Страшные истории

Александр Кунин

«Не знаю, как современные дети, но лет десять назад мальчики и девочки обожали читать и слушать страшные истории. Особенно в темноте». Такими словами начинает своё предисловие к книжке рисованных историй Никиты Ярыгина «Страшная месть» искусствовед Андрей Вяткин. В книгу вошли истории по мотивам произведений Э. А. По, Н.В. Гоголя и А.И. Куприна.

Вы, конечно, не знали, но в 1990 году в Москве был объявлен Всесоюзный конкурс комиксов. И победа в этом конкурсе досталась именно «ужастику» Никиты Ярыгина. 

И да, сегодня мы немного поговорим о комиксах ужасов!

Кстати, в 1990-х годах в нашей стране было немало оригинальных «ужастиков» в рисованных историях. Можно вспомнить и сказочную историю «Как страху ходил учиться», опубликованную в 1991 в Ессентуках, и фантастическую драму «Безумство метаморфозы», родившуюся в том же году в Ташкенте в недрах научно-исследовательского института АСАТ. Нельзя обойти вниманием и главного отечественного ценителя страшилок — комиксиста Аскольда Акишина, который регулярно в своём творчестве обращается к хоррор-тематике, опираясь, с одной стороны, на наследие Говарда Лавкрафта, а с другой — на народные сказки или детские страшилки. Как утверждает Акишин, именно ему принадлежит идея рисованного сборника ужасов «Некрополис», выпущенного легендарной московской комикс-студией «КОМ».

На современном рынке рисованных историй в России комикс-страшилки всех стилей и направлений рассыпаны мелким бисером по репертуарам многих крупных издательств. Всё это, как правило, переводные издания. Говорить о них можно долго. Тут и вышедшая недавно на русском книга «Заражение» про зомби в мире Бэтмена и Супермена, и фантасмагорические ужасы в манга Хидеши Хино. Мир ужасов в комиксах многогранен. Но в основном, повторюсь, это всё зарубежная продукция.

Особняком на этом фоне выглядит небольшое московское издательство Vicious Membrane («Зловещая мембрана»). Их продукция практически целиком ориентирована на хоррор и ужасы и это, как правило, работы молодых отечественных авторов. Издательство выпускает книги, которые запоем будут читать 14—16-летние подростки, вымещая в художественный мир «Зловещей мембраны» свои детские страхи и фантазии. Впрочем, с неменьшей охотой прочтут и тридцатилетние дядьки, которые будут узнавать на страницах этих рисованных историй приметы из своего детства и из сложной, а подчас и опасной, субкультурной молодости. И конечно, эти книги никогда не окажутся в открытом доступе на полках российских библиотек.

Издательство, организованное торговцем комиксами Марией Исаевой и сценаристом Григорием Старостиным, начало свою деятельность в 2017 году, выпустив книгу «Некрополис». Как говорит автор проекта Григорий Старостин, это название было принято «с благословения» Аскольда Акишина, послужив, таким образом, примером преемственности поколений. Однако, в отличие от первого «Некрополиса», книга «Зловещей мембраны» — это не сборник, а цельное и вполне себе самостоятельное произведение, насыщенное отсылками к известным фильмам 1990-х и начала 2000-х годов, к сюжетам произведений Э.А. По, Г.Ф. Лавкрафта, Дж.Р.Р. Толкина и Х.С. Томпсона, к комиксам по сценариям Джона Аркуди. 

Главные герои книги — оккультист, мечтающий о волшебстве и могуществе; старый мастер боевых искусств, живущий на кладбище и поддерживающий дружбу с упырём-мутантом Колей, который когда-то был живым человеком и учеником старика; а также группа  молодых панков, которые сами не понимают, в какие жуткие приключения они отправились по вине одного из своих товарищей.

«Некрополис» — законченная история. Но художественный мир книги выходит далеко за рамки этого издания. В 2018 году издательство запустило серию сборников хоррорных рисованных историй «Мутаген», и на первых же страницах нас встречает уже знакомый персонаж — упырь Коля. На сегодня вышло четыре сборника и одно специальное издание «Мутагена» вне серии. На страницах проекта — жуткие сцены перемежаются откровенным издевательством над современной массовой культурой. Здесь появляются и новые герои: Жёлтый Жук (тут возникают ассоциации не только с Человеком-пауком, но и с другими супергероями), и Чесночный Гоблин, и безумный в своей жестокости Боргот Опустошитель, отсылающий к одноименному персонажу из вселенной World of Warcraft, и морское чудовище Горго, за образом которой мы узнаём Годзиллу, и многие другие немыслимые монстры. Это завораживающий и страшный мир, густо заселённый самыми разными персонажами.

Другой страшный сборник «Зловещей мембраны», о котором обязательно надо упомянуть, — «Остров маньяков». Григорий Старостин и Андрей Плотник, придумавшие этот проект, не скрывают его идейной связи со знаменитым романом Герберта Уэллса. Три жуткие истории, опубликованные в сборнике, объединены местом действия — это странный остров, затерянный где-то в Тихом океане. 

Издательство «Зловещая мембрана» за четыре года своего существования выпустило несколько переводных и 12 оригинальных книг. И за это время успело обзавестись армией своих преданных фанатов. Хотя эта армия не так велика, а книги издательства, скорее всего, никогда не окажутся в публичном доступе на полках библиотек, но в одном можно быть уверенным: не знаю, как современные дети, но лет через десять мальчики и девочки будут обожать читать эти страшные истории. Особенно в темноте, в тайне от родителей, с фонариком под одеялом.