Путешествие из Москвы в Ангулем. Часть 1

Александр КУНИН

www.bdangouleme.com

В конце января 2015 года мне посчастливилось отправиться в мекку комиксного мира — город Ангулем, где более 40 лет проходит главный европейский фестиваль рисованных историй. На моём счету это всего лишь вторая поездка на этот праздник, но тем не менее я чувствовал себя уже освоившимся там человеком и с удовольствием теперь могу рассказать о том, какое значение этот французский городок имеет для библиотечного и издательского мира в принципе.

Поскольку рассказ получается очень большим, то сегодня больше внимания я уделю истории Ангулема, Библиотеке рисованных историй и прочим околобиблиотечным активностям. А уж в следующий раз обещаю рассказать о том, что собственно происходило на самом фестивале.

Но сначала немного географии и истории.

Пока в город не «пришли» комиксы, об Ангулеме, кстати, городе-побратиме нашего Геленджика, если кто и знал, так только жители окрестных селений да отдыхающие, курсирующие по железной дороге в сторону Приморской Шаранты или Бордо. Ангулем — бывшая укреплённая крепость, которая по-латыни называлась Encolisma. Она известна с римских времен, правда, никакой роли в истории не сыграла. Исторический центр расположен на вершине давно потухшего вулкана, испещрённого огромным количеством туннелей и тайных ходов. Входы в эти подземелья есть в большинстве частных домов и городских построек. Но с того момента, как город стал чересчур популярным у молодёжи, и некоторые туристы, не ведая осторожности, стали теряться в этих подземельях, а кое-кто и вовсе там погиб, власти города распорядились опечатать все входы и выходы из лабиринтов.

Отличительная черта Ангулема — его неудачное соседство. С одной стороны он граничит с Приморской Шарантой, в которой есть и знаменитые памятники, и выход к океану с морскими красотами и островом, который то появляется, то пропадает – в общем, центр туризма. С двух других сторон от Ангулема находятся «сердца» винодельческой культуры Франции — Бордо и Коньяк. Что в значительной мере предопределено особенностями климата и ландшафта. Таким образом, у соседей всегда было всё, а в Ангулеме — ничего. То есть вообще ничего! Скромная скалистая местность, очень бедная почва: протекающие здесь реки уносят всю плодородную почву в сторону Бордо.

Что касается высокородных хозяев этой местности, то им тоже как-то не особо везло — графство то и дело переходило «из рук в руки». Филипп Красивый присоединил его к своим владениям, и с тех пор оно отдавалось самым незначительным королевским родственникам. В XVI веке Франциск I даже предлагал расположить в этом уединенном городке корпуса университета, но идея не нашла отклика у местных вельмож.

Кстати, в Ангулеме родился и умер известный архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот — член-корреспондент Парижской Академии архитектуры, который в период с 1759 по 1775 годы работал в России, был профессором Академии художеств.

С XIV века одним из важных промышленных производств в городе — бумажные мануфактуры, а впоследствии и типографии. Поэтому неудивительно, что о комиксах здесь знали не понаслышке.

И ещё немного истории. Но уже другой.

Первый салон комиксов в Ангулеме организовали три энтузиаста — Франсис Гру (Francis Groux), Жан Мардикян (Jean Mardikian) и Клод Молитерни (Claude Moliterni).

Франсис Гру родился в начале 1930-х годов в одном из предместий Ангулема, а к комиксам он пристрастился через приключения Тинтина, на которые его «подсадила» жена. Мардикян был сыном армянских портных, которые бежали от геноцида во Францию в начале ХХ века. В Ангулем он попал во второй половине 1960-х годов по бюрократической линии и занимался вопросами культуры в местной администрации. А Клод Молитерни был хорошим знакомым Мардикяна ещё по парижской юности. Молитерни занимался писательским творчеством, а для заработка сочинял сценарии для комиксов на религиозную тематику.

Фрэнсис Гру, будучи избранным в городской совет, познакомился с Мардикяном и подружился с ним на почве общего увлечения комиксами. В апреле 1969 года с лёгкой руки Молитерни в здании ангулемского собора они устраивают первую выставку — Неделю религиозного комикса. А затем в 1973 году втроём отправляются в Лукку (Италия) на фестиваль комиксов, откуда возвращаются с «безумной» идеей проведения собственного фестиваля.

Идея с Парижем отпала почти сразу — столица и без комиксов перегружена культурными мероприятиями. Поэтому решили найти маленький курортный или исторический городок, где подобный конвент мог бы не только стать ярким событием, но и получить поддержку местной администрации. Так они и стали объезжать город за городом, предлагая идею фестиваля. Но всюду, едва произносилось слово «комиксы», двери перед ними закрывались. И только мэр Ангулема решил рискнуть и приютить будущий фестиваль. Конечно, здесь не обошлось без личных связей. К тому времени Мардикян был уже советником администрации города по культуре, а Гру — заместителем мэра. Назначили дату: последняя неделя января, самое бесполезное, с позиции туристического бизнеса, время.

Фрэнсис Гру возглавил оргкомитет фестиваля, который сначала носил имя Международного салона рисованных историй. Проект поддержали многие авторы и издатели, а среди гостей первого фестиваля были Готлиб (Marcel Gotlieb), французский сценарист и издатель, работавший с Госинни и Эрже, а первые его работы были опубликованы в знаменитом журнале «Пиф»; Фрэд (Frederic Othon Theodore Aristides), известный по комиксам о фермере Филимоне в жанре фантастического реализма; Харви Курцман (Harvey Kurtzman), американский редактор, комиксист и карикатурист, работавший бок о бок со знаменитым Артом Шпигельманом в американских андеграундных журналах и даже рисовавший комиксы для «Плейбоя»; Андре Франкен (Andre Franquin), автор комиксов про Спиру…

Удивительно, но первый фестиваль в Ангулеме в январе 1974 года собрал более 10 000 гостей! Это был фантастический успех.

С тех пор Международный салон рисованных историй стал ежегодным. И число туристов, наполняющих город в этот мертвый сезон, неизменно росло. К слову, сегодня, чтобы попасть на очередной фестиваль, надо бронировать жильё уже за год до мероприятия. А общая численность жителей городка на фестивальной неделе вырастает с сорока до нескольких сотен тысяч человек!

Сегодня комикс, манга и рисованные истории очень популярны во Франции. По словам директора Библиотеки рисованных историй в Ангулеме Катрин Феррероль, в 2012 году комиксы составили 7,38% от общего объёма всей издательской продукции, а 32% французов называли себя читателями комиксов. Именно благодаря фестивальному движению поменялось и место рисованных историй в библиотечной системе: в 1990-м году Франсуа Миттеран, тогдашний президент Французской республики, подписал акт о создании Национального центра комикса и изображения (CNBDI — Centre national de la bande dessinée et de l’image) в Ангулеме. «С этого момента, — рассказывает Катрин, — библиотека Центра ведёт свою деятельность по популяризации так называемого «девятого искусства» и работе с богатейшим художественным наследием, причём не только на локальном, но также на национальном и международном уровнях».

С первых лет своего существования фестиваль обрастал различными архивными, библиотечными, образовательными институциями, которые со временем превращались в самостоятельные учреждения со своей политикой и интересами. Это происходило вплоть до того момента, пока в 2008 году в Ангулеме не была учреждена общественная структура с промышленно-коммерческой составляющей под названием «Международный городок комикса и изображения» (La Cité internationale de la bande dessinée et de l’image) — эдакий международный центр, принадлежащий одновременно и Франции и всему миру. Международный городок сначала объединил две близкие по задачам структуры — Национальный центр рисованных историй и изображения (CNBDI) и Дом Автора. Сегодня в его структуру входят уже три учреждения: Дом автора, созданный в июле 2002г., открытый в 1990 году Музей рисованных историй и, собственно, Библиотека.

В сборнике «Изотекст» 2013 года мы давали детальную характеристику структуры Международного городка. Думаю, не будет лишним снова обратиться к этим сведениям:
Музей рисованных историй входит в сообщество «Музеи Франции» и хранит в своих архивах более 8 000 оригинальных страниц и большую подборку альтернативных единиц хранения, так или иначе связанных с комиксом. Здесь же сосредоточены фонды библиотеки, в которых собрано национальное наследие «девятого искусства», расположены Информационный центр и книжный магазин с богатым ассортиментом, насчитывающим несколько тысяч позиций. Здание, спроектированное Роланом Кастро и названное «Кораблём Мёбиуса»; здесь расположены кинозал, выставочные пространства и публичная библиотека.

Библиотека рисованных историй и изображений — важнейший элемент ансамбля. Она открылась в 1990 г. одновременно с музеем, а её уникальные фонды не имеют аналогов в Европе: здесь собрана практически вся французская продукция и наиболее репрезентативная часть продукции европейской, выпущенной с 1984 г. Главное направление, конечно же, рисованные истории и комикс как таковой. Отсюда проистекают три основных вида деятельности библиотеки: сохранение национального наследия, формирование исчерпывающей коллекции изданий по теории и, наконец, развитие сферы публичного чтения в дополнение к выставочным проектам, осуществляемым музеем. Собрание фонда состоит из более чем 70 000 французских и зарубежных альбомов, а также более 125 000 периодических изданий. Это стало возможным благодаря партнёрству с Национальной библиотекой Франции — начиная с 1984 г. все французские издатели комиксов отправляют в библиотеку второй обязательный экземпляр; в свою очередь библиотека берёт на себя обязательства не только обеспечивать этим экземплярам сохранность, но также предоставлять их для временного пользования, консультаций и исследований; полная библиографическая база доступна и в цифровом формате через интернет. Однако, несмотря на то, что основная часть фондов представляет собой обязательные экземпляры, с 2005 г. благодаря всё тому же партнерству с НБФ библиотека имеет возможность пополнять коллекцию и зарубежных изданий. Пополняются фонды и за счет передачи в дар частных коллекций, причём не только от французских дарителей (есть среди них и даже легендарное издательство Marvel). Библиотека Городка регулярно предоставляет хранящиеся в её архивах издания культурным учреждениям (НБФ, музеи) для выставочных и прочих проектов — точно так же, как Музей комикса предоставляет оригиналы работ художников.

В Консультационном центре собрана информация о франкоязычных и иностранных комиксах; сюда попадают монографии, научные труды, диссертации, каталоги выставок и аукционов, специализированная пресса — иными словами, всё, что так или иначе относится к «девятому искусству». Здесь же можно ознакомиться с архивными и редкими изданиями, со старой периодикой. На момент открытия библиотеки альбомы на руки не выдавались — их можно было читать только в зале. Однако в 2000 году, Консультационный центр заработал, читатели, имеющие абонементы, получили доступ к более чем 30 000 альбомам. Лишь в 2012 году библиотека выдала на руки более 81 000 изданий своим наиболее активным абонентам (а это 1 128 человек), в общей сложности приняв в своих стенах 28 600 читателей.

Ежегодно в рамках фестиваля Международный городок проводит стажировки библиотекарей: гости знакомятся с новыми тенденциями в мире графической литературы, встречаются с авторами и посещают экспозиции, благодаря чему получают богатый материал к размышлению и для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Эти стажировки рассматриваются как дополнение к «Летним университетам рисованных историй», организуемым Международным городком.

В следующий раз я расскажу об организации и структуре собственно Международного фестиваля рисованных историй в Ангулеме. И, разумеется, о том, что же происходило там в январе 2015 года.