Фантастические картинки. Эпизод 6. «Британское вторжение»

Евгений Харитонов

Словосочетание «Британское вторжение» появилось в середине 1960-х в музыкальной прессе, когда блистательная армия британских рок-музыкантов уложила на обе лопатки всю Америку. Это же понятие вполне применимо и к ситуации, что сформировалась в американской комикс-индустрии в середине 1980-х, когда США стремительно завоёвывали иностранные комиксы — прежде всего японские и английские.

Американские компании весьма охотно переманивали к себе британских художников и сценаристов. В сущности, привлечение звёзд европейского комикса — отчаянная попытка выжить в борьбе с молодыми энергичными издательствами. DC, Marvel, а затем и более юные Dark Horse и Image Comics принялись наперегонки рекрутировать в свои ряды европейцев. Так Америка узнала британцев Алана Гранта, Пэта Миллса, Алана Мура, Нила Геймана, француза Мебиуса…

Британцы особенно легко прижились на чужой территории — всё-таки в Старой Англии фантастический комикс имел свою богатую историю, и по стилю он гораздо ближе американскому аналогу, чем рисованная литература континентальной Европы, ориентированная, скорее, на реализм и интеллектуальный поп-арт.

Авангард «британского вторжения» составили выпускники знаменитого английского еженедельного журнала «2000 A.D.»: Алан Мур, Джон Вагнер, Алан Грант, Пэт Миллс, Карлос Эскуерра… Журнал этот прославился в конце 1970-х, начав публиковать самый известный британский комикс «Судья Дредд», который до сих пор занимает первые места в рейтингах популярности. Оригинал радикально отличается от голливудского киновоплощения с Сильвестром Сталлоне в главной роли. По жанру комикс — футуристический триллер и сатирическая антиутопия в одном флаконе, а его главный персонаж — самый настоящий антигерой будущего, редкостный подонок, вершащий суд и расправу в постапокалиптическом городе Мега-Сити. Команда авторов этой саги «бережно перенесла традиции Оруэлла в мир комиксов, но придала им иной контекст. По замыслу Вагнера и Гранта, сатирическому обстрелу подвергался уже не просто отдельный политический строй. Пародировалась сама мысль о том, что сильная рука способна принести в общество процветание и стабильность» (М. Заславский).

Совсем иного персонажа мы получили в голливудской интерпретации. И виной тому исполнитель главной роли Сильвестр Сталлоне, наотрез отказавшийся играть отрицательного героя, и вместо циника, параноика и подонка, каковым судья был в комиксах, на экране мы увидели лакированного, славного до отвращения парня, невинную жертву Системы. Фильм при всех зрелищных наворотах на корню убил (даже хуже — опошлил) идею Вагнера — Гранта. Кстати, «Судья Дредд» не единственная жертва голливудской кастрации. Не повезло с режиссёром и другому британскому комиксу 80-х, «Лиге выдающихся джентльменов» Алана Мура и Кевина О’Нила. Изящный, очень ироничный, насквозь постмодернистский, брызжущий фантазией паропанк был пошлейшим образом адаптирован под попкорн-зрителя Нового Света.

Так или иначе, европейцы существенно обогатили застоявшиеся сюжеты свежими идеями. Из заметных сериалов, созданных британской командой специально для американского рынка, можно назвать альтернативную историю Watchmen — «Хранители» (DC, 1986–1987) Алана Мура и Дэвида Гиббонса, межавторский проект «Мир зомби» (Dark Horse, 1997), даркхорсовские же комикс-новеллизации «Терминатора» и «Хищника». Несколько особняком стоит выпущенный по заказу Marvel комикс «Капитан Британия» (1985), над которым трудились сценарист Алан Мур и художники Джеми Делано и Алан Дэвис. Это английский аналог национального супергероя Капитана Америка, но лишённый пафоса. В целом «Капитан Британия» — комикс весьма забавный, ироничный, замешанный на фольклоре разных стран (и вполне интернациональный по духу). Абсолютный «интернационализм» наблюдается как в лагере героев, сражающихся заодно с Капитаном, так и в стане врага. Например, в одном из эпизодов Капитану Британия пришлось обезвреживать даже нашу Бабу-ягу!

Вслед за выпускниками журнала «2000 A.D.» стремительно покорили Америку и питомцы британского комикс-издательства Escape. Мистический рисованный триллер «Песочный Человек» Нила Геймана и ужастики Клайва Баркера, ранее выходившие только на Туманном Альбионе, были переизданы в США, где снискали ещё больший успех. Впрочем, сегодня оба комиксмейкера куда более известны в роли мастеров фантастики литературной…

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*