Отечественные рисованные истории на службе фронта в годы Великой Отечественной войны. Скажете: парадокс? Возможно. Но это лишь на первый взгляд. Давайте полистаем подшивки журналов тех лет, чтобы самим во всём разобраться!
В советские годы жанр рисованных историй, рассказов в картинках в нашей стране только нарождался. Как и о любом новом событии в культуре, о моменте его появления и процессах развития можно делать выводы лишь спустя время, когда соберётся достаточно сведений для обобщений и выводов. В годы Первой мировой и Гражданской войны рисованные истории существовали в тесной связке с карикатурой, искусством сатирического рисунка. В центральных библиотеках хранятся подшивки газет и журналов того времени. С началом Великой Отечественной войны средства агитации были перенаправлены только на одну цель — всеми силами приблизить победу: воодушевить людей в тылу и на фронте, укрепить моральный дух. И это были годы расцвета искусства агитационного плаката.
Первые военные плакаты появились в Ленинграде в декабре 1939 года во время советско-финской войны. Их авторами была группа художников и писателей «Боевой карандаш». Первые плакаты агитационного характера были напечатаны тиражом в 100 экземпляров и отправлены на фронт. «За основу плаката взяли форму русского лубка, где кроме рисунка полагался стих. В памяти еще были плакаты окон РОСТА со стихами В. Маяковского. Название “Карандаш” возникло от названия стенгазеты графической секции [речь о графической секции Ленинградского отделения Союза художников]. Кто-то к карандашу пририсовал винтовку. “Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо”, — вспомнили стихи Маяковского. Так возникли эмблема и название “Боевого карандаша”. (По другим сведениям, стенгазета с отделом “Боевой карандаш” и даже рисунком, прообразом будущего первого плаката, была выпущена в “Детгизе”)», — вспоминает в своей книге «Не затупится боевой наш карандаш» один из участников группы Ефим Ефимовский. Кстати, имена многих художников, авторов «Боевого карандаша», фигурируют на страницах детских журналов «ЧИЖ», «Еж» и «Сверчок». Это и Владимир Гальба, и Валентин Курдов, и Николай Муратов, и Борис Семенов, и Виктор Травин…
Но основная заслуга «Боевого карандаша» связана со Второй мировой войной и временем блокады Ленинграда. В своей книге Ефимовский приводит слова очевидца, сотрудника «Боевого карандаша» поэта Вольта Суслова: «Когда на нашу страну навалились гитлеровские орды, о первых карандашистах сразу же вспомнили. Уже 23 июня 1941 года В. Курдова, Н. Муратова, И. Еца, В. Гальбу срочно с нарочным вызвали в ЛОСХ. Задача была ясна: нужен боевой плакат! Но какой? О чем? Член правления ЛОСХа Юрий Николаевич Петров взял газету “Правда” и вслух прочитал статью “Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!” Название статьи и стало заголовком первого плаката “Боевого карандаша” времен Великой Отечественной войны. Через несколько дней он уже появился на улицах города». Во время блокады Ленинграда плакаты «Боевого карандаша» публиковались в окнах жилых и промышленных зданий, по примеру Окон РОСТА, рассылались на прифронтовые территории. Это имело большое значение для поддержки боевого духа советских граждан, учитывая, что вражеская пропаганда действовала теми же методами: на Ленинград сбрасывались листовки с карикатурами, в том числе и с рисованными историями, которые были призваны деморализовать советских граждан и военных.
Плакаты «Боевого карандаша» имеют сквозную нумерацию. Часть плакатов представляют собой одно изображение, выполненное в карикатурном стиле, с поэтической подписью. Плакаты, выполненные в виде полосной рисованной истории, скорее всего, создавались бессистемно, исходя только из творческого замысла авторов.
Одни плакаты обличали врагов, показывали конкретные сцены из военной жизни и правильные поступки защитников отечества, другие имели символическое значение и служили вытеснению конкретных горестных воспоминаний в плоскость символических образов. Так в плакате №21 «О крысе голодной и силе народной» использованы символические изображения: вилы отсылают к образу партизан, штыки — к героическому образу красноармейцев. Оба элемента окрашены красным цветом. Финальный текст также напечатан красным, что позволяет читателю эмоционально привязать эти фразы к ключевым символическим образам.
В первые же дни войны другой важный агитационный проект был учреждён в Москве. Речь о знаменитых «Окнах ТАСС». 25 июня 1941 года в художественных мастерских на Кузнецком Мосту началось непрекращающееся производство. На протяжении всего времени войны более 500 художников работали круглосуточно в три смены, каждый день они вручную выпускали до тысячи плакатов. Всего за годы войны было создано более 15 миллионов экземпляров плакатов.
Кстати, не удивительно, с каким мастерством авторы «Окон ТАСС» использовали язык рисованных историй в своих работах. Дело в том, что многие художники были связаны с культурой рисованных историй в довоенные и дореволюционные годы. Среди них «сатириконовец», основатель и автор детского журнала «Галчонок» Алексей Радаков, автор журнала «ЧИЖ» Николай Радлов, бывший сотрудник журналов «Безбожник» и «Безбожник у станка» Михаил Черемных и другие.
«Окна ТАСС» были так популярны, что их перепечатывали в журналах и газетах. А некоторые стихи или отдельные фразы становились крылатыми. Как, например, строчка «Болтун — находка для шпиона» из знаменитого плаката Алексея Радакова. Конечно, рисованные истории — дело сложное и требующее гораздо больше времени на производство, чем обычный плакат. Поэтому не все плакаты «Окон ТАСС» и «Боевого карандаша» были выполнены в такой манере.
Но это плакаты, а что происходило на страницах журналов того времени? Куда смотрел «Мурзилка»? Вы будете удивлены, но в журнале «Мурзилка» военных лет никаких рисованных историй не было. Они появятся уже много позже, после окончания войны. Рисованные истории в эпоху Великой Отечественной войны публиковались в периодике для взрослых и для молодёжи.
Несмотря на то, что часть всесоюзных журналов («Знание — сила», «Советское студенчество», «Юный натуралист» и пр.) на время войны приостановила свою деятельность, в строю остались такие журналы, как «Огонёк», «Крокодил», «Смена», «Техника молодежи»… О них-то мы и поговорим.
Журнал «Крокодил» был эталоном советской сатиры. Здесь задавались правильные сатирические образы, которые затем подхватывались другими изданиями. Сам факт публикации в «Крокодиле» давал автору путёвку в жизнь. Список тем, на которые можно было шутить, соблюдался журналом строго. Подхалимы, клеветники, очковтиратели, равнодушные люди, хулиганы и прогульщики – вот традиционные антигерои журнала. Но с началом войны все они отходят на второй план. Уже в 1939 году начинают появляться пока ещё сдержанные карикатуры на фашистов, с критикой их поведения в Европе. А с 1941 года в журналах возникает новый антигерой — некий фриц, в лице которого представляются силы захватчиков. Фрица каждый раз зовут по-разному, он может занимать разные позиции в служебной иерархии.
Сквозным персонажем журнала в годы войны стал сам Адольф Гитлер. Его образ раскрыт в карикатурах и рисованных историях как ничей другой. Гитлера рисовали все ведущие авторы «Крокодила»: Борис Ефимов, Кукрыниксы, Михаил Черемных, Юлий Ганф, Лев Бродаты, Константин Елисеев и другие.
Задачей «Крокодила» было развеселить, поддержать, приободрить читателя, а иной раз — заставить задуматься, обратить на что-то внимание, вызвать эмоциональный отклик. «Огонёк» же передавал сводки с фронта. Основной массив изображений в журнале составляли фотографии. Но это были не просто тематические подборки или серии фотографий с места событий, это были фотоочерки, построенные, как бы мы сейчас сказали, по всем правилам рисованной истории. Своего рода фотокомиксы.
Благодаря блестящей работе фотографов и фоторедакторов «Огонька» у читателей журнала была возможность вместе с Советской армией пройти по дорогам войны, увидеть освобождённые города, побывать на исторических встречах. Присмотревшись внимательнее, начинаешь понимать, что последовательность кадров в этих очерках не случайна, все фотографии взаимосвязаны, как слова в рассказе.
Истории в картинках публиковались и в молодёжных журналах. Основными изданиями были «Смена» и «Техника — молодёжи». И насколько неумелым и беззубым был иллюстративный ряд в «Смене», настолько мощными и мастерскими были визуальные повествования в «Технике — молодёжи». Хотя, как ни странно, именно в «Смене» можно было найти карикатуры будущего создателя «Весёлых картинок» Ивана Семёнова. А ещё время от времени в журнале публиковались и переводные комиксы.
Основным инструментом передачи информации в «Технике — молодёжи», как и в «Огоньке», была фотография. Только задачи у неё были другие. Уже в годы советско-финской войны, наряду с познавательными статьями по физике, электронике и прочим техническим направлениям, в журнале стали появляться материалы военной тематики. Публиковались специальные фотокомиксы-инструкции, посвящённые жизненно важным боевым навыкам: как правильно передвигаться под огнём врага, как метать гранаты, как собрать печку в разрушенном доме, используя подручные средства, как рубить лес. В рубрике «В помощь бойцам Всевобуча» в виде истории в картинках давались уроки рукопашного боя, способы боя с использованием лопаты, методы защиты от укола штыком и тому подобное. В канун перелома во Второй мировой войне в июльском номере журнала была опубликована рисованная инструкция для наступательных боевых действий.
На страницах журнала военного времени можно было встретиться и с маленькими комиксными человечками. Вместе с ними читатель узнавал о механизме и внутреннем строении различных боевых орудий. Так, отдельные публикации в разных выпусках журнала были посвящены торпедам, пулемёту, миномёту и даже полевому телефону. Можно с уверенностью сказать, что молодой партизан, оказавшись на территории врага с подшивкой журнала «Техника — молодёжи», задал бы фашистам жару!
Кстати, среди рисованных историй в журнале были те, которые в виде листовок распространялись в тылу врага для поддержания боевого духа скрывавшихся в лесах ополченцев. Речь о «Похождениях Михася-партизана».
Завершая этот небольшой исторический экскурс, вернёмся к фразе, с которой мы начали этот рассказ. Думаю, теперь у читателя не осталось никаких сомнений в важности роли, которую играли отечественные рисованные истории на службе фронта в годы Великой Отечественной войны.