Думаем – говорим – делаем

Ксения Косачкова

Школы блогинга, литературные стендапы, хакатоны, лектории молодых учёных, центры молодёжного инновационного творчества, библиотечные бренды-талисманы… Что сегодня придумывается и творится в библиотеках? Читайте в нашем продолжающемся обзоре актуальных библиотечных практик России. 

***

В наши дни, когда активно прогрессируют технологии, блог-культура становится заметно распространённым и популярным явлением, особенно в молодёжной среде. При этом молодым не только интересно наблюдать за другими блогерами, но и самим пробовать себя в этой роли, ведь ведение сетевого дневника открывает широкий ряд возможностей для самореализации. 

Отвечая запросам времени, Модельная центральная библиотека МБУ «ЦБС г. Губкинского» Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 году запустила проект «Школа блогинга». Проект включает в себя образовательные лекции и мастер-классы, направленные на развитие медиаграмотности и цифровых компетенций молодых ребят. Блогеров учат анализировать и оценивать информацию, разбираться в надёжности её источников, подбирать контент и писать сценарии для своих видеоканалов. Также участников проекта знакомят с секретами ведения социальных сетей и с топовыми блогерами, помогают им осваивать современные программы для обработки фото и видео, проводят занятия по актёрскому мастерству и ораторскому искусству. Вместе с библиотекарями ребята учатся создавать посты и видеоролики, популяризирующие в том числе библиотеку и чтение в интернете.

***

Библиотека «Семёновская» МЦБС им. М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга в условиях самоизоляции придумала оригинальный формат рекомендательной библиографии. Ещё в июле 2020 года в соцсети «ВКонтакте» она запустила рубрику #персональныйбиблиотекарь, в рамках которой сотрудники разных отделов библиотеки предлагали пользователям литературу в соответствии с запросами, которые те оставляли в комментариях под постом-визиткой библиотекаря-советчика. Изначально библиотекари выходили на помощь каждую неделю, сейчас услуга доступна раз в месяц. Читатели могут рассказать в комментариях о своих увлечениях, любимых фильмах, песнях, местах в городе, а библиотекари постараются для каждого найти книгу по душе и аргументировать свой выбор. Молодёжь активно отозвалась на персональные рекомендации. И эту идею недавно подхватила Библиотека роста и карьеры ЦБС Московского района г. Санкт-Петербурга.

***

Новосибирская областная юношеская библиотека подвела итоги IX Областного конкурса читающей молодёжи «BOOK-симпатия», который проходил с 16 сентября по 21 ноября 2020 года. Конкурс ежегодно объединяет вокруг себя молодых людей от 14 до 35 лет, желающих выразить свою любовь к чтению через творчество в самых разных его проявлениях. В этом году состязание проходило в номинациях «Творческая работа» (песни, танцы, эссе и пр.), «Иллюстрация к литературному произведению», «Буктрейлер»,  «Фото в Instagram». Всего на конкурс поступило 187 работ, причём не только из Новосибирска и Новосибирской области, но и из других регионов России: Алтайского края, Удмуртской Республики, Республики Бурятия, Кемеровской, Московской, Омской и Сахалинской областей, а также городов: Санкт-Петербурга, Ульяновска, Череповца и Ярославля. Примечательным дополнением к конкурсу уже не первый год служит флешмоб «Покажи, о чём читаешь», в рамках которого молодёжь в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте» размещает фотопосты со своими книжными рекомендациями/рецензиями под хештегом #Bookсимпатия. В этот раз было опубликовано 118 таких постов. На основе рекомендаций читателей и библиотекарей была создана виртуальная интерактивная выставка погружения в литературную матрицу «Ушла в онлайн…». Интересным нововведением этого года, на который живо отреагировала молодая аудитория, стал «Виртуальный литературный стендап». Работы в этом жанре оказались популярны у зрителей. 

***

Челябинская областная библиотека для молодёжи в декабре запустила литературный проект «Автор в “молодёжке”» — серию онлайн-встреч с челябинскими писателями и поэтами, которые пишут на важные для современных подростков и молодёжи темы. Библиотекарь беседует с гостями, уделяя внимание личной и профессиональной биографии героя и его литературным предпочтениям. Первая такая встреча прошла с писательницей и драматургом Анастасией Малейко, лауреатом Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина за 2013 год, автором повести «Моя мама любит художника».

***

Согласно мониторингу лучших практик обучения цифровой грамотности пользователей российских библиотек, который проводит РГБМ, сегодня в десятках учреждений действуют разного рода специализированные структуры, ведущие деятельность по обучению основам цифровой грамотности. Многие из них направлены на молодое поколение. Недавно одной такой структурой стало больше. Так, 2 октября в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского открылся Центр молодёжного инновационного творчества Digitlab. Центр предлагает молодым людям бесплатно приобрести навыки в IT-отрасли: 3D-программировании, моделировании и прототипировании, создании AR/VR приложений, разработке компьютерных игр, в работе, связанной с 3D-графикой, искусственным интеллектом, компьютерным зрением и др. Занятия проходят по будням днём и вечером, в период самоизоляции обучение ведётся дистанционно.  Всё, что нужно ученику, — это иметь читательский билет; специальной подготовки для обучения не требуется. ЦМИТ Digitlab был разработан Иркутской областной библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского совместно с компанией «Цифровая лаборатория». Оборудование центра было приобретено на средства, выделенные Министерством экономического развития Иркутской области в рамках государственной программы поддержки развития центров молодёжного инновационного творчества.

***

C 27 по 29 ноября Российская государственная библиотека совместно со «Школой 21» Сбербанка, специализирующейся на обучении в IT-отрасли, провели хакатон по разработке алгоритмов искусственного интеллекта для упрощения поиска данных о событиях и участниках Великой Отечественной войны. Участие в хакатоне приняли 87 человек «Школы 21». Участники были поделены на 34 команды, из них до финала дошли 13, а победителями стали 6 команд. Состязающиеся работали над созданием программного решения, которое переводило бы в машиночитаемую форму все упоминания, относящиеся ко времени и датам, отмеченным в подшивках прифронтовой газеты «Красная звезда» за 1941—1945 годы. Предложенное технологическое решение в скором времени можно будет оценить на портале Национальной электронной библиотеки в соответствующем разделе. В дальнейшем планируется создание открытого репозитория с программными решениями для распознавания и анализа временных конструкций в русскоязычных текстах, а также проведение научно-инженерной работы в Лаборатории исследований и разработки НЭБ, к которой также смогут присоединиться участники хакатона, показавшие наиболее удачные результаты.

***

С августа по ноябрь 2020 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В.Д. Фёдорова по инициативе благотворительного фонда «Город 42» и при финансовой поддержке Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» был реализован проект «Научно-популярная лаборатория “Мысль”». Задача проекта — формирование интереса молодёжи к науке, а также поддержка молодых учёных через предоставление им площадки для проведения научных исследований и отработки педагогических навыков. В рамках Лаборатории прошли циклы научно-популярных лекций по трём направлениям: история, культурология и психология. Занятия проходили каждую субботу. Завершающим мероприятием Лаборатории стал научно-популярный фестиваль, который состоялся 7 ноября: были представлены доклады самых активных участников проекта, вдохновлённых лекциями молодых специалистов, а также организована профориентационная программа для старшеклассников, подготовленная сотрудниками Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачёва и Кемеровского государственного университета. 

***

С сентября этого года сотрудники IQ-лаборатории Красноярской краевой библиотеки для молодёжи начали снимать видеоролики с научными опытами для того, чтобы сделать процесс обучения молодых людей более наглядным и занимательным. Опыты представлены самые разные: так, например, можно научиться выращивать кристаллы, создавать искусственный снег, быстро замораживать воду… Каждое видео длится не более трёх минут и включает в себя демонстрацию самого опыта и заключительную рекомендацию библиотекаря по представленным в фонде книгам и периодическим изданиям, посвящённым естественным и техническим наукам. Видео выходят раз в неделю на страницах социальных сетей библиотеки. Посмотреть их можно, например, здесь.

***

В Астраханской областной библиотеке для молодёжи им. Б.М. Шаховского «оцифровали» Ромыча. Вязаный домовёнок в синем комбинезоне с разноцветными дредами Ромыч трудится на библиотечном поприще с 2015 года. В библиотеке он выступает в качестве маскота или, иначе, антропоморфного бренда-персонажа и талисмана. Одна из задач такого маскота — помогать учреждению налаживать эмоциональную связь с аудиторией, делать библиотеку более живой и запоминающейся. Астраханский Ромыч — товарищ энергичный, начитанный, хозяйственный и увлечённый. Он и на фортепиано музицирует, и в шахматы играет, и в мероприятиях участвует, и спортом занимается… В период самоизоляции, чтобы читатели его не забыли, в социальных сетях был запущен фотопроект #ДневникРомыча. На волне массового перехода библиотек в онлайн было решено представить маскот ещё и в виде компьютерной графики и дать ему официальный статус. В планах у библиотеки также создание серии стикеров и анимации с Ромычем.

***

Самарская областная юношеская библиотека запустила в декабре серию публикаций «Знакомство с художником», в которых молодые художники рассказывают о своём творчестве, о том, что их мотивирует и вдохновляет, о мечтах и планах на будущее. Молодёжный проект запущен совместно с Художественной мастерской, работающей при библиотеке с 2015 года. Мастерская предлагает широкий ряд возможностей желающим рисовать: в ней проходят мастер-классы, лекции, посвящённые искусству и методам создания разных видов иллюстраций, и т.д. Новый проект стал ещё одним поводом молодым творцам заявить о себе не только в среде своих единомышленников, но и в сообществе других библиотечных пользователей.

***

В октябре 2020 года Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина ЦБС г. Каменска-Уральского Свердловской области запустила для молодёжи курсы покадровой анимации «Крылья». Библиотека уже имела опыт работы в мультипликационном направлении, но только с детской аудиторией — с марта 2015 года там функционирует детская студия анимации «МультКадрики». Новый проект «Крылья» даёт участникам ещё больше свободы для воплощения их идей и проявления самостоятельности: молодёжь занимается написанием сценариев, прорисовкой персонажей, съёмкой, монтированием и созданием покадровой анимации. С открытием 26 ноября при ЦГБ им. А.С. Пушкина Fab Lab-студии, организованной на средства гранта Благотворительного фонда «Синара-Фонд», проводить обучение стало ещё удобнее. Так, новое пространство располагает мультипликационными столами, ноутбуками и другим мультимедийным оборудованием, в нём имеется большой экран, удобный для просмотра готовых работ, и стеллажи с комиксами и литературой по анимации, к которым можно обратиться в качестве подспорья при создании мультфильмов. Обучение на курсах «Крылья» рассчитано на один год. Презентация работ участников первого потока состоится в апреле–мае 2021 года.