Рай для комиксистов

Александр КУНИН

©9eART+, www.bdangouleme.com

С 24 по 27 января в маленьком французском городке Ангулеме состоялось самое важное для европейского комикса событие — 46-й Международный фестиваль рисованных историй. Ангулем — это уникальное явление на карте мира. Вся жизнь здесь связана с комиксами: галереи, музеи, библиотека, Дом автора, школа… А в январе 2019 года комиксы «захватили» и железнодорожный вокзал.

Действительно, Ангулем, а правильнее будет сказать — Международный городок рисованных историй и изображений (Cité internationale de la bande dessinée et de l’image), это не просто место, где проходит ежегодный фестиваль комиксов. Здесь функционирует целая система культурных и образовательных организаций, жизнь в которых кипит в течение всего года, и всё это связано с рисованными историями. Но в детали вдаваться не станем. Об Ангулеме мы уже рассказали на страницах нашей газеты — в очерке «Путешествие из Москвы в Ангулем» Часть 1 и Часть 2. Поэтому сосредоточим внимание на фестивале 2019 года.

Редкий ивент может похвастаться таким вниманием со стороны государства, как фестиваль в Ангулеме. К примеру, в этом году первый день фестиваля посетили министр культуры Франк Ристер и министр национального образования и по делам молодёжи Франции Жан-Мишель Бланке. А мэр города и директор железнодорожного вокзала торжественно открыли ряд новых статуй, представляющих культовых героев европейских комиксов, которые теперь украшают вокзал и площадь перед ним. А встречает гостей города теперь ростовая статуя зверька Фова, являющегося символом фестиваля. Торжественное открытие статуи состоялось также на январском празднике комиксов.

 

©9eART+, www.bdangouleme.com
Традиционно сорокатысячный город (включая все пригороды) в конце января превращается в город-миллионник. Сюда съезжаются любители комиксов, манга и рисованных историй со всей Европы. В программе фестиваля в этом году было задействовано 25 площадок: это и павильоны, которые традиционно располагаются на нескольких центральных бульварах в историческом центре, и все здания в структуре городка (Дом Кастро, Музей бумаги, Дом автора, Музей рисованных историй и изображений и др.), и ряд публичных пространств Ангулема, и частные галереи, кафе, и здание театра, мэрия и даже городской рынок. Одних только издателей комиксов приехало в этом году более 300. Кстати говоря, в одном из пространств для профессионалов было официально представлено и российское издательство — «Бумкнига». Список комиксистов, которые разместились на аллеях авторов, состоял в этом году из 1430 персоналий.

Каждый фестиваль — событие уникальное. Нынешний был знаменателен сразу двумя яркими датами. Прежде всего, это 60-летие знаменитого французского комикса «Астерикс» Альбера Удерзо и Рене Госинни. Просто скажу, что одна из центральных улиц города — улица Госинни, и вам сразу станет понятно, насколько это важное событие для европейских рисованных историй. Во-вторых, 80 лет «стукнуло» Бэтмену! Правда, выпуск журнала, в котором впервые появился этот супергерой, датирован последним месяцем весны, но кого волнуют такие мелочи! На выставке «Бэтмен 80: американский жанр без масок» была представлена вся эволюция этого культового образа через рисунок и сценарии его авторов: от Боба Кейна и Билла Фингера до Кармайна Инфантино, Фрэнка Миллера, Джима Ли, Грега Капулло, Скотта Снайдера и Дэвида Маццучелли. Кстати, легендарный Фрэнк Миллер лично приехал в Ангулем, чтобы представить публике выставку и поучаствовать в праздновании юбилея Бэтмена. На бэтмобиле он, конечно, не рассекал просторы французской провинции, но настоящий бэтмобиль на фестивале тоже был.

 

©9eART+, www.bdangouleme.com
В этом году на фестивале работало 12 крупных выставок, каждая из которых заслуживает отдельной статьи…

Ангулем — это не только огромная ярмарка рисованных историй на любой вкус, выставки и встречи с авторами, но и конкурсы, смотр достижений в области девятого искусства. Каждый год комиссии экспертов занимаются отбором кандидатов по разным номинациям. Причём у каждой номинации в «официальном отборе» своя история и специфика. Так, например, один из генеральных партнёров фестиваля — Национальная компания французских железных дорог (SNCF). Она поддерживает целую плеяду фестивалей по всей Франции, и Ангулем — один из них. С 2012 года SNCF устраивает голосование за лучший комикс среди своих пассажиров. Авторы книг, получивших наивысшие баллы, получают призы. В 2019 году премия досталась авторам пяти книг. Примечательно, что в их числе оказалась и книга «Грамерси парк» Тимоте де Фомбея и Кристиана Кайо. Примечательно потому, что в 2019 году она появится на русском языке в издательстве «КомпасГид».

Другая премия — «Наследие». Эта номинация для книг, которые, по мнению Большого фестивального жюри, достойны войти в список мирового наследия в области девятого искусства. В нынешнем году в этот список попали восемь книг: les Travaux D’Hercule (Gustave Doré), Batman, La Légende T1 (художник — Neal Adams, сценарии — Bob Haney / Dennis O’Neil), Charivari (Maki Sasaki), Le Coeur Révélateur (художник и сценарист — Alberto Breccia, по сюжету Эдгара Алана По), The Game. Histoires 1968—1970 (Guy Pellaert), Idée (Frans Masereel), M. Poche (Alain Saint-Ogan), Oeuvres 1 (Guido Buzzelli). Разумеется, номинационный список состоит преимущественно из франкоязычных изданий, хотя есть там и японцы, и аргентинцы, и американцы… Думаю, для библиотекарей Франции эта номинация является ключевым ориентиром при формировании библиотечных фондов.

 

©9eART+, www.bdangouleme.com
По итогам детского жюри, в которое вошли ребята 8—10 лет, отобрали ещё 10 книг. В число победителей, например, вошла книга «Удивительный мир Гамбола».

А вот официальный выбор фестиваля — это самая важная номинация для современных издателей. Первый отбор — 45 изданий — в фестивальные дни можно увидеть на специальных стеллажах во всех книжных магазинах национальной сети Fnac. Также эти книги можно свободно полистать и на фестивале. Но только некоторые из них попадают в число лауреатов. В этом году победили четыре книги. В их числе — четвёртый том из серии «Араб будущего» Риада Саттуфа, которую издаёт в России «Бумкнига».

Ну, и главный приз Ангулема — за вклад в искусство рисованных историй. Гран-при Ангулема в прошлом году получил американец Ричард Корбен. А в 2019-м — японская художница Такахаси Румико (Takahashi Rumiko). В России она известна как автор культовой манги «Ранма ½». Так что, в 2020 году она будет носить титул Президента фестиваля (в этом, понятно, этот «пост» занимает Корбен), а также удостоится большой выставки, посвящённой её жизни и творчеству. Персональная выставка будет и у Пьера Кристена, который известен в России как соавтор Энки Билаля и сценарист серии «Валериан». Кристен стал лауреатом премии имени Рене Госинни за вклад в сценарное искусство. Эта премия присуждается на фестивале с 2017 года.

Следующий фестиваль в Ангулеме состоится в начале февраля 2020 года. Но если вы хотите побывать на этом празднике — бронируйте жильё уже сейчас!