Уже ни для кого не секрет, что комиксы — это не только про супергероев. Более того, они не всегда про смешное и даже не обязательно должны быть художественным повествованием, в котором действуют вымышленные персонажи. В последние годы всё чаще можно услышать о так называемом рисованном нон-фикшне. Давайте разберёмся, что это такое, зачем и каким рисованный нон-фикшн бывает.
Термин «нон-фикшн» прижился в российской книжной культуре относительно недавно. В широком смысле он пришёл на смену понятию «научно-популярная литература» и включает предельно широкий спектр жанров и направлений. К примеру, крупнейшее российское издательство «Эксмо» к нон-фикшну причисляет огромный сегмент книжной продукции: кулинарные книги, энциклопедии и словари, книги по психологии и личностному росту, мемуары, эссе и монографии по философии. В общем, всё, что не является художественным вымыслом в чистом виде.
Первые серьёзные отечественные рисованные истории, которые можно отнести к нон-фикшн, стали появляться на книжных прилавках страны в 1990-х гг. Флагманом в этом направлении было издательство «Прогресс». Ещё в середине 80-х это издательство начало выпускать рисованные истории, посвящённые важным периодам в истории нашей страны. Несмотря на то, что комиксы в те годы считались исключительно детской забавой, книги были ориентированы на взрослых. Более того, изначально планировалось публиковать их на иностранных языках для зарубежной публики, что и осуществлялось тогда вполне успешно.
Поскольку основная задача изданий научно-популярной литературы заключается в доступном изложении фактографической информации, то в случае текстовых произведений проблем особых не было: любые публицистические жанры отлично подходили для этой цели. Совсем другое дело — рисованный нон-фикшн. Как рассказать и визуально представить серьёзную, основанную на фактах и документальных источниках историю, чтобы это было научно достоверно, понятно и не скучно читателю? Со временем выработалось несколько типовых схем для решения этой задачи. Давайте рассмотрим их на примере книг, которые сегодня можно обнаружить в книжных магазинах.
Самый простой способ — написать очерк, выделить ключевые точки, снабдить их подробными описаниями и потом проиллюстрировать. Примером такого подхода является книга «Бестужевки: первый женский университет», вышедшая в издательстве «Самокат» в 2021 году.
Сегодня это сложно себе вообразить, но, действительно, вплоть до установления советской власти в нашей стране женщинам было непросто получить высшее образование. Бестужевские курсы (1878–1918) – одно из первых и немногих женских высших учебных заведений в дореволюционной России. На курсах преподавали учёные первой величины, такие как Дмитрий Менделеев, Иван Сеченов, Александр Бутлеров и другие. Бестужевскими они назывались по имени своего первого ректора – профессора Константина Бестужева-Рюмина. Однако появлению этих курсов предшествовала героическая и самоотверженная борьба трёх хрупких женщин.
Книга состоит из восьми глав, каждая из которых начинается небольшим вводным текстом, в котором описываются обстоятельства очередного этапа на пути становления и развития первого женского университета. Следующие за этим страницы рисованной истории как будто оживляют уже описанное в тексте, представляя историю в лицах. Такого рода линейное повествование чем-то напоминает учебник или дидактическое пособие.
Другую схему рисованного нон-фикшна можно увидеть в книге «Театр человеческого тела», опубликованной в 2019 году издательством «Карьера Пресс». По сути, перед нами анатомический атлас, состоящий из основных разделов: костная, мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, выделительная, эндокринная, репродуктивная, иммунная, нервная системы и органы чувств: обоняние, вкус, слух, зрение и осязание.
Для серьезного изучения анатомии обычно требуются годы. Однако рисованный нон-фикшн может помочь читателю получить детализированное представление о функционировании человеческого организма гораздо быстрее. Для упрощения восприятия сложной и многосоставной информации часто используется приём персонификации, когда в рисованное повествование запускается некий персонаж, выступающий проводником и своего рода экскурсоводом для читателя. В «Театре…» таким проводником выступает скелетон. У него есть свой характер, эмоции, какие-то личностные особенности, вызывающие у читателя симпатию и желание следить за ходом мысли героя и его путешествием по миру человеческой анатомии.
Все объекты, с которыми знакомит нас скелетон в процессе повествования, будь то красные кровяные тельца, внутренние органы или продукты, участвующие в процессе пищеварения, также «оживлены»: они шутят, рассказывают о себе, объясняют свою роль в жизнедеятельности организма. К слову сказать, этот комикс снабжён словарём и библиографическим списком, что поможет заинтересованному читателю продолжить своё погружение в предмет. Такого рода персонификация часто используется в рисованных историях, когда дело касается сложных научных тем.
Другой тип подачи фактов и научного знания представлен в книге «Андрей Сахаров. Человек, который не боялся» («Самокат», 2022). Академик Сахаров прожил жизнь, которая неотделима от ключевых событий второй половины ХХ века. Поэтому, рассказывая о Сахарове, нельзя не упомянуть огромное количество дополнительной информации из разных областей знания, касающихся как развития мировой науки, так и общественной и политической обстановки, в которой происходило личностное становление героя книги. Кроме того, Сахаров остаётся фигурой непростой, противоречивой. Авторы книги — а здесь работал целый коллектив: сценарист Ксения Новохатько и художницы Евгения Ройзман, Ольга Терехова и Поля Плавинская — оказались перед сложной задачей: представить более-менее объективную картину.
И тут на помощь приходит уникальное свойство рисованной истории — инфографичность. Например, в одном и том же визуальном повествовании можно использовать разные шрифты, каждый из которых автоматически будет восприниматься как речь от разных людей или даже как разные типы повествования: тут говорит автор от первого лица, здесь мы читаем его записи, а здесь мы слышим речь из телевизора или по радио, а вот тут — текст из официальных документов. Можно одновременно использовать разные стили рисунка: один будет символизировать то, что происходит сейчас с нашим героем, другой — что происходило с ним в прошлом или что он вспоминает, третий — те обстоятельства, на фоне которых развивается историческое действие. А ещё — совершенно особым стилем можно рисовать те детали, которые как справочная информация дополняют рисованную историю. Вот такой многослойный визуальный пирог и представляет собой книга об академике Андрее Сахарове. О человеке из хорошей московской семьи, который увлекался точными науками и стал блестящим учёным-физиком, изобрёл страшное оружие, способное уничтожить человечество, и увидел его разрушительную силу в действии. О человеке, который отважно выступил против опасной военной риторики огромной сверхдержавы, стал узником совести, был оклеветан и морально задавлен, но выстоял и победил.
Наконец, ещё один способ повествования может быть удачно применим в случаях, когда речь заходит о совсем далёких исторических событиях. Это хорошо известный в литературе приём, когда в исторический контекст включается художественный вымысел, благодаря этому читатель может увидеть, например, реальные события истории глазами выдуманного персонажа. Блестящий пример такого повествования можно наблюдать в книгах санкт-петербургского комиксиста Владислава Серова, которые публикуются в издательстве «Мелик-Пашаев».
Одной из первых в этой серии рисованных историй на историческую тематику вышла книга «Витус Беренг. Великая Северная экспедиция». Она снабжена увлекательными текстами, повествующими о том, в какой атмосфере принималось решение о Первой и Второй Камчатской экспедициях, даны масса исторических фактов и подробные технические описания, связанные с корабельным делом. Но главное здесь — сама рисованная история, главным героем которой выступает двенадцатилетний Лоренц Ваксель. Это реальный исторический персонаж, случайно увязавшийся в экспедицию за своим отцом, военным моряком Свеном Вакселем, который после трагической смерти Витуса Беринга принял на себя командование экспедицией на корабле «Святой Пётр». Наблюдая за приключениями юного Лоренца, читатель словно становится очевидцем описываемых событий.
Использование всех этих методов (иллюстрирование текста, персонифицирование, применение инфографичных свойств визуального повествования, использование художественного вымысла) по отдельности или в сложных сочетаниях в рисованном нон-фикшне зависит от мастерства авторов и редакторов книги, от задач, которые они ставят перед собой. В любом случае рисованный нон-фикшн, при всей своей внешней ориентированности на детскую и подростковую аудиторию, может быть безумно увлекательным, интересным и полезным чтением и для взрослых. Эти книги не ставят своей целью упростить сложные вещи или представить их в виде краткого визуального конспекта. Главное — грамотно погрузить читателя в контекст, научить ориентироваться в нём и мотивировать к серьёзному чтению.