Деятельность библиотек СССР в период Великой Отечественной войны

Георгий СНЕГИРЁВ

Сотрудники Государственной Публичной (ныне – Российской национальной) библиотеки. Заготовка дров. 1942
75 лет назад завершилась Вторая мировая война, затронувшая все сферы человеческой жизни и деятельности. Разумеется, в стороне не оставались и библиотеки. Профессиональные будни библиотекарей решительно изменились, а им самим пришлось решать новые проблемы, появившиеся в нелёгкое военное время. Многие сотрудники библиотек ушли на фронт, оставшиеся же входили в отряды гражданской обороны, защищая города от бомбардировок и ликвидируя их последствия. Библиотекари наравне с другими гражданами проявляли мужество и самоотверженность в борьбе с фашизмом. Однако эта статья расскажет о переменах, произошедших прежде всего в их профессиональной жизни.

В июне 1941 года прекращается выпуск профессиональной периодики, но деятельность библиотек продолжает отображаться в изданиях Народного комиссариата просвещения. Уже в первом военном выпуске журнала «Политпросветработа» самим сотрудникам учреждений культуры разъясняется их важная роль в войне и даются рекомендации по организации работы библиотек, сельских клубов и изб-читален в сложившихся условиях.

Разумеется, в ряд первых проблем вошли снижение числа читателей и сокращение кадров, поскольку люди массово уходили на фронт. Был поставлен вопрос даже о ликвидации сети библиотек, но благодаря обращениям Народного комиссара просвещения В.П. Потёмкина, указавшего на важность библиотек в массовой работе, эта инициатива не была исполнена.

Проблема снижения числа пользователей решилась достаточно быстро — сменились сами категории читателей. В библиотеки в большем количестве стали приходить дети, подростки и те, кто по каким-либо причинам был не способен участвовать в военных действиях, но осваивал новые для себя навыки и умения, оказавшиеся необходимыми в период войны. Так, в мае 1942 года в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина впервые открылся детский читальный зал. Кроме того, была востребована работа книгонош: библиотеки начали открывать свои филиалы в больницах и даже в убежищах (к примеру, Историческая библиотека открыла два филиала на станциях метро «Курская» и «Площадь революции»).

Вопрос кадров стоял гораздо более остро. Библиотекам не хватало не только профессиональных библиотекарей, но и сотрудников административной и хозяйственной частей. В «Книге памяти Российской государственной библиотеки» приводятся данные о призыве сотрудников на фронт практически каждый день в начале войны. В целом в Москве к концу 1941 года количество профессиональных библиотечных работников уменьшилось вдвое. Вместо 742 библиотекарей, трудившихся в первые дни войны, число сотрудников сократилось до 395. К тому же кадровый состав обновился практически на 40%. Во всей Москве осталось 35 библиотекарей с высшим библиотечным образованием и 17 выпускников техникумов. Стаж работы многих не составлял и года. Для решения этой проблемы были срочно организованы курсы, на которых обучали каталогизации, справочно-библиографической работе, работе на абонементе. Для библиотекарей проводились совещания по профессиональной деятельности в новых условиях. Эти консультации проходили на агитпунктах, в госпиталях и бомбоубежищах.

Также серьёзной проблемой стал вопрос комплектования фондов. В последние три месяца 1941 года библиотеки вовсе не получали средств на пополнение книжных собраний. В то же время множество книг уходило на списание: их передавали в госпитали «на постоянное пользование», в передвижные библиотеки воинских частей, многие библиотечные книги были вывезены людьми при эвакуации или просто оставлены в квартирах. Далеко не все из них после войны вернулись в библиотеки. Их сотрудникам приходилось решать эту проблему своими силами. Так, например, библиотекари Свердловской области составляли самодельные «книги», вырезая публикуемые в прессе отрывки литературных произведений и сшивая их в формат небольшой книжицы. Во многих регионах жители сами приносили в библиотеки книги из домашних коллекций. В блокадном Ленинграде служащие Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (сейчас — Российская национальная библиотека) обходили оставшиеся в городе издательства, типографии, а также разрушенные дома и покинутые квартиры и собирали уцелевшую литературу для пополнения фондов.

Несмотря на тяжёлые условия жизни в блокадном Ленинграде и аномально холодную зиму 1941—1942 года, книги использовались по их прямому назначению. Библиотекари выдавали их на улицах, сменяясь каждый час, проводили громкие литературные читки, осуществляли библиотечное обслуживание в госпиталях и бомбоубежищах. О значимости книг и библиотек для жителей города говорят воспоминания ленинградцев. Николай Корнеевич Чуковский писал: «В осаждённом Ленинграде удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях; охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзших квартирах, лёжа при свете коптилок, читали, читали». Библиотечная работа не прекращалась и в самый суровый период блокады — первую блокадную зиму. В книге отзывов городской библиотеки им. 10-летия Октябрьской революции (современная центральная библиотека Московского района им. К.Г. Паустовского) сохранилась запись читательницы: «Я пришла в библиотеку в самое тяжёлое время зимой 1941 года. Мне нужна была книга, она помогала мне легче переносить тяжесть блокады, и получила я то, что мне было нужно. Библиотекари были на месте, библиотека работала». Несомненную ценность книг и библиотек для жителей Ленинграда подтверждает и статистика: в зиму 1941—1942 г. в осаждённом городе действовало около 700 библиотек-передвижек, жителям было выдано более 82 тысяч книг.

Не прекращалась в ленинградских библиотеках и справочная деятельность. Так, в условиях отсутствия электричества и отопления сотрудники Публичной библиотеки искали в каталогах необходимую информацию не только по различным бытовым вопросам, но и по проведению военных операций, в том числе по проектированию легендарной «Дороги жизни». Весной и летом, когда было принято решение использовать все возможные площадки для выращивания продуктов питания, библиотекари помогали жителям искать ответы на вопросы по садоводству и уходу за растениями, организовывали выставки литературы по агрономии.

Бомбардировки также внесли свои коррективы в работу ленинградских библиотек. Библиотека имени 10-летия Октябрьской революции около трёх десятков раз страдала от налётов немецкой авиации, но здание восстанавливалось силами библиотекарей. Здание же Публичной библиотеки пострадало настолько, что было принято решение оставить фонды в неотапливаемом здании, а обслуживание читателей производить в соседнем помещении.

В не менее тяжёлой ситуации оказались и библиотеки на территориях, оккупированных войсками фашистской Германии. Поскольку Третий рейх проводил свою культурную политику на захваченных территориях, сотрудники библиотек были вынуждены рискуя жизнями прятать запрещённую и ценную литературу, иначе она была бы либо сожжена, либо вывезена в Германию. Различными способами, прячась и обманывая немецких оккупантов, библиотекари Краматорска, Харькова, Киева и многих областей УССР и БССР спасали редкие, а зачастую уникальные издания, несмотря на риск для своей жизни. Так, в Могилёве после обнаружения тайника с запрещёнными Рейхом книгами была расстреляна директор библиотеки. Избы-читальни, как и сами библиотеки, часто имели особенное значение для жителей оккупированных территорий, так как там нередко были установлены радиоточки, благодаря которым люди узнавали новости. Они, наряду с сельскими клубами, стали местом сбора и досуга как простых жителей, так и партизан.

Библиотеки Советского Союза выполняли и агитационно-пропагандистскую функцию. Библиотекари работали на призывных пунктах и в военкоматах, разъясняли населению новые директивы командования, обосновывали их значимость, а зачастую были единственным источником новостей с фронта. В библиотеках организовывались выставки на военно-патриотические темы, проводилась пропаганда как научной, так и художественной литературы об истории страны, особенно книг о войнах и победах прошлого.

Также в библиотеках проводилась наглядная пропаганда. С первых дней войны в помещениях библиотек можно было встретить лозунги, плакаты, географические карты, стенды с фотографиями, отражающие ход военных действий. Огромную роль в наглядной агитации сыграли также «Окна ТАСС». Работы Кукрыниксов, Соколова-Скаля, Шмаринова и других популярных художников того времени начали выпускаться в июле 1941 года и стали появляться в библиотеках страны. Многие библиотеки начали использовать в своей практике тематические стенды, подборки сообщений Советского информбюро. Сотрудники подбирали несколько сообщений, связанных одной темой, и, объединяя их в единый блок, вывешивали в общедоступных местах. Выставки носили как чисто информационный, так и агитационно-пропагандистский характер.

Помимо наглядной агитации, в библиотеках стали проводится лекции, не имевшие большого распространения в довоенное время. Лекции помогали читателям осознавать происходящие события, разбираться в новых для населения специальных вопросах, открывали путь к более глубокому пониманию произведений художественной литературы. Проводилась разъяснительная работа о причинах войны, о справедливости позиции в ней СССР, о сути фашизма. В библиотеках проводились громкие читки художественной литературы, новостей с фронта и новых постановлений руководства страны. Эти читки позволяли в более короткий срок донести информацию до большего числа пользователей библиотеки, в том числе и до малограмотного населения.

Работа с малограмотным населением в ту эпоху была обычным делом для библиотек, и к началу войны был накоплен огромный опыт в этом направлении деятельности. В условиях войны потребность в обучении чтению актуализировалась, и библиотеки выступили активным звеном в этом процессе. Библиотекари через местные отделы народного образования знакомились со списками малограмотных и неграмотных, уделяя особое внимание допризывникам и новым кадрам в промышленности. Они стремились как можно скорее обучить людей чтению и письму, чтобы те после ухода на фронт могли поддерживать связь со своими семьями.

Также при библиотеках открывались различные курсы по военным и гражданским специальностям. В разные периоды войны в зависимости от времени года, территориального нахождения библиотеки и хода военных действий открывались курсы для медсестёр, людей обучали основам военной подготовки, садоводства, различным гражданским специальностям. Тематика таких курсов широко варьировалась: от способов уничтожения вражеских танков и обучения действиям при бомбардировках до вариантов использования мха в хозяйстве и обучения выращиванию сельхозкультур.

Библиотеки сыграли огромную роль в жизни людей во время Великой Отечественной войны. Они помогали соотечественникам в тылу и на фронте, предоставляя нужную им информацию, обучая необходимым навыкам и позволяя отвлечься от каждодневных ужасов войны. Библиотекари рисковали своей жизнью для спасения людей, общества и нашей культуры, и их вклад в Победу невозможно переоценить.