Стивен Кинг. Чужак

Георгий СНЕГИРЁВ

Спустя практически год после выхода на языке оригинала, новый роман Кинга «Чужак» (М. : АСТ, 2019. Серия «Тёмная Башня») появился в России. Новая детективная история Короля ужасов сочетает в себе традиционного любимого читателями Кинга и Кинга нового, до этого мало знакомого.

Как и большинство детективных историй, этот роман начинается с убийства и его расследования. С убийства зверски жестокого и повергающего в ужас: убит и изнасилован 11-летний мальчик, некоторые части тела которого были вырваны зубами и, предположительно, съедены преступником, причём, порядок действий установить не удалось. К счастью для следствия, на месте преступления было оставлено множество отпечатков и образцов ДНК, а многочисленные свидетели опознали их владельца — его видели с жертвой незадолго до преступления. Им оказался школьный учитель и тренер детской бейсбольной команды Терри Мейтленд. Его публично арестовывают во время матча, а окружной прокурор, радостно потирая руки, уже настроен наскоро выиграть дело и отправить изверга в камеру смертников федеральной тюрьмы. Однако адвокат обвиняемого в течение суток разрушает, казалось бы, безупречную картину. Он находит доказательства того, что в день преступления Мейтленд находился в другом городе, ни на минуту не оставался один, а в момент убийства был на встрече с писателем, видеозапись которой есть в свободном доступе в Сети.
Впрочем, не стану лишать читателя удовольствия самому узнать, как разрешилась эта криминальная история.

Так что же такого особенного в новом романе Кинга, чем он выделяется на фоне других его книг?

Десятилетиями упорного писательского труда Стивен Кинг не без умысла создавал себе имидж мастера историй в жанрах мистики, ужаса, саспенса, но и имидж летописца американской культуры середины ХХ века. В «Чужаке» же писатель в очередной раз разбивает устоявшиеся клише и преподносит читателю увлекательную детективную историю, приправленную мистикой, а сами действия происходят в середине 2018 года.

Вектор на современность взят очень старательно. Персонажи имеют аккаунты на фейсбуке и в твиттере, а видеохостинги, айпады и айфоны используются как для розыскных мероприятий, так и для выслеживания мистического злодея. Кинг, так и не простивший Трампу бан в «Твиттере», несколько раз упоминает президента США, а внешность мужчин сравнивает не с Рэндолфом Скоттом и его современниками, а с Томом Хиддлстоном. Причём актуализирует текст писатель аккуратно, уместно, не доводя до крайностей и не впадая в конъюктурщину.

В то же время «Чужак» остаётся классическим романом Стивена Кинга в духе «Оно» и «Тёмной половины». Здесь есть все характерные черты Короля ужасов, по которым можно определить авторство не глядя на обложку — понятное и увлекательное повествование, позволяющее читателю «плыть по волнам» сюжета, остроумные и неожиданные метафоры, честный и реалистичный язык персонажей, любовь Кинга к бейсболу, вкрапления личной биографии писателя (например, упомянутая выше встреча с писателем очевидно отсылает к выступлению Стивена Кинга на благотворительном вечере в Манати, штат Флорида, 29 января 2015 года). И, конечно же, многочисленные отсылки к американской культуре, а также мистика, интрига которой понемногу раскрывается по ходу развития сюжета, но всех правил игры автор так и не сообщает. Отсылок (в том числе и к своему творчеству) и цитаций здесь действительно много: например, один из персонажей смотрит «Сияние» Стэнли Кубрика. За мистикой же Кинг на этот раз обращается к латиноамериканскому фольклору и знакомит читателя с монстром по имени Эль Куко, или Эль Кукуй, аналогом нашего Бабая.

Историю, уже взятую в разработку телеканалом HBO, называют своего рода спин-оффом трилогии «Мистер Мерседес», поэтому её продолжение вполне возможно, а пока что читателям остаётся только ждать следующего романа мэтра «The Institute», запланированного к выходу в США на сентябрь 2019 года, и давно обещанного приезда писателя в Россию.