение обычных читателей, которые своими читательскими интересами и задают современные тренды. Поэтому мы и обратились к «голосу молодёжи».

Мы задали читателям несколько вопросов, которые помогли узнать их мнение по следующим пунктам:

  • Можно ли в принципе выделить молодёжные книги как отдельное литературное направление? 
  • Какими сами читатели видят книги для молодёжи? Какая литература входит в это понятие?
  • Что отличает молодёжную литературу от любой другой? Есть ли у неё какие-то особенности в стилистике текста и в построении сюжета?  

По итогу опроса мы собрали 375 ответов. Почти 63% респондентов считает, что молодёжная литература может быть самодостаточной, что она имеет ряд особых отличительных черт, которые выделяют её на фоне других литературных направлений.

В опросе приняли участие разные возрастные группы от 14 и старше, но в рамках этого обзора мы рассмотрим ответы читателей 14–30 лет, то есть той возрастной категории, на которую ориентирован рынок молодёжной литературы (Young Adult и New Adult, всё чаще мелькающие в описаниях книг популярных книжных издательств).

На открытый вопрос «Какую литературу, на ваш взгляд, можно назвать молодёжной?» участникам опроса необязательно было самим сочинять ответ. Можно было воспользоваться предложенным шаблоном. Например, такие варианты ответа: 

  • в книге должен присутствовать молодой герой; 
  • книга должна быть написана молодым автором; 
  • в книге должна присутствовать специфическая проблематика: поиски себя, самоидентификация, взросление и т.д.

Многие ответы копировали эти варианты, но большинство респондентов с полной отдачей делились своим мнением, приводили примеры. Так какое же определение можно дать молодёжной литературе исходя из результатов анкетирования?

 

Специфическая проблематика

Чаще всего респонденты выделяли третий пункт, ссылаясь на то, что у молодёжи имеются особые запросы в отношении сюжетной составляющей книг и посыла, который они в себе несут. У молодых людей, только-только вступающих во взрослую жизнь, имеется много вопросов к самим себе. Кто я? В чём моё предназначение? Каким мне видится моё будущее? Какой путь мне стоит избрать?

Молодёжная литература выступает для молодого человека помощником и другом, готовым помочь в решении этих вопросов.

«В основном молодежная литература более или менее современная поднимает темы, важные подросткам, часто немного провокационные».
Жен., 18–21, Москва, учусь и работаю 

«На мой взгляд, молодёжные книги должны содержать важную информацию о том, из чего может состоять жизнь, как лучше познать себя, в каком направлении развивается общество.
Также в молодёжном направлении должны быть книги, в которых подростки смогут увидеть себя, чтобы вместе с героями книг они могли проживать свою жизнь, приходить к каким-то выводам и меняться».
Жен., 18–21, Москва, учусь и работаю

«Я думаю, что молодежная литература должна, во-первых, содержать определённую проблематику, в частности, самоидентификации, поиска смысла, переживания кризиса; во-вторых, поднимать философские и морально-этические проблемы в легкой, непринуждённой и наглядной форме».
Муж., 18–21, Москва, учусь и работаю

 «В первую очередь, безусловно, произведения должны соответствовать базовым особенностям менталитета современной молодёжи; как ещё можно выразиться, относиться к метамодерну. Принятие себя, уважение к окружающему миру, глубокий психологизм, признание своих травм и проблем (тут важно не наслаждаться ими, а пытаться решить). Безусловно, лучше с этим справятся молодые авторы, хотя на эти вопросы отвечает большинство современных авторов поколения “отцов” (Водолазкин, Вагнер, Елизаров и др.). Конечно, важен ещё жанр. Триллер, хоррор, роман-катастрофа, магический реализм и т.п. Ну и чернухи поменьше бы, её и так в школьной программе предостаточно, хочется уверить молодёжь, что всё может быть неплохо».
Муж., 22–25, Иркутск, только работаю

«…у персонажей книги, по моему мнению, обязательно должно быть прописано взаимодействие с семьей/с отсутствующей семьей, так как в этот период жизни молодые люди впервые начинают сепарацию или поиск семьи (если у человека ее нет) и это действительно влияет на их мировоззрение».
Жен., 22–25, Москва, учусь и работаю

«В книге должна быть специфическая проблематика: юношеский бунт, преодоление депрессии, столкновение с миром взрослых, принятие и поиски себя. Мне кажется, что литература для подростков должна быть поддерживающей. Нужны книги-друзья, а не обучающие и советующие книги-взрослые. Подросткам хочется быть понятыми, и литература нужна соответствующая».
Жен., 22–25, Москва, только учусь

 

«Актуалочка»

Текст, ориентированный на проблемы, с которыми сталкивается молодёжь, очевидно должен быть неразрывно связан с нашей современной реальностью. Даже несмотря на то, что на протяжении всей человеческой истории в нашем мире имеют место быть «вечные проблемы», актуальный антураж и атмосферу сбрасывать со счётов нельзя. Именно на этом делают акцент многие молодые люди, принявшие участие в опросе.

«Все три примера подходят, но мне особенно приятно, когда в описаниях есть приметы времени, если книга только что вышла. Также интересно находить старинные сюжеты и вечные дилеммы в современных реалиях или же просто размышлять над свежим взглядом на привычные для прошлого нормы с точки зрения “новой этики” и современных вызовов. Слушаю аудиокнигу “Три мушкетера”, которых, к сожалению, не читала в детстве, и невольно думаю о токсичной маскулинности, хотя и не со всем в новой этике согласна. В таком возрасте сложнее читать с полным сопереживанием».
Жен., 26–29, Санкт-Петербург, учусь и работаю

«Книга рассматривает проблемы взросления, актуальные для современного молодого человека. “Тараканы” у молодёжи сейчас и “важно” совершенно иные, чем у поколения 25+, 30+».
Жен., 26–29, Москва, учусь и работаю

«Популярные книги, которые читают известные артисты, такие как Ким Намджун из BTS (после фотографий, эфиров эти книги разлетаются, как горячие пирожки)».
Жен., 26–29, Краснодар, учусь и работаю

«Написана после 2000-х».
Женский, 26–29, Москва, только работаю

Отдельное внимание хочется обратить на интересный ответ, касающийся нон-фикшн литературы.

«Для меня молодёжная литература эта та, которая написана с учётом новейших сведений: неважно что это: мед исследования, профессии, термины, проблемы и т.д. Они должны быть знакомы нам — молодёжи.  Кратко говоря, если я возьму литературу по профориентации, там не будет сммщика — это не молодёжная литература, так как всё! Она уже отстала от времени. Если там будет сказано про современные онлайн-профессии — то ок, литература молодёжная, на мой взгляд)))) 
Молодёжная = самая актуальная».
Жен., 22–25, Москва, только работаю

 

Молодой герой

Часть респондентов особенно поддержала идею о том, что молодой персонаж также является важным фактором идентификации книги как молодёжной. Ведь в книге должен быть герой, с которым читатель может себя ассоциировать — он должен быть на него похож. В то же время важно отметить, что сам писатель необязательно должен быть молодым (хотя в идеале это так), но при этом ему важно понимать молодёжь и быть с ней на одной волне: ориентироваться в современных трендах и моде, разбираться в актуальных молодёжных проблемах и тревогах, уметь «примерить» их на себя и искренне сопереживать. Важно сохранить в своём сердце дух молодости: оставаться в том ритме и строить сюжет в том темпе, который будет актуален для молодого читателя. 

«Первоочередным всё же кажется наличие юного главного героя/героини, в идеале группа молодых героев. Остальные указанные примеры кажутся более второстепенными. Хотя развитие молодого персонажа в книге по логике всегда будет так или иначе сопряжено с его ростом как личности, “взрослением”.
Также такая литература (наверное, речь о современной), продвигается и “продаётся” определённым образом, через оформление и ориентацию на актуальные вкусы и проблемы молодёжи».
Жен., 22–25, Москва, только работаю 

«В книге должен присутствовать герой, с которым молодые люди могут себя ассоциировать. Книга может подсказывать решения тех или иных проблем и вопросов, которые молодой человек самостоятельно по каким-либо причинам найти не может ни в себе, ни в окружении. Книжный герой может стать своеобразной ролевой моделью. Важно, чтобы эти решения оказывались позитивными, а не деструктивными (книги, где [главный герой] решает все свои вопросы насилием или самоубийством, сюда явно не подойдут). При создании таких книг и сам автор должен иметь определённый бэкграунд решения определённых проблем. Если не молодой, то хотя бы понимающий основные цели и ценности современной (акцентирую) молодёжи, которая живёт сейчас, а не которая была молодёжью даже в нулевые годы XXI века. Если рассматривать общий список вопросов, то он всегда будет +/- одинаковым для молодых людей во все времена (поиск себя, построение отношений с миром, родителями, партнёром, самоидентификация и т.д.), поэтому важно понимать именно специфику тех молодых людей, которые испытывают необходимость решений здесь и сейчас». 
Жен., 26–29, Иркутск, только работаю

«Да, специфическая проблематика, соответствующая возрасту героя – примерно ровесника читателя…»
Жен., 18–21, Москва, только учусь


«Такую литературу можно назвать молодёжной, которая увлекает в мир приключений и зажигает дух, чтобы это горение можно было перенести и в реальную жизнь. Молодость человека отличается наибольшим потенциалом жизненной энергии, которую важно направить в правильное русло. Гореть самому и зажигать других. Ну, и, конечно, в молодёжной литературе должны присутствовать молодые герои, не испорченные жизнью и вдохновляющие читателя своим примером».
Жен., 26–29, Москва, только работаю

«Книга должна быть написана авторами, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО представляют себе потребности молодёжи и проблемы, которые её волнуют».
Жен., 22–25, Москва, только учусь

 

Подача текста

Некоторые участники опроса отметили стилистические особенности молодёжной литературы: более простая подача текста, насыщенный событиями сюжет и мощная динамика. Отдельно стоит сказать об актуальной, «живой» лексике, которая обязательно должна присутствовать в книге для того, чтобы история казалась более естественной и можно было сказать — да, это похоже на нашу реальность и на меня в ней.

«…ещё есть ощущение, что такие книги часто написаны более “лёгким” стилем: много действия, предложения чаще короткие (постоянная парцелляция, как будто даже и не всегда уместная), — и оттого читается совсем легко (хотя сначала даже как-то непривычно)».
Жен., 18–21, Москва, только учусь

«Книга написана более простым языком, используется много современных слов».
Жен., 14–17, Москва, только учусь

«Написано достаточно простым языком, много разговорных выражений».
Жен., 22–25, Москва, только работаю

 

Формат

Также респонденты выделяли формат произведения как ещё один важный фактор определения книги, ориентированной на молодёжную аудиторию. В частности, сразу несколько участников опроса упомянули в своих ответах рисованные истории, отметив, что такая литература тоже популярна среди молодых людей.

«Сейчас очень пользуется спросом манга, китайские bl новеллы…»
Жен., 26–29, Краснодар, учусь и работаю

«…молодёжь привлекает нестандартный формат (манга, комиксы, графические романы)».
Муж., 18–21, Москва, учусь и работаю

«Та, которая как-то связана с современными комиксами и франшизами или приключениями».
Муж., 22–25, Москва, только работаю

Критериев, пожалуй, было выделено достаточно, а главное — все они видятся взаимосвязанными, логичными и хорошо дополняющими друг друга, чётко и ясно характеризующими нужды и потребности современного молодого читателя.

Также это анкетирование позволяет понять: вопрос молодёжной литературы действительно волнует многих людей настолько, что они охотно готовы поделиться своим мнением по теме. Это доказывает то, что молодёжная литература, каким бы ни было её определение, действительно востребована молодым читателем.