Пара слов в защиту фоторомана

Александр КУНИН

За последние несколько лет рисованные истории стали привычным элементом масс-медиа. Цветные и чёрно-белые истории о супергероях, известных личностях, выдуманных персонажах или о простых обывателях — этим никого не удивишь. Но как часто вам в руки попадают фотокомиксы?

Вообще фотокомиксы — феномен малоизученный. В России эта тема ещё ожидает своих исследователей. И я говорю не об интернет-мемах из фотографий и смешных реплик в бабблах, а о настоящих больших фотороманах. Возможно, вы удивитесь, но у фотокомиксов в нашей стране — почти вековая история. Первые советские фотоистории, сделанные в виде сюжетной последовательности взаимосвязанных изображений, публиковались уже в 1920-х годах. Не отставала и Европа. Известно, что к фотокомиксам питал интерес знаменитый французский философ Ролан Барт. Не гнушались выступать в качестве актёров для фототокомиксов такие звёзды кино, как Джина Лоллобриджида и Софи Лорен, европейские поп-дивы Орнелла Мути и Мирей Матье, да и многие другие известные личности.

Несмотря на то, что эксперименты с фотоисториями имели место в разных странах, наибольшую популярность они завоевали в Италии. Начиная с 1947 —1948 годов их активно публикуют в таких журналах, как Grand Hôtel, Il Mio Sogno, Festival, а позднее, с 1950 —1960-х гг., во французских Télé Poche, Cine-Revelation и других.

Забавно, что на обложке первого выпуска журнала Grand Hôtel, вышедшего 29 июня 1946 года, изображена улыбающаяся пара перед дверями кинотеатра, который так и называется — Grand Hôtel. Первый выпуск содержал всего 16 страниц. А фотографии, из которых состояла опубликованная история, были так обработаны, что больше походили на рисунки, сделанные по фотографиям. Журнал стал выходить еженедельно, количество историй стало расти…

 


 

Очень часто журнальные фотоистории дублировали сюжеты американских фильмов, которые в те годы активно завоёвывали Европу. Это не удивительно, ведь подобные издания были ориентированы на небогатых людей, у которых не было финансовой возможности посещать кинотеатры. Да и телевизоры в те годы были, скорее, предметом роскоши и ещё не могли в полной мере заменить сеансы в кинотеатрах. Надо отметить, что публикация фотокомиксов серьёзно влияла на тиражи журналов. Так, например, еженедельник Télé Poche к 1974 году выходил тиражом аж в 1,5 миллионов экземпляров!

В нашей стране фотокомиксы то и дело мелькали в разных изданиях. Например, на последней странице обложки августовского выпуска журнала «Пионер» за 1960 год был опубликован забавный фотокомикс «Приключения Буратино в лесу». Героями истории выступили девочка Люда и её непоседливая игрушка. Конечно, это не единственный фотокомикс, опубликованный в «Пионере», но он самый забавный.

 


 

В 1990-х этим направлением увлеклись и резиденты московской комикс-студии «КОМ». Так, в 1991 году в издательстве «Прогресс» комиксист и лидер студии Сергей Капранов публикует рисованную книгу «Семь моих „я“». Правда, рисунков в ней практически нет или их очень мало, преимущественно фотографии. Как пишет в предисловии сценарист книги Елена Добровольская: «Хотели сделать книгу о молодёжи и для молодёжи, и чтобы при этом она была интересна и взрослым. И чтоб всё в ней было: литература и политика, секс и эротика, новое искусство и рок-музыка, ужасы и хохмы, криминальная хроника и реклама…»

Книга получилась непростой. В ней семь историй (а ещё комикс-вступление и комикс-заключение), огромное количество действующих лиц, невероятное скопление цитат и отсылок, являющихся знаковыми для перестроечного времени. Главный герой книги, конечно, — молодёжь 1990-х. «Это в моём поколении появились бичи с высшим образованием, — резюмирует Наш Современник, один из героев книги. — Это в моём поколении начался массовый исход творческой молодёжи в дворники и сторожа. <…> Это в моём поколении появились воины-интернационалисты, которые сегодня вынуждены оправдываться, хотя оправдываться должны вовсе не они».

 


 

«Семь моих „я“» стоит особняком на фоне всех фотокомиксов, вышедших в России впоследствии. В одном ряду с этой книгой я, пожалуй, назвал бы только французский графический роман «Фотограф» Э. Гибера, Д. Лефевра и Ф. Лемерсье, опубликованный на русском языке издательством «Бумкнига» в 2014 году.

 


 

Но давайте вернёмся к творчеству комикс-студии «КОМ». В начале 1990-х при активном участии комовцев в нашей стране возникло даже специальное издательство, выпускавшее фотокомиксы. Называлось оно «Фотофильм». Вслед за итальянцами и французами они привлекали к работе над фотокомиксами таких известных деятелей театра и кино, как Елена Майорова, Олег Шкловский, Владимир Зельдин, Станислав Говорухин, Михаил Юзовский, Любовь Полищук, Владимир Хотиненко и Дмитрий Харатьян.

Правда, издательство успело выпустить не так много книг, и, подобно многим другим ярким проектам 90-х, «Фотофильм» просуществовал недолго.

Во второй половине 1990-х и в 2000-х фотороманы публиковались в таких журналах, как «Все звёзды», «COOL», «Лиза», «Лиза GIRL» и в ряде других журналов издательских домов «Бурда» и «Ровесник». Это были типичные «лав-стори» для девочек. Подобные фотокомисы и сегодня время от времени встречаются на страницах женских журналов.

Вы спросите, почему же этот жанр не получил широкого развития? Наверное, потому, что он требует вовлечённости большого круга людей, как в кино — режиссёров, сценаристов, фотографов, актёров, дизайнеров-верстальщиков, гримёров и т. д. Но что ни сделаешь ради искусства! Надеюсь, нас ждут яркие открытия в российских фотокомиксах.