18 марта 2020 года библиотеки Финляндии временно закрыли свои двери из-за пандемии коронавируса. Первоначально предполагалось, что закрытие библиотечных пространств продлится как минимум до середины мая, однако 4 мая правительство разрешило всем публичным библиотекам страны возобновить оказание услуг по выдаче книг. Решение позволило библиотекам предлагать ограниченный спектр услуг, в то время как помещения библиотеки в основном оставались закрытыми до 1 июня. Авторы (к сожалению, их имена не указаны в оригинале) ресурса Libraries.fi подготовили обзор того, как финские публичные библиотеки отреагировали на кризис Covid-19 и какие первые шаги они предприняли для перезапуска своих физических служб.
Главный ответ: внедрение новых сервисов и услуг
В рамках объявления чрезвычайного положения в стране 16 марта 2020 года правительство Финляндии сообщило о закрытии многих государственных учреждений и о введении других ограничений. 18 марта библиотеки, музеи, театры и другие государственные и муниципальные организации должны были приостановить работу своих площадок для посетителей. Вскоре начальный период закрытия был продлён новым решением правительства с середины апреля до 13 мая. Стало ясно, что все пространства будут закрыты ещё долгое время. В условиях локдауна культурные учреждения должны были найти новые способы сделать свои услуги доступными и начать активно продвигать существующие электронные ресурсы.
Очень быстро библиотеки стали производить онлайн-контент: проводить прямые трансляции и снимать видео. Например, Городская библиотека Турку с самого первого дня своего закрытия запустила ежедневные утренние эфиры в Instagram Live. Первые из них были посвящены практическим аспектам оказания библиотечных услуг в период карантина. Помимо этого пользователи получали ценные рекомендации от специалистов, отвечающих на вопрос: «Что почитать?». Шли дни, и темы утренних прямых эфиров широко варьировались: от литературы и настольных игр до вопросов здоровья и самоощущения во время изоляции.
C 20 марта Городская библиотека Хельсинки начала вести регулярные прямые трансляции с приглашёнными писателями. Новый формат был освоен быстро и своевременно — первая подобная беседа с автором была выпущена уже на третий день закрытия библиотек. Вскоре темы эфиров Городской библиотеки Хельсинки стали охватывать не только литературные вопросы, но и освещать другие сферы искусства, а также различные стороны библиотечного обслуживания.
Утренние прямые эфиры Городской библиотеки Турку также смогли заполнить социальный и коммуникативный вакуум, образовавшийся в связи с повсеместным переходом к дистанционному обслуживанию, став своего рода каналом для общения и взаимодействия. Многие традиционные библиотечные сервисы легко нашли своё место в онлайн-среде, к примеру, библиотечная сеть Центральной Финляндии Keski-Kirjastot (и это не единственный пример), организовали клубы чтения онлайн.
В начале периода самоизоляции некоторые небольшие библиотеки предлагали ограниченные услуги по выдаче книг, принимая заказы по телефону и размещая предварительно упакованные книги вне библиотеки, чтобы пользователи могли их забрать. Ряд библиотек экспериментировал с раздачей предварительно упакованных пакетов со списанными книгами, вывешивая на входной двери, чтобы кто-нибудь из желающих мог их взять. Кроме того, в первые недели локдауна несколько библиотек принимали возвращённые книги. Однако вскоре региональные органы государственного управления сделали уточнения в своих инструкциях: любой оборот материальных носителей в библиотеках стал временно запрещён.
Сложности с авторскими правами и лицензиями
Библиотеки c головой ушли в цифру. У некоторых было больше опыта в этой сфере, другие же сделали гигантский скачок как в производстве подобного контента, так и в цифровом обслуживании. Размышляя о том, какого рода видеоматериалы должна создавать библиотека, большинство сразу же подумало о сторителлинге. Это естественно привело к вопросам об авторских правах. В отсутствие национального соглашения об авторском праве, позволяющего библиотекам проводить сторителлинг и читать книги онлайн, многие каждый раз обращались напрямую к авторам и предлагали им почитать свои собственные произведения. Большинство библиотек также использовали относительно старую литературу, находящуюся в открытом доступе.
Финский консорциум публичных библиотек и Финская ассоциация издателей оперативно заключили соглашение 22 апреля 2020 года. Это позволило всем публичным библиотекам в течение двух месяцев создавать видеоролики, содержащие защищённые авторским правом литературу и изображения, однако каналы публикации были ограничены двумя, лишь один из которых позволял делиться или прикреплять видеоконтент. Все ролики в настоящее время публикуются через Library Channel — национальный общедоступный сервис для производства видео и потоковых трансляций для библиотек, и Helsinki Channel — видеосервис, разработанный городом Хельсинки. Использование сервиса Library Channel заметно увеличилось за время самоизоляции. По сравнению с периодом с 1 января по 11 мая 2019 года общее количество сеансов на сайте выросло на 60%. К слову, Library Channel также предоставляет видеоконтент для профессионального развития библиотекарей, поэтому часть трафика на сайте составляют представители библиотечного сообщества.
С начала локдауна активнейшим образом стали продвигаться электронные ресурсы. В большинстве библиотек пользование электронными книгами и другими материалами достигло рекордного уровня. В Финляндии нет единой национальной электронной библиотеки, поэтому учреждения, у которых имелись возможности для приобретения большего количества лицензий, начали покупать их по мере роста спроса. Это, конечно, произошло задним числом, поскольку никто не готовился к такому внезапному и резкому увеличению необходимости в доступе к электронным книгам, журналам и газетам. Например, в двух библиотечных системах городов Тампере и Ювяскюля использование электронных книг выросло на 76% и 101% соответственно. Также возрос интерес и к общедоступным национальным электронным услугам. Например, количество сеансов на сайте сервиса «Спроси библиотекаря» выросло примерно на 50% по сравнению с прошлогодними показателями.
По мере увеличения использования электронных ресурсов библиотеки столкнулись с ещё одной проблемой: как оформить новую библиотечную карточку, если необходимо личное подтверждение своих данных? На момент закрытия библиотеки не имели разработанной системы оформления новых учётных записей онлайн. Это было быстро решено путём выдачи временных библиотечных карт, которые люди могли оформить удалённо и использовать только в течение периода локдауна, чтобы получить доступ к электронным фондам из дома.
Подготовка к возобновлению некоторых библиотечных услуг
Самый первый шаг к частичному перезапуску библиотечных услуг был сделан 23 апреля, когда библиотекам было разрешено открыть приёмники станций книговозврата, которыми можно было воспользоваться, пока сами учреждения оставались закрытыми. После 4 мая публичные библиотеки смогли начать выдачу и приём книг. Вскоре выяснилось, что помещения библиотек могут быть открыты только для упрощения этого процесса и не должны использоваться ни для чего другого. И в данных обстоятельствах обозначились два подхода к функционированию библиотеки: первый заключался в организации точки выдачи и приёма книг, куда пользователи могут быстро заходить и выходить, чтобы забрать заранее зарезервированные издания и вернуть прочитанные. Второй подход предполагал открытие помещений, где находится коллекция, чтобы посетители могли самостоятельно и быстро забрать книги и другие материалы непосредственно с полок, но при этом все другие зоны, такие как читальные залы, комнаты для совещаний, студии, мейкерспейсы и прочие должны были оставаться закрытыми.
Первые публичные библиотеки открылись в режиме ограниченного предоставления услуг 8 мая, ещё несколько — 11 мая, другие же открывались, как только позволяли возможности.
Многие библиотеки готовились к открытию 14 мая (начальная дата снятия ограничений), однако не все успели закончить необходимые приготовления, так как было не совсем ясно, смогут ли библиотеки открыться в середине мая. Более того, многие библиотеки временно уволили своих сотрудников или перевели их на другие виды работы, поэтому сейчас при открытии библиотек именно кадровые ресурсы являются одной из основных проблем во многих муниципалитетах страны. Кроме того, наличие персонала оказало решающее влияние на выбор способа открытия библиотеки, так как для одной точки выдачи и приёма книг требуется меньше сотрудников, чем для открытия всех залов с книжными фондами.
Выбор открытого подхода
Городская библиотека Хельсинки стала одной из первых публичных библиотек, запустивших работу ряда своих подразделений уже 8 мая, в этот день в столице начали обслуживание 11 из 37 её филиалов, с 11 мая постепенно стали открываться и другие. Эта библиотека выбрала более открытый подход, подразумевающий следующее: пользователи получают доступ к полкам с книгами, в то время как другие услуги и посещение прочих помещений библиотеки ограничены.
Так, стулья и столы были временно убраны из залов библиотеки, а все пространства (кроме зоны с книгами) были закрыты или огорожены, чтобы посетители не оставались и не проводили в учреждении лишнее время. Зона чтения газет и журналов также была закрыта, компьютеры для читателей — демонтированы. Персонал, работающий с фондом на материальных носителях, был обязан носить перчатки и прошёл инструктаж по эффективной гигиене рук. Рабочие столы покрыли плексигласом, прекратили принимать к оплате наличные деньги. С помощью указателей и наклеек на полу пользователи были проинформированы о необходимости оперативно выполнять нужные манипуляции, а также о том, чтобы они во время посещения библиотеки держались на расстоянии от других людей. Кроме того, в больших библиотеках было открыто минимальное количество кафедр, а посетителям — рекомендовано пользоваться станциями самообслуживания и книговозврата. Количество людей в библиотеке сейчас также постоянно контролируется, и если в помещении одновременно находится слишком много пользователей, вход временно ограничивается.
Аналогичный подход был принят в других муниципальных библиотеках, как в крупных, так и небольших.
Завершение более строгого подхода
Большинство публичных библиотек Финляндии более строго подошли к первому этапу возобновления своих услуг. Например, Городская библиотека Тампере в Центральной Финляндии 11 мая возобновила выдачу и приём книг в пяти своих филиалах. Модель открытия библиотек в Тампере на первых порах заключалась в организации пункта выдачи и приёма книг в частично открытых филиалах. В главной библиотеке Тампере сотрудники разработали односторонний маршрут до пункта выдачи, помогая посетителям заходить через один вход и выходить через другой. Другие помещения были огорожены, поэтому у пользователей был доступ только к пункту выдачи и к выходу. И, конечно, здесь были приняты те же меры предосторожности при обращении с материальными единицами коллекции, а также инструкции по гигиене рук и безопасной дистанции как во всех открытых библиотеках.
Регулирование открытия: руководящие принципы
Решение закрыть все помещения библиотек было частью правительственного постановления о введении чрезвычайного положения в Финляндии. Решения правительства выполняются региональными государственными административными органами (RSAA), которые также предоставляют руководящие принципы, регулирующие деятельность библиотек в период локдауна. Когда библиотеки начали открываться, эти принципы были основаны на общих правилах охраны труда и техники безопасности при работе с клиентами во время пандемии Covid-19, специальных правил для библиотечной сферы не было.
Первым шагом, начиная с 23 апреля, стало предоставление библиотекам возможности запустить станции книговозврата. Библиотеки опасались, что когда они, наконец, полностью откроются, люди бросятся возвращать свои книги, хотя сроки возврата были максимально увеличены. Появившаяся возможность принимать ранее взятые книги сняло эту напряжённость. В рекомендациях RSAA по обращению с возвращёнными предметами подчёркивалась важность надлежащей гигиены рук при взаимодействии с фондом, но дезинфекция книг не требовалась. Однако многие библиотеки самостоятельно решили отправлять возвращённые издания на карантин.
Второй этап снятия ограничений начался 4 мая, и первые библиотеки открылись уже 8 числа. Меры предосторожности, названные выше, были приняты во многих местах. В официальных руководящих принципах указывалось, что библиотеки могут открывать свои службы выдачи и возврата книг при условии, что они могут соблюдать инструкции министерства здравоохранения в отношении здоровья и безопасности на рабочем месте. И хотя на тот момент ещё существовало общенациональное ограничение публичных собраний до 10 человек, это не относилось к службам книговыдачи библиотек. 1 июня ограничение публичных собраний пришло к показателю «до 50 человек», однако это правило распространилось только на публичные мероприятия, проводимые библиотеками, и не коснулось функционирования всех помещений, используемых для предоставления основных библиотечных услуг.
После открытия библиотеки по-прежнему не могут предлагать своим пользователям доступ к компьютерам. В связи с этим возникает вопрос о равном доступе к услугам и сервисам. Поскольку государственные и коммерческие службы активно переходят в онлайн-режим, компьютеры в библиотеках для многих были единственной точкой доступа к этим услугам. Возможность пользоваться интернетом стала необходимостью для полноценного функционирования в современном обществе. Чтобы решить эту проблему, муниципалитеты находят способы обеспечить доступ к сети в других пространствах, помимо библиотек. Например, в Хельсинки открывается временный пункт цифрового самообслуживания в здании муниципалитета для жителей, у которых нет собственного компьютера или смартфона. Сотрудники столичной библиотеки оказывают помощь в работе этого временного пункта, в помещениях которого были учтены все необходимые меры безопасности, такие как дезинфекция рук, устройств и возможность соблюдать дистанцию.
Опыт первой недели постепенного открытия библиотек показал, что, несмотря на то, что пользователи с большим нетерпением и волнением ждали этого момента, катастрофического наплыва желающих сдать или взять книгу не случилось. Первые дни в библиотеках были относительно спокойными, поскольку большинство людей по-прежнему избегают лишних передвижений, за исключением неотложных дел. Стоит также отметить, что ещё не все библиотеки открылись, и каждый муниципалитет должен решить вопрос о темпах и степени их открытия в рамках, определённых RSAA и национальными органами здравоохранения.
* Примечание переводчика. На момент выхода статьи пользователи финских библиотек получили доступ к читальным залам, тихим зонам, рабочим местам и компьютерам. Некоторые библиотеки анонсировали продление часов работы в летнее время. Планируется, что уже этим летом библиотечные автобусы будут ездить по Хельсинки, останавливаясь на пляжах и рыночных площадях.
Источник: https://www.libraries.fi/Covid-19-and-Finnish-libraries
Перевела с английского Мария Алексеева