Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Мы уже привыкли к традиции каждый предстоящий год посвящать какой-либо теме, которая становится ведущей, на неё направлены основные наши усилия. Вон как бодро и вдохновенно мы отработали в 2015-м Год литературы! А в 2019-м нас поджидает Год театра — и здесь тоже массу всего интересного можно сотворить. Ну, а волонтёрство? Это-то что? Просто тема года, модный молодёжный (с вкраплением «серебра») тренд или новый формат взаимодействия с местным сообществом на долгосрочную перспективу?
Тема волонтёрства стартовала в профессиональной прессе полтора года назад. Содержание (и пафос) статьи «Волонтёры: „свободный труд свободно собравшихся людей“» сохраняет актуальность и сегодня. Хотя писалась она до объявления Года добровольца (волонтёра), до появления долгожданного «Закона о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» и до того, как идея добровольческого движения в стране стала настолько привлекательна для государства, что на поддержку и развитие добровольчества из федерального бюджета решено было выделить в предстоящие пять лет 7,4 млрд рублей. Поэтому будем считать, что в данном материале мы просто продолжаем разговор на эту, без сомнения, жизненно важную для библиотеки тему — добровольчества (волонтёрства).
В Год добровольца (волонтёра) РГБМ вместе с партнёрами (в числе которых — Росмолодёжь, Роспатриотцентр, Ассоциация волонтёрских центров) провела Всероссийский конкурс «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке». Из 63 регионов страны поступило 358 проектов, которые следующим образом распределились по номинациям: 155 — «Лучший реализованный волонтёрский проект в библиотеке», 158 — «Лучшая идея волонтёрского проекта в библиотеке», 55 — «Лучший личный опыт культурного волонтёрства в библиотеке». Добавим, что 82 библиотечных проекта из 41 региона пришли также на Всероссийский конкурс «Доброволец — 2018», очный финальный этап которого и вручение премии «Доброволец России — 2018» состоялись 5 декабря в рамках Всероссийского форума добровольцев.
Таким образом, появился неплохой массив проектов, анализ которых позволил получить некое представление о том, как реализуется в библиотеках эта важная сторона жизни нашего общества.
Определённая неясность нынешней ситуации для библиотекарей состоит, на наш взгляд, в том, что большинство из них держит в голове привычный образ добровольного помощника библиотеки и воспринимает добровольчество как потребность сугубо искреннего, нравственно-этического порядка — на уровне душевного порыва помочь, поддержать. Без таких людей библиотеки (сельские уж точно) не смогли бы существовать.
Скажем больше: у библиотек есть ряд особенностей, которые привлекают к ним искренних помощников. Так, в отличие от всех других учреждений культуры (музеев, театров, галерей), в библиотеку приходят посетители не разовые, а постоянные (пользователи, читатели). А раз так, то у них есть личностное отношение к ней и к работающим там людям. Причём, по сравнению с постоянными посетителями учебных заведений (учащимися), читатели приходят в библиотеку добровольно, по своему желанию.
Библиотеки являются единственными реально общедоступными (бесплатными) площадками для коммуникации и самореализации во всех сферах — творческой, интеллектуальной, общественной. И, возможно, главное — для межпоколенческого общения.
Наконец, библиотек много, и находятся они в шаговой доступности от мест проживания, обучения, работы. Неравнодушное население близко к сердцу принимает многие проблемы библиотек, связанные с нехваткой кадров, книг, технологий, комфортных пространств. Про родственников и друзей библиотекарей вопрос даже не поднимается — они по жизни добровольные их помощники.
В социальной сети Facebook однажды появилось видео, посвящённое Дню волонтёра. Называется оно «Волонтёр библиотеки: прийти и остаться» и сделано руками волонтёров Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И. Блохинцева (Дубна). Вот как «расшифровывает» его ведущий библиотекарь Мария Пилипенко: «Волонтёры у нас курируют часть постоянных проектов библиотеки (литературный клуб; встречи для тех, кто вырос из Почитайки; встречи с пересказами нехудожественных книг „Курилка Гутенберга“; сейчас вот клуб „Детское чтение глазами взрослых“ и др.) — то есть готовят и ведут встречи, наполняют страницы в соцсетях. У нас фотографы — волонтёры, и дизайнер тоже во многом волонтёр. Без волонтёров мы даже не стали бы браться за такие большие и сложные мероприятия, как Ночь Гарри Поттера, День тёмной материи, Суд над фантастикой/суперзлодеями, новогодние и другие квесты и игры (например, по книге Евдокимовой „Конец света“) и т.д. Их руками сделано оформление, придуманы и воплощены идеи и детали квестов, они же в них участвуют в разных ролях.
Нас в библиотеке всего двое сотрудников, кто занимается той работой, которая помимо обслуживания, фондов и хозяйственных вопросов (впрочем, на фонды и обслуживание тоже, бывает, ставят), — без друзей библиотеки мы мало бы что смогли».
Мы сознательно не употребляем понятия «добро», «доброе дело». Их слишком часто проговаривают СМИ (один из самых ходовых слоганов — «Мы делаем добро»), их формализуют и сосчитывают. Не так давно по радио рассказывали о 14-летней девочке, которая ведёт дневник добрых дел. За лето в нём учтено аж 40 «проявлений доброты».
Времена «Тимура и его команды» и последовавшего за ними тимуровского движения прошли. Согласно статистике ВЦИОМ, 48% опрошенных занимаются волонтёрством с целью досуга и получения нового опыта, 47% — с целью профессионального развития и развития карьеры. Для 26% мотивацией выступает возможность решить общие проблемы, для 26% — потребность в общении и солидаризации. И лишь для 17% — желание реализовать свои убеждения и ценности.
«Новые песни придумала жизнь»… В мире волонтёрство всё чаще переходит в категорию социально-экономическую. Материальным выражением этой тенденции является появление долгожданного паспорта волонтёра, своеобразного аналога трудовой книжки, который давно существует в других странах и которого с нетерпением ждали в России. В документе записываются данные о поощрениях, дополнительной подготовке, волонтёрском стаже, отмечаются виды волонтёрской деятельности, в которой участвовал молодой человек. В качестве бонусов некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам за ЕГЭ абитуриента дополнительные за волонтёрский опыт (из 271 вуза такого рода баллы уже учитывают 111). В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие освобождение от НДФЛ добровольцев на возмещение понесённых ими расходов в ходе добровольческой деятельности. Законодательно закреплена всемерная поддержка добровольчества на всех уровнях власти, разработана система заключения договоров гражданско-правового характера между добровольцами и организациями-благополучателями, в которых оговариваются права и обязанности обеих сторон, система поощрения, льгот и т.д. В некоторых странах СНГ (например, в Узбекистане) обсуждается вопрос о необходимости социальной защиты и льгот для волонтёров.
С одной стороны, у нас проявляется отчётливо демонстрируемая зарубежными странами в период экономического кризиса тенденция активнейшего использования в бюджетных учреждениях труда волонтёров. Это позволяет расширить спектр услуг без привлечения дополнительных средств и попутно уменьшить расходы на содержание штатного персонала.
С другой стороны, начиная с 2014 года, после удачного опыта использования волонтёров на зимней Олимпиаде в Сочи, в стране появилось организованное молодёжное волонтёрское движение. Тогда же была создана Ассоциация волонтёрских центров, определившая своей целью выстраивание системной работы по организации и сопровождению волонтёрских центров, осуществляющих свою деятельность в субъектах Российской Федерации. Ныне в Единой информационной системе (ЕИС) «Добровольцы России» зафиксировано более 12 тысяч организаций, в том числе 132 библиотеки. А на Всероссийском форуме добровольцев озвучили цифру добровольцев в России: 14 миллионов.
Накануне Форума вышло постановление Правительства РФ, утвердившее общие требования к порядку взаимодействия всех уровней власти и подведомственных им учреждений с организаторами добровольческой деятельности и добровольческими организациями. В частности, там сказано, что добровольческая организация или организатор добровольческой деятельности направляет органу местной власти или учреждению в письменном виде «перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг)» с описанием условий их оказания. Предложение рассматривается в течение 10 дней, после чего его утверждают или снимают с повестки. В случае, если учреждение выносит отказ, добровольческая организация или организатор добровольческой деятельности вправе направить аналогичное предложение его учредителю. Пока эти требования касаются только медицинских учреждений и оказания социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Для чёткости понимания стоит развести такие понятия, как благотворительная и добровольческая (волонтёрская) деятельности. Как дополнительные источники существования для библиотек они в равной мере важны. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Определение же добровольческой деятельности приведено выше.
Таким образом, если в первом случае речь идёт фактически о финансовой и материальной поддержке, то во втором — о реальных работах, как правило, продолжительных по времени.
Виды волонтёрской деятельности в библиотеках, являющихся в данной ситуации благополучателями (лица и организации, получающие помощь от волонтёров):
- спонтанное (разовое) волонтёрство (пример: лекторы, руководители клубов, ведущие мастер-классов);
- внутрибиблиотечное организованное волонтёрство (пример: молодёжные читательские советы);
- взаимодействие с волонтёрскими организациями (пример: запросы в ресурсные центры типа «Мосволонтер» на волонтёров-помощников в проведении «Библионочи»).
Виды волонтёрской деятельности самой библиотеки в отношении третьих лиц или организаций:
- корпоративное волонтёрство (пример: библиотека собирает от населения и привозит в стационарные социальные учреждения книги);
- библиотека — координатор волонтёрства (пример: библиотека организует группу экологических волонтёров, которые чистят запруды, собирают мусор в парках, высаживают деревья и т.д.);
- поддержка волонтёрства (пример: библиотека предоставляет свои помещения для мероприятий Ассоциации волонтёрских центров, для школ волонтёров);
- библиотекарь-волонтёр (пример: сотрудник библиотеки во внерабочее время участвует в восстановлении памятников архитектуры или помогает собачьему питомнику).
С точки зрения направленности проектов в библиотеках наиболее развиты такие виды волонтёрства, как культурно-просветительское, событийное, библиотечно-информационное, социальное, экологическое, патриотическое (волонтёры Победы, например), благоустройство. А если учесть инициаторов и исполнителей волонтёрских проектов, то сегодня мы имеем дело с активно развивающимся молодёжным, набирающим обороты серебряным (50+) и отдельными примерами инклюзивного (люди с проблемами здоровья) волонтёрства.
В целом добровольческая деятельность в сфере культуры называется культурным волонтёрством и в зависимости от назначения подразделяется на добровольчество в сфере (а) библиотечного дела, (б) в образовательных учреждениях культуры, (в) в области фестивальной деятельности, (г) в музейном сегменте, (д) в сфере сохранения материального культурного наследия. Предполагается, что добровольный труд направлен преимущественно на удовлетворение потребностей пользователей библиотек, которые не могут и не должны удовлетворяться персоналом библиотеки.
Итак, что уже делают библиотечные волонтёры? Они оказывают помощь в формировании и качественном анализе фондов; участвуют в опросах и обработке анкет; в рассылке приглашений, в оповещении задолжников. Рекламируя библиотеку, волонтёры участвуют во флешмобах, работают сэндвич-менами. Одно из любимых их занятий — участие в культурных, социальных, экологических проектах библиотеки, помощь в организации библиотечных мероприятий и формировании их аудитории, в проведении экскурсий по библиотеке и по достопримечательностям города. Библиотекари вовлекают их в такие формы работы с пользователями, как «наставничество по чтению», надомное обслуживание, помощь младшим школьникам в подготовке домашних заданий. Цифровые волонтёры (в зарубежных библиотеках — «информационные скауты») оказывают помощь пользователям в работе с компьютером и интернетом, участвуют в создании сайта, баз данных и других интернет-проектов библиотеки. Понятно, что чем дальше, тем сложнее дать исчерпывающий перечень дел, за которые хотят, могут и уже берутся библиотечные волонтёры.
В принципе, серьёзный разговор на тему организации добровольческой деятельности в библиотеках только начинается. Тем, кто уже предметно этим занялся, предлагаем ознакомиться с «Методическими рекомендациями по организации добровольческой (волонтёрской) деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях культуры». Они разработаны Министерством культуры РФ и предназначены для учреждений культуры, подведомственных министерству, органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры, органам местного самоуправления. В рекомендациях нашли отражение вопросы планирования добровольческой деятельности, определены функции её координатора, предложены методы определения видов добровольческих работ, необходимых учреждению, обозначены условия, необходимые для организации добровольной работы в учреждении, и стимулы для добровольцев, описаны методы привлечения и организации работы добровольцев, чётко очерчены права и ответственность учреждения и добровольца. Пожалуй, самое сложное будет разобраться с системой учёта и контроля добровольческой деятельности. Рекомендации предлагают четыре основных вида оценки результативности добровольческого труда: количественную (оценка по количественным показателям), экономическую (оценка по финансовым показателям) и общественную (оценка заинтересованных лиц и организаций).
Одним словом, работа библиотеки с добровольцами и добровольческими организациями переходит на новую стадию, требующую большей регламентации, документирования взаимоотношений, учёта мотивов и интересов обеих сторон. Значит, в разговоре на тему библиотечного добровольчества (волонтёрства) пока рано ставить точку.