Россия, как известно, «родина слонов». Как следствие, существуют не всегда достоверные истории о том, что в СССР был изобретён и внедрён первый мобильник задолго до появления сотовой связи. Если попробовать разобраться, то проблема, как это часто бывает, кроется в определениях.
Сегодня по умолчанию мобильная связь — это связь сотовая. Иногда вспоминают спутниковую связь (в которой соты представлены в виде спутниковых ретрансляторов). В этом плане любые попытки установления связи с движущихся объектов часто пытаются выдать за предшественников сотовой связи только потому, что она и подвижная, и мобильная…
Попробуем разобраться. Все досотовые мобильные телефоны работали по схеме «один мобильный телефонный аппарат и соответствующая ему одна стационарная антенна». И вот здесь надо решать, принципиально ли то, что в сотовой связи есть сеть антенн, ЛЮБАЯ из которых готова обслужить конкретный телефон. Если нет, то мы уходим в глубь времён. Давайте попробуем вспомнить. Ведь вытесненными и забытыми остались множество интересных и совсем нетривиальных идей.
В отличие от стационарной проводной связи (телеграфа и телефона) связь беспроводная с самого начала предполагалась мобильной. Александр Попов в Российской империи создал радиотелеграф, прежде всего, для связи кораблей между собой и с пунктом управления, т.е. связь изначально предполагалась мобильной.
Судовая радиоприёмная станция А.С. Попова образца 1901 года была рассчитана для приёма на ленту и на слух. Такими приёмными станциями были оборудованы многие корабли Черноморского флота. Во время общефлотских манёвров 7 сентября 1899 года удалось поддерживать радиосвязь с кораблями «Георгий Победоносец», «Три Святителя» и «Капитан Сакен», которые дрейфовали в 14 км от берега. В память об этом получила своё имя Радиогорка в Севастополе.
Сложно, конечно, говорить о малогабаритности первых корабельных радиостанций, но обеспечивали они именно мобильную связь.
В 1905 году появились первые любительские радиостанции. Шведско-финский изобретатель Эрик Тигерстед, проживавший в начале века в России, в 1905 году построил дома искровый передатчик, выходил в эфир, мешая радиостанциям военно-морского флота, и даже был арестован по подозрению в шпионаже. Обвинение с него сняли благодаря заступничеству А.С. Попова.
Так называемые агентурные радиостанции уже во время Второй мировой войны были достаточно компактными, имели автономный источник питания и позволяли устанавливать связь как на остановке, так и с движущегося транспорта. Вес и габариты таких радиостанций во всех воюющих странах были примерно одинаковы. Дальность связи обеспечивалась работой в режиме «азбуки Морзе». При сходных массогабаритных характеристиках работа «голосом» была возможна на гораздо меньшем расстоянии. Советские агентурные радиостанции были универсальными, а у американцев популярностью пользовались голосовые приемопередатчики, известные как Walkie-Talkie (уоки-токи «ходилка-говорилка»). Самый прославленный такой аппарат — армейский Motorola SCR-300.
Разумеется, назвать их предшественниками сотового телефона будет преувеличением. Но сами по себе эти устройства, конечно, весьма интересны. В частности, до сих пор такие устройства (они стали намного компактнее и легче) используются туристами (для связи там, где сотовой связи нет), военными и охранниками.
В 1957 году в СССР инженер Леонид Иванович Куприянович решил нетривиальную задачу звонка с подвижного объекта на любой телефон в проводной сети и на аналогичный подвижный объект. Результаты изобретения были описаны в журналах «Наука и жизнь» и «За рулём».
Идея (в простейшем варианте) предполагала, что у домашнего телефона появлялась приставка-переходник, которая преобразовывала радиосигнал от подвижного телефона в сигнал телефонной сети и сигнал телефонной сети в радиосигнал для подвижного телефона. В более сложном случае на господствующей высоте появлялась АТС на ограниченное количество номеров. Антенна была общая, а на каждом номере АТС стоял свой приёмник-переходник. При удаче речь могла идти о связи на удалении в несколько десятков километров. Со «стартовых» 3,5 кг вес радиотелефона за несколько лет снизился почти на два килограмма (предел для радиоламп).
Надо сказать, что современные бытовые радиотелефоны — далёкие потомки аппарата Куприяновича. Базовая станция является гибридом собственно проводного телефона и переходника, а радиотрубка является удалённым телефоном.
Не знаю почему, но эта достаточно компактная конструкция не пошла в серию ни в СССР, ни в Болгарии (где создавались её клоны с АТС на десяток номеров). Автор вдруг сменил направление своих работ и стал заниматься медицинской электроникой, а проекты заглохли. Возможно, это связано с тем, что в 1958 году по государственному заданию (работы Куприяновича были инициативными и в плане не значились) начали создавать на аналогичном принципе систему подвижной радиотелефонии «Алтай».
Работа над дуплексной системой автоматической мобильной связи началась в 1958 году в Воронежском НИИ связи (ВНИИС). Были созданы абонентские станции и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном специализированном проектном институте (ГСПИ). Также принимали участие предприятия Ленинграда, Белоруссии и Молдавии.
В Москве система начала работать с 1963 года и активно внедрялась по всей стране – прежде всего в правоохранительных органах, пожарных частях и скорой помощи. В местах с плохим уровнем телефонизации (например, в сельской местности) «Алтай» использовался для связи не только с подвижными объектами (пожарная, скорая), но и с удалёнными стационарными объектами (полевой стан).
Ещё раз отмечу, что речь шла не о системе с сотовой сетью приёмо-передающих антенн, а о системе с одной централизованной антенной, которая была расположена на возвышении. Тем не менее решение было достаточно интересным и проработало полвека.
В 1971 году фирма Bell впервые озвучила концепт антенн-сот для мобильной связи, а в 1974 году в США были выделены радиочастоты для такой связи.
Первой коммерчески успешной сотовой сетью стала финская Autoradiopuhelin (ARP) — «Автомобильный радиотелефон». Запущенная в 1971 году, она достигла стопроцентного покрытия территории Финляндии в 1978 году, а в 1986 году в ней было более 30 тыс. абонентов. Работала сеть на частоте 150 МГц. Понятно, что такая сеть использовала телефонные аппараты, которые можно было только возить.
Считается, что первый действительно мобильный аппарат появился в 1973 году — Motorola DynaTac. Первый звонок по этому телефону был сделан 3 апреля 1973 года, когда его изобретатель, сотрудник Motorola Мартин Купер, позвонил конкуренту из AT&T, Джоэлю Энгелю. DynaTAC весил чуть более килограмма и имел довольно внушительные габариты: 22,5×12,5×3,75 см. На его передней панели располагалось 12 клавиш — 10 цифровых и две для отправки вызова и прекращения разговора. У DynaTAC-а отсутствовали дисплей и любые дополнительные функции. В режиме ожидания он мог работать до восьми часов, а в режиме разговора — около часа; заряжать его приходилось чуть более 10 часов. До 1983 года было создано пять прототипов DynaTAC.
Привычная нам мобильная сотовая связь появилась в 1983 году, когда была выпущена первая официально сертифицированная радиотрубка Motorola DynaTAC 8000X. Аппарат соединял пользователя с телефонной сетью без помощи оператора мобильной связи… И его действительно можно было переносить одному человеку — весила трубка около 0,8 кг!
Прошло чуть более 30 лет, прежде чем мобильный телефон из предмета роскоши ценой в тысячи долларов и «конскими» тарифами от доллара за минуту стал привычным и вполне себе бюджетным предметом «первой необходимости»: зарегистрированных экземпляров телефонов в развитых странах больше, чем населения. Сегодня телефонные модули встраиваются в промышленные и бытовые устройства, создавая так называемый интернет вещей. И уже вполне реальна ситуация, когда кофеварка (обнаружив, что запас кофе упал ниже минимума) сама позвонит поставщику и закажет новую партию кофе. Но это уже совсем другая история…