Эволюционирующая роль библиотекарей: как меняется библиотечное лидерство

Келли Бэнкс


Постоянный автор блога о библиотеках и библиотечной индустрии компании PressReader Келли Бэнкс делится своим видением того, как за последнее время изменилась роль библиотеки и библиотекарей и какие изменения им предстоят в будущем, чтобы оставаться нужными своим пользователям и сохранить лидирующие позиции в своих сообществах.

 

Так сложилось исторически, что библиотеки всегда были всецело связаны с доступом к информации, а библиотекари являлись хранителями печатных книг, документов и баз данных, в которых содержались эти знания. Однако настали новые времена, и технологии полностью изменили способы доступа к информации. С наступлением цифровой эры знания стали более доступными, и при этом их стало труднее контролировать. Сегодня информация находится в нашем распоряжении в режиме 24/7.

По мере того, как меняются предназначение и задачи библиотек, меняется и роль библиотекарей в 21 веке. Работа библиотек со своими сообществами стала столь же важной, если не сказать ещё более важной, чем их деятельность в качестве проводников к знаниям.

Библиотекари оказались в роли социальных работников, учителей, общественных активистов и даже SMM-специалистов, зачастую исполняя свои обязанности в условиях ограниченных ресурсов и отсутствия необходимого обучения, подготовки и поддержки.

Связанные с пандемией COVID-19 сложности только ускорили этот процесс изменения ожиданий общества от библиотечных лидеров. Сегодня библиотеки и библиотекари находятся перед выбором — они трансформируются вместе с обществом или рискуют устареть.

 

Новые вызовы для библиотекарей 

Цифровая трансформация и изменение ожиданий потребителей потрясли многие традиционные отрасли и индустрии, и библиотеки здесь не исключение. Задачи, выполняемые многими библиотекарями, вышли далеко за рамки их первоначальных должностных обязанностей — особенно наглядно это проявилось в разгар пандемии COVID-19.

Стараясь справиться с требованиями возникшей чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, библиотекари отслеживали контакты, внедряли и обеспечивали соблюдение новых протоколов безопасности и даже создавали средства индивидуальной защиты для медицинских работников.

Ещё до того, как столкнуться со всеми неожиданными проблемами, вызванными пандемией, многие библиотеки осознали, что они должны сыграть решающую роль в решении проблемы неравенства в своих сообществах, особенно когда речь идёт о доступе к технологиям и информации.

Некоторые из них приняли меры, чтобы помочь уязвимым или маргинализированным группам населения получить доступ к интернету, например, раздавая бесплатный Wi-Fi на своих парковках или предоставляя на время планшеты и ноутбуки наряду с другими технологиями и средствами связи.

Другие библиотеки даже начали действовать в качестве краткосрочных приютов для бездомных — ответственная роль, для выполнения которой лишь немногие библиотекари имеют специальную подготовку. 

 

Библиотека как точка социального контакта

Для многих библиотеки также служат точкой социального контакта, особенно это справедливо для тех, кто страдает от социальной изоляции. Когда в период повсеместного карантина в 2020 и 2021 годах физические пространства библиотек были закрыты, некоторые библиотекари продолжали работать с уязвимыми группами, такими как пожилые люди, обзванивая их и принося материалы для чтения им домой.

Наряду с открытым доступом к информации век интернета привнёс в нашу жизнь и нечто пугающее: распространение фейковых новостей или дезинформации. В связи с этим многие задались вопросом, появилась ли сегодня у библиотекарей новая обязанность — предоставлять доступ к качественной журналистике и продвигать медиаграмотность.

 

Новое поколение библиотечных специалистов  

Несмотря на то, что концепция библиотекарей — лидеров своих сообществ выглядит убедительно, она не станет реальностью, пока мы не изменим то, как мы готовим специалистов к работе. К сожалению, ни одна из лучших университетских программ по библиотечному делу не предлагает студентам обучение лидерству.

Хотя некоторые библиотекари зарекомендовали себя как выдающиеся лидеры в силу своих природных качеств, приобретение этих навыков должно быть таким же неотъемлемым элементом профессиональной подготовки, как и прочная образовательная база в области информационных наук. Это необходимо для того, чтобы новые специалисты, заходя на рынок труда, были готовы соответствовать задачам библиотеки завтрашнего дня.

Это может означать, что студенты обучаются навыкам, которые обычно относят к сфере бизнеса, такие как получение дохода и маркетинг. Вероятно, раньше у библиотек не было возможности или необходимости формировать собственные источники дохода в дополнение к государственному финансированию. Однако сейчас библиотеки могут обнаружить, что им необходимы новые подходы, если они хотят продолжать предоставлять бесплатные и общедоступные библиотечные услуги и ресурсы, а также быть уверенными в том, что их сообщества знают о них.

 

Библиотекари должны быть смелыми мыслителями

Время быстрых перемен требует смелого мышления и новых лидеров, которые могут предвидеть и реализовать будущее своей отрасли. Некоторые обозначили это как «поиск зачем и почему» (англ. «the search for why» — концепция, заключающаяся в том, что любая классная услуга начинается с тщательного исследования того, почему вы действительно нужны вашей аудитории, а не с некоего идеализированного представления о том, какой должна быть ваша организация.

Именно такой подход позволил Говарду Шульцу превратить Starbucks в международный бренд с многомиллиардным оборотом. Представив свои кофейни не только как точку продажи кофе, но и как некое третье место между работой и домом, Шульц произвёл революцию в культуре кафе в Северной Америке.

Если и библиотекари начнут с понимания основных потребностей пользователей библиотек и соответствующим образом выстроят свои библиотечные услуги и программы, они смогут оказать серьёзное влияние на качество жизни своих сообществ.

 

Библиотечные лидеры завтрашнего дня  

Несмотря на то, что библиотечный сектор трансформируется медленно, времена всё-таки меняются, и новая эра библиотечного дела близка. Так, Американская библиотечная ассоциация (ALA) начала предлагать несколько курсов по развитию лидерских качеств для библиотечных специалистов, и многие дальновидные библиотекари и академические учреждения уже сейчас формируют будущее отрасли.

Так, директор Принстонской публичной библиотеки Лесли Бергер руководила строительством совершенно нового объекта, который действительно отвечал потребностям своего сообщества, со смелыми дополнениями, такими как кофейня в здании библиотеки и разнообразные мероприятия для взрослых пользователей. В 2016 году библиотека даже оставалась открытой всю ночь, чтобы транслировать президентские выборы, а также провести публичную дискуссию, которую модерировал политолог.  

 

Культура предпринимательства в библиотеке 

Библиотеки Шеридан Университета Джона Хопкинса в Балтиморе применили новаторский подход к получению дополнительного дохода, продвигая культуру предпринимательства вместо бюрократической иерархии. Сотрудникам всех уровней предлагается не только консультировать по проектам, но и вносить свои собственные предложения по новым проектам, приносящим доход. При этом они получают компенсацию, когда их идеи выбираются для реализации.

Некоторые библиотеки также осознают свою заметную роль в обеспечении здоровья и благополучия населения. Так, в Соединенном Королевстве библиотеки активно борются с изоляцией и одиночеством, запуская программы, которые объединяют пожилых посетителей в группы или выстраивают новые социальные связи между молодыми родителями, способствуя при этом развитию грамотности детей. Другие библиотеки даже обустраивают общественные гостиные — уютные пространства, открытые для всех.

 

Библиотеки 21 века: важная роль

Каждый аспект нашей жизни претерпел изменения благодаря интернету и открытому обмену информацией, который он нам обеспечивает. Предоставление пользователям доступа к новым технологиям и цифровым ресурсам уже стало ключевым аспектом меняющейся роли библиотек.

Безусловно, в этом новом ландшафте по-другому будут выглядеть и локальные библиотеки. Если библиотечные специалисты захотят по-новому определить свою важную роль для своих сообществ, они смогут превратить библиотеки в центры общения, образования и устойчивого развития.

Этот переход не будет быстрым или лёгким. И библиотекарям, и учебным заведениям, готовящим библиотечных специалистов, необходимо принять эти изменения.

Мы убеждены, что это стоит усилий. Если наши библиотеки смогут ответить на этот вызов, вполне возможно мы вскоре сможем обнаружить, что будущее выглядит ещё ярче и интереснее, чем мы себе представляли.

 

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: blog.pressreader.com

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*