Современные библиотеки: переход от транзакционных сервисов к реляционной модели взаимодействия с пользователями

Могенс Вестергор

Библиотека Dokk1 (Дания, Орхус)
Фото: Aarhus Public Libraries

Если в прошлом библиотека определялась транзакционными услугами — выдача и возврат книг, то сегодня динамика библиотеки изменилась, ко всем её процессам добавился реляционный аспект. Таким образом, современные библиотеки перестают фокусироваться на транзакционных сервисах и становятся реляционными (от однонаправленной коммуникации  переходят к коммуникации, основанной на взаимодействии. —  Прим. ред.), что придаёт библиотеке большую ценность в глазах пользователей. В своей статье Могенс Вестергор, менеджер по библиотечному и социальному обслуживанию Городской библиотечной системы Роскилле (Дания) рассуждает о том, как происходит этот значимый переход.

Традиционная библиотека — транзакционная библиотека

Как и в большинстве стран, все граждане Дании имеют право на свободный и равный доступ к знаниям и информации. Это закреплено в первом Акте о публичных библиотеках Дании, принятом в 1964 году и обновленном в 2000 году, который предусматривает, что в каждом муниципалитете должна быть публичная библиотека, функционирующая самостоятельно или в сотрудничестве с другими учреждениями.

Традиционно библиотеки определялись транзакционными действиями, такими как выдача и возврат книг и других материалов или помощь пользователям в поиске информации. В данном случае основной задачей было удовлетворение потребности пользователей в знаниях и образовании. Могенс Вестергор подчёркивает: «Раньше вы приходили в библиотеку с определённой потребностью, за конкретными книгами или с конкретным вопросом. В этом случае библиотекарям не нужно было выстраивать отношения с пользователями, им просто нужно было произвести транзакцию, предоставить услугу и убедиться, что пользователи получили то, что им было нужно».

Соответственно, изначально именно книги были средством выполнения библиотечных задач, позднее к ним добавились музыка, периодические издания, а теперь — мультимедийные и электронные ресурсы. Говоря о том, что является более значимым — цель или средства, Могенс считает, что «именно цель является наиболее фундаментальным понятием, а средства становятся второстепенным выбором, который можно адаптировать. Библиотеки склонны использовать любые средства, которые они могут придумать, для достижения поставленной перед ними цели. Конечно, есть ограничения, но это действительно даёт большую свободу для функционирования публичной библиотеки».

В то время как количество выдаваемых книг снизилось за последние несколько лет, использование библиотек увеличилось (имеется в виду количество посетителей в физических пространствах библиотек). У физического пространства библиотеки появилось больше задач, чем просто обеспечение условий для взятия-возврата книг. Библиотека нужна пользователям для большого количества действий: они пользуются её физическим наполнением (компьютерами, мейкерспейсами, пространствами), они используют библиотеку для собраний, обучения и работы в группе, организации кратких курсов по разным предметам, особенно по новым технологиям. Таким образом, достижению целей, поставленных перед библиотеками, способствует не только их коллекция, но и пространство, наличие библиотек как таковых в городской инфраструктуре.

Переход к реляционной библиотеке

Библиотека больше не определяется количеством книг на полках, скорее, она становится жизненным пространством для пользователей. На вопрос, почему произошёл такой сдвиг, Могенс отвечает, что «библиотеки всегда умели соответствовать потребностям и желаниям пользователей. Это очень важная вещь. Что касается технологий, то библиотеки были  чуть ли не первопроходцами, когда в 1996-м первыми установили у себя компьютеры и начали обучать людей ими пользоваться. Это своего рода обязанность библиотеки быть на переднем крае различного применения культуры и технологий».

Сегодня люди больше сосредоточены на образовательной деятельности, при этом они хотят, чтобы у них была возможность социального взаимодействия для того, чтобы делиться своими знаниями с другими. Таким образом, «реляционная библиотека» — это новая стадия развития, на которой библиотеки становятся местом встречи и взаимодействия людей. Могенс добавляет, что «транзакционная библиотека — это то место, куда люди приходят, просят книгу, библиотекарь им её даёт. Напротив, в реляционной библиотеке люди приходят в неё и работают вместе с библиотекарем. Чтобы это было так, вам необходимо выстроить отношения со своими постоянными пользователями. Библиотека превращается в место встречи, и вы должны способствовать этой встрече. Это ещё один способ установить отношения. Значит, вам нужны новые компетенции для этого.

Следовательно, при разработке структуры библиотеки необходимо тщательно изучить её физические пространства и потребности различных групп пользователей.

Что дальше?

Размышляя о том, какие ещё разработки и инновации могут появиться в библиотеке, Могенс объясняет:

1. Одна вещь, которую мы начали использовать в библиотеках, — это дизайн-мышление. Это довольно просто и означает, что мы выходим и разговариваем со своими пользователями. Мы активно с ними взаимодействуем, а не просто думаем о том, какие бы новые сервисы запустить в библиотеке. Мы были вынуждены создать совершенно новую стратегию из-за новой динамики в библиотеке.

Чтобы переосмыслить функционирование библиотеки, мы пошли к жителям нашего города и поговорили с ними в их собственных домах, в привычной для них среде, мы прислушались к их потребностям и пожеланиям. Мы хотели узнать, как проявится их интерес к конкретной теме. Мы узнали много нового о своих пользователях. Также было интересно узнать больше о различных группах пользователей библиотеки. Есть такие группы пользователей, которые приходят в библиотеку постоянно — студенты, семьи с детьми и т.д. Но ещё мы заметили, что есть такие группы, которые не пользуются библиотекой постоянно. Они вспоминают про библиотеку в какой-то переходный период своей жизни (например, когда выходят на пенсию).

2. Вполне правдоподобный сценарий на будущее — библиотека как пятая ветвь власти. СМИ определяют себя как четвертую власть государства, поскольку считают себя контролирующими три основные силы в государстве. Могенс считает, что с этим есть проблема, СМИ не всегда заслуживают доверия, и иногда они очень близки к политической системе.

Библиотеки же представляют людей, простых людей в огромных количествах. Таким образом, библиотека может установить новый способ управления. Библиотеки предлагают то, что нужно людям; широкий спектр информации, и библиотеки помогают своим пользователям получить доступ к этой информации. И с этой точки зрения мы действительно пятая власть в государстве.

Источник: princh.com

Перевела с английского Мария Алексеева

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*