Высшее образование в России: какое оно?

Евгений Викторов

Photo by Siora Photography on Unsplash

В августе 2020 года Фонд «Общественное мнение» провёл социологический опрос о качестве высшего образования в России. В условиях, когда вот уже полгода не смолкают дискуссии о будущем образования в современных «онлайн-реалиях», тема эта выглядит особенно острой.

«Шкала образования» среди респондентов распределилась следующим образом: 24% опрошенных имеют среднее общее образование (и ниже); 42% — среднее специальное и 34% — высшее или незаконченное высшее. Возрастные группы разделены на три категории: 18–30 лет (в этой группе  29% — со средним общим образованием; 35% — со средним специальным и 36% — с высшим), 31–45 лет  (22% — со средним; 37% — со средним специальным и 41% — с высшим), 46–60 лет (20% — со средним; 49% – со средним специальным и 30% — с высшим),  60 и старше (25% — со средним; 45% — со средним специальным; 30% — с высшим). 

Примечательно, что исследование охватывает 20 лет и имеет несколько временных маркеров: 1999 год, 2012-й, 2014-й, 2018-й и 2020-й.

Прежде всего респондентов попросили ответить, насколько, по их мнению, в современном мире высшее образование необходимо, действительно ли оно открывает путь к успеху. Абсолютное большинство (66%) считает высшее образование важным, а 26% полагают, что можно обойтись и без него. Любопытно, что в 2012–2014 гг. наблюдался спад «интереса» к образованию: всего 54% «за» при 38% «необязательно».

Следующий вопрос, на который предлагалось ответить, звучал так: «Как вам кажется, зачем люди сегодня получают высшее образование: ради хорошей работы, ради знаний или по инерции, потому что так принято?»  Самый ожидаемый ответ — «Ради хорошей работы», и за него проголосовало 47%. Самый «парадоксальный» вариант, за который проголосовало 35%, расположился на втором месте: «По инерции, потому что так принято». А вот те, кто считает, что образование нужно получать ради знаний, оказались в меньшинстве — всего 10%. Наконец, по 4% набрали варианты «Другое» и «Затрудняюсь ответить». 

Отвечая на вопрос о влиянии наличия высшего образования на заработную плату, 37% респондентов предположили, что люди с высшим образованием получают больше, 12% уверены, что меньше, а 29% считают, что наличие высшего образования никак не сказывается на уровне заработной платы. Кстати, всего пару лет назад, в 2018 году, таковых было большинство — 43% против 30% тех, кто считает, что обладатели университетских дипломов получают больше.

На вопрос о доступности высшего образования в России ответы распределились почти поровну: 24% высказались за то, что высшее образование сейчас более доступно, чем 5 лет назад, а 28% — меньше. И 34% респондентов уверены, что особых изменений не произошло.

Следующий вопрос касался качества российского высшего образования: сегодня оно хорошее, удовлетворительное или плохое?  Большинство респондентов (45%) считают современную систему высшего образования вполне удовлетворительной, 22% — плохой и чуть меньше (20%) — хорошей.

Предыдущие два пункта «вытянули» за собой группу уточняющих вопросов для каждой из проголосовавших групп.

1. «Почему вы считаете качество российского высшего образования хорошим?». Здесь результаты распределились следующим образом: 6% считают, что ВУЗы выпускают хороших специалистов; 4% — что в отечественных ВУЗах сохранились хорошие традиции преподавания; 3% ответили так: «Сужу по себе, по родным и знакомым». Наконец, по 2% респондентов «в защиту» указали, что наше образование ценится за рубежом, окончание вуза даёт возможность хорошего трудоустройства и карьерного роста и что оно «в принципе хорошее».

2. «Почему вы считаете качество российского высшего образования плохим?»   Самый частый ответ (5%) — «Низкий уровень профессионализма выпускников, отсутствие у студентов мотивации к учёбе». Далее расположились «взяточничество» и «плохой преподавательский состав» (по 4%), и «платное образование» (3%). 2% респондентов считают, что тестовая система оценки знаний выпускников в школах серьёзно снизила уровень образования, и в целом — советская система образования была лучше; 1% указали на плохой уровень преподавания в школах, устаревшую систему вузовского преподавания, нехватку практики при обучении студентов и, наконец, формализм получения высшего образования («для корочки») и отсутствие гарантированного трудоустройства по специальности.

3. «Чем вас не устраивает качество высшего образования в России?» Большинство респондентов (8%) уточнили, что недовольны платным образованием и нехваткой бюджетных мест, а также сильно снизившимся уровнем преподавания, непрофессионализмом выпускников и коррупцией в вузах.

При этом среди имеющих высшее или незаконченное высшее образование респондентов 23% из 34% опрошенных положительно оценили качество полученного ими образования, 9% считают его вполне удовлетворительным и лишь 1% сказали, что недовольны.

А вот на вопрос, отвечает или нет российское высшее образование сегодняшним потребностям отечественной экономики, голоса разделились плюс-минус поровну: 40% респондентов считают, что отвечает, 37% не согласны с этим и 23% не определились с ответом.  В основном это граждане до 25 лет, при этом самые чёткие ответы (как «за», так и «против») дали люди 30–46 лет. 

Следующий вопрос касался «геополитической составляющей» и звучал он так: «На ваш взгляд, по качеству высшего образования Россия является одним из мировых лидеров, входит в число передовых стран, находится где-то по середине или относится к отстающим странам?».  И результаты распределились таким образом: 13% (против 5% в 2015 году, и это важный показатель) считают наше образование одним из лучших в мире; 10% (против 13% в 2018 году) полагают, что мы в плане качества высшего образования относимся к отстающим странам; 18% (против 16% в 2018-м и 19% в 2015-м) согласны с тем, что Россия в числе передовых стран по качеству образования; наконец, 48% (против 50 % в 2018-м и 53% в 2015-м) — за «золотую середину».

Последний вопрос касался самой острой на сегодняшний день темы — дистанционной формы образования. В связи с пандемией многие вузы и школы перешли на дистанционку и планируют частично сохранить этот формат в будущем. Насколько пагубно это отразится на качестве высшего образования? И тут результаты опроса более чем красноречивы: абсолютное большинство респондентов (73%) убеждены, что дистанционная форма скажется отрицательно на качестве образования. Лишь 10% считают, что такой формат необходим системе высшего образования, а 9% уверены, что такая временная мера никак не скажется на качестве образования.

Ну, а общие итоги исследования выглядят так: 20% участников опроса считают российское высшее образование хорошим, 45% — удовлетворительным, 22% (среди людей, им обладающих, — 27%) — плохим. В представлении 40% опрошенных оно, скорее, отвечает сегодняшним потребностям российской экономики, 37% респондентов придерживаются обратного мнения. 31% участников опроса считают, что по качеству высшего образования Россия входит в число передовых стран, 48% полагают, что её место где-то в середине, 10% — что наша страна среди отстающих.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*