Удивительная плодовитость известнейшего современного автора в жанре ужасов вызывает у злопыхателей огромный соблазн обвинить его в том, что он исписался и «уже не тот». И если с первым утверждением нельзя согласиться категорически, то второе не лишено доли истины.
За свою практически пятидесятилетнюю писательскую карьеру Стивен Кинг издал более 70 книг, причём, к радости фанатов, продуктивность «Короля ужасов» со временем не снижается, а в 2021 году Кинг издал целых два романа. О первом из них, изданном США в марте этого года и оперативно переведённом на русский язык уже к августу, и пойдёт речь сегодня.
Роман «Позже» (М.: АСТ. 2021. Серия «Тёмная Башня») заявлен как детективная история про мальчика-медиума, разговаривающего с умершими и помогающего благодаря своей способности расследовать убийства. На деле же детектив оказывается триллером, в котором чисто детективных элементов практически нет, а история больше сосредоточена на ожидании действительно волнующей развязки и передаче чувств и мыслей главного героя. Сам выбранный жанр — это первый аргумент в пользу мнения «автор уже не тот». Конечно, Кинг никогда не ограничивал себя исключительно фантастикой и ужастиками — вспомнить хотя бы сборник «Четыре сезона», повести из которого стали культовыми. Но после пробы пера в детективном жанре с романом «Парень из Колорадо» 2005 года писатель стал всё чаще обращаться к детективным историям: в период с 2014 по 2016 год он написал трилогию «Мистер Мерседес», успешно экранизированную в формате одноимённого сериала, а также выпустил два спин-оффа этой истории — «Чужак» 2018 года и повесть «Будет кровь» из одноимённого сборника 2020-го. Да и вышедший в США в августе этого года роман «Билли Саммерс» — тоже детектив.
Сборник «Будет кровь» имеет и другие общие черты с «Позже», помимо жанровых характеристик заглавной повести. В новых книгах Стивена Кинга можно заметить, что автор будто бы специально уходит от стремления напугать своего читателя потусторонними монстрами и различной нечистью и ещё больше концентрируется на ужасах, исходящих от людей, а иногда и вовсе как в «Жизни Чака» из указанного выше сборника прибегает к фантастике и ужасам для передачи своих глубинных переживаний о жизни и смерти. Роман «Позже» наряду с повестями «Жизнь Чака», «На подъёме» 2018 года и «Гвенди и её шкатулка», написанной в 2017 году в соавторстве с Ричардом Чизмаром, сложно назвать страшной историей, сколько бы на её страницах ни было написано «Это будет история в жанре ужасов». Эта история — о мальчике с необычным и довольно пугающим даром, из-за которого его жизнь становится гораздо более тяжёлой. И в отличие от «Воспламеняющей» 1980 года, где главная героиня описывается больше как носитель сверхъестественных способностей, «Позже» фокусирует внимание именно на жизни человека, обладающего этими способностями. Джейми — так зовут главного героя — сначала очень боится своего дара, но в кульминации романа (осторожно: спойлер!) страх перед живыми пересиливает его страх перед сверхъестественным.
К тому же, новый, «уже не тот» Кинг становится всё более политически ориентированным. Если ранний, «классический» Кинг, обходил политику стороной, то сейчас начиная со «Спящих красавиц» 2017 года практически в каждой новой книге автора можно встретить политическую повестку, затрагивающую как масштабную политику, так и определённые социально-политические течения. В романе «Позже» такой темой стало движение ЛГБТ, представители которого всё чаще встречаются на страницах романов «Короля». Тем не менее, не может не радовать, что Кинг не занимает явно одну из сторон и не начинает что-либо пропагандировать, а просто вплетает политический контекст в повествование как очередной элемент современной жизни.
И если говорить не о новых тенденциях в писательском почерке автора, имеющих место и в «Позже», а конкретно о самом романе, то нельзя не отметить и великолепное качество написания текста. Повествование ведётся от первого лица, что, как правило, является спойлером и даёт меньше оснований переживать за персонажа, который, вероятнее всего, выживет. Причём текст, написанный Кингом, — это не устный текст героя как в «Долорес Клейборн» 1992 года, а именно книга или дневник, который ведёт повзрослевший Джейми. Этим, вероятно, оправдывается и необычное название романа, и далеко не мастерский слог в начале книги. В финале Джейми (между прочим, сын литературного агента) отмечает своё возросшее умение писать, демонстрируя тем самым писательское мастерство Кинга, догадавшегося не передавать весь свой писательский опыт двадцатилетнему парню.
Подводя итог, хочется сказать, что книга вышла весьма интересной. Это не хоррор и не детектив в классическом понимании, а что-то между, щедро приправленное темами, над которыми Кинг и приглашает читателя задуматься. Хочется надеяться, что эта история получит своё продолжение, тем более что предпосылки к этому есть, но — позже.