Новая грамотность и обучение в библиотеке

Мега СУБРАМАНИАМ

 

Мы живём в эпоху, когда каждый день появляются новые технологии. Они повсюду: едва ли можно прожить даже день, не взаимодействуя ни с какими технологиями. Сегодня люди используют технологии не только для получения знаний, но и для их создания. Технологии, с помощью которых можно формировать контент, повсеместно распространены и просты в использовании (речь идёт о блогах, социальных медиа и т. п.). Это явление назвали «культурой участия»: раньше новые источники информации создавали эксперты, а публика эту информацию потребляла. В культуре участия каждый может использовать новые каналы и технологии, чтобы самим производить контент, решать проблемы и становиться экспертами. Такая перемена приводит к тому, что возникает потребность развивать новые виды грамотности у детей, подростков и молодёжи, которые растут и живут, имея постоянный доступ к информации и новым технологиям.

 

Один из навыков, который обязательно пригодится в будущем, — это дизайн-мышление. Этот метод (или, можно сказать, философия) помогает решать самые разнообразные проблемы. Дизайнер стремится понять проблему, придумывает возможные пути решения, создаёт прототип и тестирует его — однако такой метод может использовать любой человек при решении любых проблем. Развивая дизайн-мышление, мы стимулируем создание новых идей и тягу к практическим экспериментам.

Другой несомненно полезный навык — вычислительное мышление. Хотя оно необходимо в первую очередь при программировании, умение чётко формулировать и решать сложные проблемы, а также извлекать знания из информации пригодится и для всевозможных задач в учёбе, на работе и в жизни. Развитие вычислительного мышления у детей тесно связано с более глобальной целью – заинтересовать больше детей и подростков естественными науками, математикой и технологиями.

Совсем недавно заговорили об умении распознавать фальшивые новости в Интернете. Рост культуры участия и простота распространения информации в социальных сетях, через мессенджеры привели к тому, что кто угодно (в том числе подростки) может быстро и легко создавать фейковые новости. Молодёжи важно уметь распознавать дезинформацию, оценивать качество источников и, что самое важное, критически мыслить.

Эти три новых навыка, необходимые в современной жизни, можно приобрести на уроках в школе, однако там существуют ограничения. Такие навыки можно получить и развить в неформальной среде — например, в библиотеке.

В современном мире считается, что молодые люди лучше всего учатся тогда, когда образовательный процесс опирается на их интересы, происходит при поддержке сверстников, ориентирован на результат и расширение возможностей и строится вокруг создания чего-либо. Говоря об интересах, нужно помнить, что их можно и необходимо развивать и подпитывать. Когда подростки совместно работают над обучающим проектом, представляющим интерес для всех, могут делиться опытом и информацией, помогать друг другу, то обучение проходит эффективнее. Осознание того, что изучение чего-то интересного поможет в учёбе, работе и в жизни также способствует эффективности процесса. Современные технологии позволяют строить обучение вокруг создания цифрового контента — целая команда может работать над общим проектом.

Библиотека — идеальная среда для неформального обучения нового формата, в том числе — навыкам, нужным в современной жизни, и приобретения «новой грамотности». Например, библиотека может ввести кружок по программированию для молодёжи: это развивает вычислительное мышление, открывает образовательные и карьерные возможности, задействует интересы молодых людей, учит работать в команде и даёт в конце ощутимый результат.

Пример успешного образовательного проекта в библиотеке — проект Hip Hop with Scratch, который проходит в Публичной библиотеке Лос-Анджелеса. Scratch — это визуальный язык программирования, рассчитанный на детей и подростков от 8 до 16 лет. С помощью Scratch можно создавать мультики и игры, а в библиотеке Лос-Анджелеса объединили в одну программу танцы, фотографию и программирование: участники показывают движения хип-хопа, фотографируют друг друга и с помощью Scratch делают из неподвижных фотографий анимацию. Таким образом, опираясь на интерес к музыке, танцам и фотографии, подростки могут научиться программировать и получить ценные навыки. Проект работает при поддержке крупных американских университетов.

Отличное место для развития дизайн-мышления — творческая мастерская в библиотеке. Поистине поразительно, какие разные вещи можно делать в одном и том же пространстве, в одно и то же время: здесь программируют, паяют и шьют бок о бок. Границы между областями знания и дисциплинами размываются — здесь можно творить с помощью разных инструментов, самостоятельно выбирая подходящий в данный момент. В таких пространствах ценится сам процесс созидания и нет необходимости получить работающий результат, нет принуждения.

Оценка достоверности информации — непростое дело; подросткам часто не хватает опыта, знаний и нужных навыков, чтобы опознавать в соцсетях дезинформацию или сатирические новости. Часто молодёжь ставит выше достоверности скорость и удобство и оценивает надёжность источника по поверхностным критериям.

Знания библиотекарей и их навыки поиска информации позволяют им помогать подросткам учиться распознавать фейковые новости. Молодые люди с удовольствием учатся оценивать достоверность информации, если речь идёт о теме, которая их интересует, — в таких случаях в них просыпается внутренняя мотивация и они готовы исследовать вопрос глубже и тщательно изучают источники.

В некоторых школьных библиотеках штата Мэриленд после уроков проводится программа HackHealth, посвящённая здоровью. Ученики ищут информацию о здоровом образе жизни и болезнях; иногда эта информация необходима им самим или их родственникам, иногда ими просто движет любопытство. С помощью библиотекарей и партнёров из университетов школьники выбирают и исследуют тему, связанную со здоровьем, проверяют источники информации на достоверность. Чтобы оценить умение учеников опознавать недостоверную информацию, библиотекари проводят на занятиях опросы следующим образом: они выбирают тему (к примеру, ожирение) и распечатывают на больших листах скриншоты сайтов с информацией по теме. Сайты намеренно выбираются как надёжные, так и ненадёжные: сайт государственной организации, популярный сайт о здоровье, сайт телепередачи о здоровье или сайт известного врача, Википедия или чей-нибудь блог. Постеры со скриншотами раскладывают на столах в библиотеке, и участники наклеивают зелёные стикеры на те элементы, которые указывают, по мнению «игроков», на ненадёжность сайта. На подозрительные части сайтов клеят розовые стикеры. При желании на стикерах ученики пишут, почему именно они так решили. Затем проходит общая дискуссия с участием библиотекарей.

Какие навыки нужны библиотекарю, чтобы помогать молодёжи приобретать все эти навыки? Каким должно быть мировоззрение современного библиотекаря? Роль библиотекаря меняется: теперь это не столько эксперт, сколько помощник, организатор активного и непрерывного обучения для молодёжи и с молодёжью. Мы должны уделять больше внимания не своим собственным идеям, а идеям наших молодых читателей. Зачастую эффективные образовательные программы в библиотеке просто невозможны без участия партнёров. Современный библиотекарь должен понимать важность «новой грамотности» и уметь создавать в своей библиотеке условия для её развития.

 
Перевела с английского Ирина СОКОЛОВА

 


Данная статья доцента Мэрилендского университета (США), доктора Меги Субраманиам является сокращённым вариантом доклада, прозвучавшего на 11-м Международном симпозиуме по библиотечному обслуживанию детей и молодёжи (21—22 июня 2017 г., Сеул), организованном партнёрами РБГМ — Национальной библиотекой для детей и молодёжи Республики Корея.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*