Молодой читатель в пространстве отечественной литературы: некоторые парадоксы

Маргарита САМОХИНА

Мы уже писали об исследовании «Молодые герои отечественной литературы глазами сегодняшних молодых читателей». Сегодня оно завершено и его результаты в ближайшее время будут опубликованы. Некоторые из них были предсказуемы, другие оказались для нас неожиданностью. Беседы и дискуссии о русской классике, которые ведут в Интернете культурные, продвинутые молодые читатели, свидетельствуют о том, что классика для этой аудитории не просто является ценностью, она привычна, знакома. Персонажи классических произведений воспринимаются как живые люди, ситуации, в которых они действуют, сравниваются и ассоциируются с современными реалиями. То есть молодые герои книг, созданных 100—150 лет назад, по-прежнему актуальны для молодёжи.

 
Но картина достаточно резко меняется, когда мы переходим к авторам и книгам XX—XXI веков. Пространство отечественной литературы советского периода (то есть фактически всего ХХ века) освоено даже нашей продвинутой читательской аудиторией довольно слабо, отдельными «пятнами». Молодые читатели не разговаривают ни о персонажах «официальной» советской классики (о героях Горького, «Молодой гвардии» или о Павле Корчагине), ни о персонажах «деревенской», «городской», «военной», «молодёжной» прозы, ни о героях той литературы, которая была в годы советской власти под запретом. То что было популярно у поколения их родителей или бабушек–дедушек, им неинтересно или/и они об этом не знают.
Им интересны лишь некоторые персонажи и авторы советской литературы. Лидером является булгаковский роман «Мастер и Маргарита», который, по данным множества опросов, уже более десятилетия возглавляет рейтинг самых любимых и самых популярных у молодёжи книг. Внимание участников литературных разговоров привлекают также роман М. Шолохова «Тихий Дон», некоторые книги о Великой Отечественной войне (в частности — произведения Бориса Васильева). Один из самых популярных и любимых героев советской литературы — обаятельный авантюрист и индивидуалист Остап Бендер.

Если советская литература, за исключением отдельных авторов и книг, фактически отсутствует в читательском сознании молодёжи, то зарубежная литература ХХ века читается несколько активнее. И разрыв многократно увеличивается, когда речь заходит о литературе последних десятилетий. Из современных писателей молодые люди безусловно предпочитают зарубежных, из жанров — фэнтези, фантастику и детектив. Это подтверждается результатами многих исследований последних лет (в том числе библиотечных опросов). Другие, «реалистические», книги современных отечественных авторов молодые люди не считают интересными, они не ожидают узнать из них что-то новое и нужное. Даже для самых продвинутых и культурных в большинстве случаев оказываются мало- или вовсе не значимыми такие факторы, как литературные премии, рекомендации критиков и даже рекламная раскрутка (кстати, интересно было бы проанализировать, насколько эффективна библиотечная рекомендация, в частности — на сайтах и в блогах).

Предметом читательских интернет-бесед о современной отечественной литературе в большинстве случаев являются именно «нереалистические» произведения — чаще всего фэнтези. При этом многие собеседники «примеряют на себя» миры, которые создают авторы. В группах, объединённых вокруг творчества популярных писателей, открываются и порой держатся годами темы «кто вы в этом произведении, в этом мире?», «с кем из героев вы хотели бы дружить?», «в каком месте этой вселенной вы хотели бы побывать?» и т.п. Постоянно инициируются игры, появляются фанфики. Темы о любимых и нелюбимых героях возникают не реже, а возможно, и чаще, чем в разговорах о классике и советской литературе, но участники подобных бесед явно воспринимают персонажей только внутри сюжетных эпизодов, внутри «экшна».

Интернет-беседы и интернет-дискуссии о книгах отечественных писателей, изображающих реальную современную жизнь, происходят редко. Это неудивительно, поскольку такие книги не слишком популярны у молодых читателей (им ближе проблемы, сюжеты и герои соответствующей зарубежной литературы, беседы об этом идут гораздо чаще). Почти полностью отсутствуют разговоры и споры о конкретных героях современной отечественной «реалистической» литературы. Возникновению активного подробного обсуждения может способствовать популярная экранизация (как в случае с романом Алексея Иванова «Географ глобус пропил») или острая политическая актуальность («Санькя» Захара Прилепина). Но нельзя не отметить, что главные герои этих романов (совсем разные, даже противоположные друг другу) живо обрисованы как «герои нашего времени» (во всяком случае, для определённых общественных групп молодёжи), что авторами схвачены некоторые болевые точки социального самочувствия молодых людей.
Результаты нашего исследования заставляют задуматься, не должна ли ситуация с чтением современной отечественной литературы беспокоить российское культурное сообщество больше, чем ситуация с чтением классики. Культурной молодой аудиторией классика прочитана и продолжает читаться; но дальше даже у этих, продвинутых читателей образуется определённая «пропасть»: за отдельными исключениями отечественная литература ХХ века и современная даже им неизвестна и малоинтересна.