Молодой читатель и молодой литературный герой: размышление над одним анкетным вопросом

Маргарита САМОХИНА

Более полувека назад, с середины 1950-х до конца 1960-х гг., интереснейшим явлением в российской литературе была молодёжная проза. Авторы — в основном молодые писатели, основная (хотя не единственная) аудитория — молодые читатели. Одна из важных площадок — журнал «Юность», выходящий огромным тиражом. Персонажи рассказов, повестей и романов — ровесники читателей, у них общие проблемы и ценности. При этом у старших, у родителей проблемы и ценности несколько или совсем иные. Они больше не подходят молодым, поскольку что-то изменилось в самой жизни страны.

 
Позже, в 1970-х, уже совсем в другой общественной и литературной ситуации, молодость литературных героев по-прежнему оставалась значимым фактором при выборе книги. В исследованиях чтения молодых людей анкетные вопросы типа «какие книги вам интересны», «какой литературы вам не хватает» обязательно содержали вариант «книги о молодёжи» (или «о школьниках», «о студентах», «о наших ровесниках» и т.п.). И такой вариант всегда собирал достаточно большое число ответов.

Сегодня похожие вопросы тоже задаются, но такого варианта в них больше не найдёшь. И, может быть, это не случайно…

В соответствии с задачами исследования, которое ведётся сегодня в РГБМ, мы использовали подобный вариант ответа в вопросе несколько другого типа: «Когда Вы выбираете книгу, и, решая — читать её или не читать, Вам важно…». Анкету заполнили 200 посетителей РГБМ. Подавляющее большинство — студенты. Можно было выбрать любое количество из предложенных ответов. И каждый второй отметил один или несколько из следующих трёх вариантов: «чтобы был интересный сюжет», «чтобы проблемы были интересны лично мне», «чтобы были подняты серьёзные жизненные проблемы». Около половины выбирают книгу, которую «просто интересно читать». Для каждого пятого оказалось важным «чтобы можно было отдохнуть, отвлечься». И только четверо из двухсот респондентов выбрали вариант «чтобы герои были молоды».

Конечно, отвечали лишь посетители нашей библиотеки, да и сам опрос был небольшим; распространять полученные результаты на всю молодёжь мы не рискнём. Но стоит задуматься: ведь пользователи РГБМ (как показывают другие наши исследования, наша статистика, наблюдения библиотекарей) — читатели активные, культурные, продвинутые. И вот получается, что для таких молодых людей персонажи-ровесники перестали быть значимым фактором при выборе книг.

Если это действительно так, то можно долго рассуждать, почему это происходит. Например, вспомнить, что молодёжь предпочитает фэнтези и фантастику, а там возраст героев зачастую «плывёт», они могут его менять, быть «вечными», иметь несколько жизней в разных мирах и т.п. Или предположить, что причиной является растущая роль нон-фикшн в структуре чтения, а в нон-фикшн героев–персонажей может вовсе не быть, а если они есть, то играют совсем иную роль, чем в беллетристике.

Стоит задуматься также, насколько эффективно сегодня объединять книги именно по наличию молодых героев. Например, соответствующие библиотечные выставки (реальные и виртуальные) — а они бывают замечательными, организованными тонко, умно, профессионально. Или списки, которые составляют библиотекари, а для внеклассного чтения — и педагоги-методисты, и многие учителя. Интересно узнать, насколько привлекательны названия, типа «Книги о молодых», «Литература о молодёжи и для молодёжи»? Насколько активно читаются книги с этих выставок и из списков?

Если верить результатам нашего небольшого опроса, при объединении книг логичнее опираться не на возраст персонажей, а на проблематику. И в любом случае при подобном объединении возрастает роль, активность библиотекаря: ведь он может «проявить», вывести на передний план ту или иную тему, проблему (как это на уроке делает хороший, «творческий» учитель), может объединить на выставке или в списке совершенно разные и неожиданные книги. Другое дело — как именно сформулировать проблему, для этого надо знать свою молодую аудиторию…

Для пользователей РГБМ, судя по их ответам, молодость книжных героев оказалась незначимой при выборе чтения. Но проблемы и смыслы, присутствующие в художественных текстах, популярных у наших читателей, во многом связаны именно с молодостью, характерны для неё. Анализ выдачи с абонемента РГБМ показал, что на первых местах с большим отрывом идут два автора — Ремарк и Достоевский. В список самых популярных, значимых и любимых они попадают и по данным интернет-исследования Л.Ф. Борусяк. Совпадает и ряд других имён в наших списках — Чак Паланик, Харуки Мураками, Джоан Роулинг.

Совершенно разные авторы. Совершенно разные книги, но в центре их сюжетов — молодые персонажи. Очевидны поэтому «глобальные» темы — добро и зло, отношение к смерти, к войне, к попыткам изменить существующий политический и социальный порядок, любовь и секс, мужчина и женщина — все они встраиваются в собственные проблемы и размышления молодого читателя.

Наверное, и у современных отечественных авторов есть такие произведения. Но, к сожалению, они не фигурируют ни в нашем исследовании, ни в исследовании Л.Ф. Борусяк, ни в других известных нам опросах…