Как библиотеки могут способствовать медиаграмотности в эпоху дезинформации

Келли Бэнкс

Мы живём в то время, когда недостоверная информация приобретает угрожающие масштабы, будь то научно необоснованные слухи о вакцинах или конспирологические теории об «украденных выборах». Без правильных инструментов проверки фактов и медиатехнологий отделить правду от фейковых новостей может оказаться непростой задачей. Как заметил ветеран американской журналистики Алан Миллер, основатель News Literacy Project (организация, помогающая преподавателям обучать учащихся средних и старших классов медиаграмотности. — Прим. пер.): «Мы утратили всякий смысл общего повествования, общей реальности. Мы не только не можем договориться о том, что считать фактами, мы даже не можем договориться о том, что такое факт».

 

Навыки медиаграмотности необходимы

Не так давно Институт изучения журналистики Рейтер обнаружил, что в период с 2015 по 2020 год количество людей, доверяющих новостям, сократилось по всему миру. Большая часть кризиса доверия, с которым сейчас сталкиваются СМИ, связана с тем, что кто угодно, где угодно и с любым мотивом может создавать контент профессионального уровня и делиться им с массовой аудиторией. Мало того, что сейчас невероятно легко создавать вполне убедительные вебсайты, похожие на новостные, современные технологии редактирования видео и фотографий теперь могут манипулировать изображениями до пугающе реалистичной степени. Технология дипфейков продвигает эти обманные методы ещё дальше, убедительно воспроизводя настоящие лица, голоса и тела в цифровом видео. В таких условиях стоит ли удивляться, что так много людей изо всех сил пытаются отделить факты от вымысла?

Медиаконтент, который мы потребляем, играет значительную роль в формировании наших убеждений, взглядов и представлений о чём-либо. Умение различать, какие источники информации являются правдивыми, точными и беспристрастными, необходимо для нормального функционирования общества.

Независимо от того, из каких источников мы узнаём новости — будь то социальные сети, онлайн-репортажи, телевидение или печатные и цифровые публикации — всем нам важно уметь расшифровать сообщения в СМИ и оценить их намерение и воздействие.

 

Грамотность 21 века 

Исследование центра Pew Research Center показало, что только 17% взрослых американцев уверены, что могут эффективно усваивать новую информацию онлайн. В свою очередь, исследователи Стэндфордского университета выяснили, что 96% старшеклассников не сомневаются в достоверности онлайн-источника, а две трети не могут отличить новостные статьи от рекламы.

В статье Los Angeles Times приводится цитата Эрин Макнилл, основательницы и президента Media Literacy Now (общественная организация, занимающаяся созданием государственной системы обучения навыкам грамотности 21 века для всех учащихся. — Прим. пер.): «Медиаграмотность — это грамотность 21 века. На молодых людей обрушивается настоящий поток информации, и они должны знать, что с этим делать».

В последние годы значительно возросло осознание важности медиаграмотности, она стала общепринятой частью учебной программы в школах во многих странах мира. В некоторых странах, например, в Финляндии, Швеции и Дании, обучение медиаграмотности является обязательным компонентом государственного образования уже на протяжении десятилетий.

 

Обязательное обучение для учащихся

По данным Media Literacy Now, в настоящее время в США в 15 штатах реализуется в той или иной форме обучение медиаграмотности. Для сравнения, в 2011 году таких штатов было всего три.

В 2021 году Иллинойс стал первым штатом, который обязал всех старшеклассников участвовать в рабочих группах по таким вопросам, как «цель и структура медиасообщений».

Это, безусловно, прогресс в формировании поколения критически мыслящих людей, но как насчёт остальных 70% штатов и других мест, где школы не обязаны обучать медиаграмотности?

 

Обучение медиаграмотности в библиотеках

И здесь библиотека начинает играть жизненно важную роль. Библиотечные специалисты находятся на переднем крае борьбы с дезинформацией и пропагандой. Помимо предоставления доступа к широкому спектру материалов и ресурсов для чтения, библиотекари могут помочь научить пользователей распознавать ложную или вредоносную информацию.

Поскольку многие из нас сейчас получают большую часть новостей и развлекательной информации из онлайн-источников, медиаграмотность неразрывно связана с цифровой грамотностью. В октябре 2022 года Американская библиотечная ассоциация (ALA) опубликовала отчёт о принятом федеральным правительством США «Законе об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» (IIJA), который включает 65 миллиардов долларов на поддержку расширения доступности широкополосной связи для сообществ с недостаточным уровнем обслуживания.

 

Формировать критическое мышление и умение работать с цифровыми технологиями

«Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» также «предоставляет финансирование для поддержки ключевых общественных учреждений», таких как публичная библиотека, «которые могут помочь людям развивать свои навыки и уверенность в себе, чтобы они могли в полной мере участвовать в цифровой экономике и извлекать из неё пользу».

ALA выступает за то, чтобы часть этого финансирования была направлена на повышение цифровой грамотности и развитие информированности интернет-пользователей: «У библиотек есть квалифицированные специалисты, имеющие опыт обучения и наставничества, и информационные ресурсы для того, чтобы помогать людям развивать базовые цифровые навыки, критически оценивать онлайн-информацию и осваивать новые технологии».

В отчёте ALA приводится опрос исследовательского центра Pew Research Center 2021 года, который показал, что 26% респондентов обычно нужна чья-то помощь, чтобы настроить или показать, как использовать новый компьютер, смартфон или другое электронное устройство. 10% из них сообщили, что не уверены в своей способности использовать эти устройства для выполнения необходимых им действий в интернете».

 

Помогать обучающимся с тем, с чем им нужно

По мнению ALA, библиотеки способны помогать обучающимся в том, в чём им это необходимо, независимо от того, нужны ли им базовые навыки навигации в интернете или они ищут более продвинутые тренинги по программированию.

Однако одна из самых важных вещей, которую библиотекари могут предоставить своим пользователям, — это обучение навыкам, необходимым для критической оценки информации, которую они находят в интернете, и для определения надёжных источников.

Публичные библиотеки решают эту задачу. Согласно опросу, проведённому Ассоциацией публичных библиотек в 2020 году, 88,3% из них предлагают своим пользователям какие-либо мероприятия или обучение навыкам цифровой грамотности: «Скорее всего, это неформальное обучение, помощь в работе с технологиями в индивидуальном порядке, которую предоставляет сотрудник библиотеки или волонтёр по запросу посетителя». Почти 85% публичных библиотек предоставляют этот тип неформального обучения, а 42% проводят официальные мероприятия или занятия по тем же вопросам.

 

Предоставлять доступ к проверенному медиаконтенту 

В ходе проведённой недавно кампании на эту тему мы выяснили, что навыки критического мышления и медиаграмотности необходимы для эффективного функционирования общества. Это обусловлено тем, что они поддерживают сильные институты, позволяют обществу привлекать к ответственности тех, кто находится у власти, и помогают сократить разного рода неравенство.

Библиотекари могут помочь в этом деле, предоставляя пользователям бесплатный доступ к проверенным журналистским материалам, в том числе к цифровым изданиям газет и журналов. Поскольку самые противоречивые и опасные мировоззрения, как правило, вынашиваются в эхо-камерах, библиотекам важно знакомить своих читателей с широким спектром мыслей, идей и точек зрения, которые можно найти в журналистском контенте. 

 

Сила простого скептицизма 

Было доказано, что предоставление читателям чек-листов с простыми правилами также помогает им оценить достоверность источников. Одно исследование Массачусетского технологического института показало, что читатели на 26% лучше начинают различать настоящие и фейковые заголовки, если им просто напомнить о критическом мышлении, например, с помощью такой подсказки: «если шокирующие утверждения в заголовках звучат неправдоподобно, может быть, так оно есть?».

Common Sense Media (ведущая национальная некоммерческая организация США, предоставляющая достоверную информацию и образовательные ресурсы детям и семьям. — Прим. пер.) рекомендует детям задавать следующие вопросы о медиа, которые они потребляют: Кто это создал? Зачем это было сделано? Какие методы используются, чтобы сделать это сообщение достоверным или правдоподобным? Эти вопросы будут полезны и взрослым.

Это действительно важно, когда мы задаём вопросы, а не просто потребляем информацию. Библиотечные специалисты могут легко поощрять эту тактику как в физическом, так и в виртуальном пространстве своей библиотеки с помощью простых вывесок с полезными вопросами или даже шуточных «предупреждающих надписей», призывающих пользователей с осторожностью потреблять медиапродукты.

Библиотечные специалисты играют важную роль в обеспечении образования и формировании устойчивого общества, и сейчас самое подходящее время начать выполнять эту миссию. Цель повышения глобальной медиаграмотности может показаться трудной задачей для библиотекарей, но при наличии надлежащей подготовки, образования и ресурсов они могут оказать реальное влияние на то, как их сообщества потребляют медиа и как функционирует общество.

 

Перевела с английского Мария Алексеева

Источники: blog.pressreader.com/libraries-institutions/how-libraries-can-support-media-literacy-in-an-age-of-misinformation и blog.pressreader.com/libraries-institutions/role-librarians-play-in-fight-for-media-literacy