«Ретро» как средство стимулирования читательских интересов молодёжи

Антон ПУРНИК

Ежедневно Российскую государственную библиотеку для молодёжи посещает около 600–800 человек. В основном это молодые люди от 14 до 30 лет, большинство из них возвращаются сюда вновь, приводят своих друзей, «чекинятся», «инстаграмят» и регулярно пишут в социальных сетях, как им «понравилось в библиотеке» и «хорошо, если бы таких мест было больше». Здесь можно не только почитать и найти необходимую информацию, но и пообщаться, подготовиться к занятиям, послушать музыку, посмотреть кино, поиграть в настольные игры, выпить кофе, отдохнуть, послушать интересную лекцию или позаниматься в мастер-классе.
Это доказывает, что задача по созданию современной, востребованной библиотеки вполне выполнима, а молодёжь, вопреки распространенному мнению, любит и читать, и учиться, и проводить время за интеллектуальными занятиями.

 
Вопрос использования самых современных технологий в ходе реконструкции нашей библиотеки был одним из основных. Для понимания причин, которые побудили нас заняться такой «экзотической» темой, как ретротехнологии, придётся сказать несколько слов о том, что, как и почему было внедрено нами в стенах РГБМ.

Первое и самое эффективное — это технологии читательского самообслуживания.

Сегодняшняя молодёжь — это самостоятельные люди, которые любят чувствовать себя независимыми. В библиотеке построена целостная система самообслуживания на основе оборудования для радиочастотной идентификации — RFID (англ. Radio Frequency IDentification): информационный киоск, автоматы выдачи и возврата книг. Благодаря этому пользователь имеет реальную возможность сам найти необходимую книгу, записать её за собой, а потом сдать — и всё без помощи библиотекаря. Это, безусловно, не означает, что библиотекари вдруг стали не нужны. Нет, просто теперь они выполняют огромную, действительно интеллектуальную работу, связанную с поиском литературы и консультированием, ведь машины выполняют лишь самые «скучные», рутинные операции.

 

 
Помимо базовой для нас системы читательского самообслуживания, залы обслуживания оборудованы и другими системами, которые делают пребывание на территории библиотеки не только удобным, но и функционально полезным.

Можно выделить следующие элементы этой электронной среды:

  • широкополосной открытый беспроводной доступ к сети Интернет и ресурсам библиотеки, в т.ч. подписным;
  • терминалы для прослушивания аудиокниг;
  • возможности для индивидуального и группового просмотра фильмов;
  • электронное пианино, размещённое не в нотно-музыкальном отделе, как это принято, а в зале художественной литературы и искусства;
  • оборудование для прослушивания виниловых пластинок.

 

 
Кстати, как оказалось, для многих наших посетителей важны не столько собственно пластинки и информация, которая на них записана (радиоспектакли, стихи в авторском исполнении и т.д.), сколько возможность потрогать их руками, увидеть всё в «металле», а не на картинках. То, что людям старшего поколения, могло показаться старьём и недостойным внимания, для молодёжи очень интересно. И тут не только любопытство, но и познавательный интерес, попытка понять, как развивались те или иные технологии, которые порой трансформировались в нечто совсем неожиданное.

Читатель имеет возможность не только познакомиться с тем или иным образцом техники, в большинстве случаев работающим, но и проследить его развитие. Например, в нашей коллекции есть как старый довоенный патефон завода «Молот» (разумеется, с пластинками!), так и вполне современные аппараты.

 

 
Разумеется, в нашем фонде имеется не только аудио-техника, но и ретро-аппараты для просмотра «видео» в домашних условиях. Речь идёт как о повсеместно распространенных в те далекие годы диапроекторах, так и о кинопроекторах для 8 и 16 мм плёнок.

 

 
Тема диафильмов для нас весьма актуальна, т.к. в библиотеке имеется солидная — в несколько тысяч единиц хранения — коллекция цветных и чёрно-белых диапозитивных фильмов, выпущенных в 1960-х — начале 1990-х гг. Коллекция отличается большим жанрово-тематическим разнообразием: общественно-политические, научно-познавательные, исторические и документальные диафильмы; диафильмы по российскому и зарубежному искусству; ленты на сюжеты народных сказок и художественных произведений. Учитывая, что в последнее время интерес к диафильмам становится всё более активным, особенно со стороны молодёжи, мы уже перевели часть коллекции в электронную форму и выставили на сайте библиотеки в режиме свободного доступа.

 

 
Отдельного внимания заслуживает, на мой взгляд, наш подход к работе с редкими и старопечатными изданиями. В фонде около 4 тыс. букинистических книг, самая старая из которых датируется XVI веком. Большинство уже сканировано, и не только нашей библиотекой, поэтому книжная оцифровка для нас не является приоритетной. Имея дело с молодежью и понимая их предпочтения, мы рассматриваем книгу в значительной степени не как документ, содержащий ту или иную ценную информацию, а как культурный, исторический объект: в одной книге интересны записи на полях, посвящения, на странице другой осталось пятно от чашечки чая, оставленное кем-то 100 лет назад, и т.д. Всё это также интересно для изучения, поэтому мы сканируем редкие книги в хорошем разрешении и даём возможность работать с ними ещё и на сайте в 3D формате. Большой интерес у молодежи вызывает возможность, во-первых, потрогать старые книги в зале редкой книги, а, во-вторых, проследить на конкретных примерах историю книгопечатания.

Тема истории книгопечатания была затронута не случайно. В РГБМ в конце 2014 года был открыт первый в стране Музей электронной книги, о котором мы уже рассказывали в первом выпуске нашей газеты. Добавлю лишь, что основной задачей создания такого музея стала попытка разобраться в том, как именно развивалась человеческая мысль в сфере фиксации знаний, раскрыть тему развития электронной вычислительной техники. Как результат этих процессов — изменение парадигмы потребления и восприятия информации: электронные устройства для чтения и электронный контент.

По прошествии нескольких лет стало понятно, что старые технологии могут помочь библиотеке в решении сразу нескольких задач. Это и привлечение молодежной аудитории, и новые возможности для более полного раскрытия библиотечных коллекций на разнообразных носителях, и, наконец, новые «темы» для проведения специальных мероприятий. В конечном итоге, всё это работает на библиотеку, представляет её в глазах молодых людей с новой, очень привлекательной стороны. Однако надо помнить, что работа с ретро техникой, со старыми документами и материалами должна быть организована максимально комфортно для пользователя: техника должна работать, колеса крутиться, а материалы быть доступны для непосредственного ознакомления.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*