Читательское общение молодых в Интернете: константы и перемены

Маргарита Самохина

Десять лет назад социологи РГБМ начали подробное изучение темы общения читателей в сети Интернет (многочисленные и разнообразные наблюдения велись и до этого).

В 2011 году была издана книга «Молодые читатели в Интернете» — именно о читательском общении в Сети, о темах и форматах виртуальных бесед и дискуссий. Выяснилось, что множество молодых людей выходят в Сеть в частности и для того, чтобы пообщаться с такими же, как они сами, любителями чтения; рассказать о прочитанном или (чаще) послушать, что говорят об этом другие; обменяться мнениями и поспорить; посоветовать другим, что почитать, или получить такие рекомендации. Мы увидели, что существует масса самых разнообразных площадок для такого общения и взаимного информирования. Самая распространённая тема — фантастика и фэнтези. При этом читательскими беседами, дискуссиями, рейтингами и рекомендациями в большей или меньшей степени охвачено, «покрыто» всё пространство художественной литературы, все темы, все жанры, писатели всех времён, отечественные и зарубежные. Литературы «нонфикшн» это касалось, правда, в несравненно меньшей степени, однако книги по истории, психологии, политологии тоже привлекали внимание молодых людей.

Анализ позволил выделить и некоторую группу продвинутых или особо активных читателей, лидеров, которые особенно часто выступали в том или ином сообществе как советчики и эксперты: рассказывали о конкретных книгах или авторах, предлагали темы для обсуждений. Их посты нередко вызывали десятки откликов, а число прочитавших могло достигать нескольких сотен и даже тысяч. Происходило формирование своеобразной рекомендательной системы, референтной для определённых групп. При этом чувствовалось, что в большинстве случаев лидеры пишут «от себя», руководствуясь лишь собственными интересами и мнениями.

В 2015 году мы провели другое исследование — «Молодые герои отечественной литературы глазами современного молодого читателя». Его предметом тоже было читательское общение (в основном — виртуальное), но по конкретной тематике. Как и раньше, при поиске нужной информации пропускались разговоры, связанные с выполнением всякого рода учебных заданий, тексты, написанные за деньги или для получения других бонусов (а число подобных материалов за пять лет сильно выросло), по возможности «отсеивались» авторы, обладающие профессиональными навыками критики и рецензирования.

Мы обнаружили, что читательское общение не только не затухает, но и расширяется. Однако в «читательском» Интернете произошли определённые изменения — многие форумы исчезли или видоизменились, зато значительно увеличилась роль групп в социальных сетях.

Я и сейчас время от времени совершаю «набеги» в читательские сетевые группы и на читательские форумы; делилась наблюдениями и на «страницах» нашей газеты. Видно, что молодёжь по-прежнему составляет большую (во многих случаях — основную) часть их посетителей, фэнтези и фантастика остаются наиболее популярными, но расширился охват «пространства литературы». Зарубежная беллетристика гораздо чаще упоминается и активнее обсуждается, чем отечественная; некоторые авторы держатся в топе всё десятилетие — Харуки Мураками, Пауло Коэльо, Стивен Кинг.

Самые популярные темы, как и прежде: «что вы сейчас читаете?», «посоветуйте книгу, похожую на…», «любимая книга» (здесь, кстати, часто встречается классика и книги известных авторов). Нередко просят посоветовать книги, «от которых невозможно оторваться», «которые читали всю ночь и не могли остановиться».

Что касается перемен, то просматривается определённая «профессионализация» экспертов. Если зайти в их аккаунты и посмотреть профили (в случаях, когда они открыты), можно предположить, что многие из этих молодых людей, живущих в разных городах, формируют контент той или иной группы в Сети, опираясь не столько на собственные мнения и интересы, сколько на необходимость продвижения той или иной книги (или исключительно на второе). То есть они работают в Интернете. Про некоторых можно сказать, что работа эта связана не только с книгами, но и вообще с маркетингом и рекламой. Эти эксперты неплохо пишут, многие закончили или учатся в гуманитарных вузах. Их посты собирают даже больше просмотров (нередко – десятки тысяч), чем посты лидеров чтения прошлых лет. Очевидно, их советам следуют или, по крайней мере, принимают их во внимание. Однако это уже, судя по всему, рекомендации не только и не столько «к человеку от человека», сколько «к человеку от представителя организации». Конечно, всё это было и раньше, но доля «направляющего» общения (выступающего как некоторый «капиталистический» вариант не забытого ещё руководства чтением) растёт.

И ещё появились специфические «эксперты» другого плана. Их советы касаются не чтения, а того, как заполнить читательские графы в профиле, чтобы они могли стать «отличным поводом для беседы с человеком или нового знакомства». Очевидно, полезность презентации себя как культурного и образованного (при этом «правильно культурного») человека не ушла из сознания многих молодых людей: соответствующим правилам следует не только одна из героинь фильма «Москва слезам не верит», знающая, зачем на самом деле надо ходить в «Ленинку», но и героиня недавнего культового ролика группы «Ленинград» про лабутены. Учитывая ситуацию и с пониманием относясь к тому, что у кого-то нет любимых книг, а кто-то вообще не любитель читать, эти эксперты уверенно говорят: «Здесь нужно что-то придумать и написать, скопировать названия великих произведений в Интернете». Кстати, советуют они это не только по поводу книг, но и по поводу любимых занятий. И предлагают конкретные списки — отдельно для девушек и для юношей. Такие списки (примерно одинаковые на различных интернет-ресурсах) могут послужить темой отдельного исследования…

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*