Библиотека как пространство для самостоятельного творчества

Луиджи АНЗИВИНО, Карен УИЛКИНСОН

Самостоятельное творчество — что это и как оно вписывается в библиотечное пространство? Авторы публикуемой ниже статьи, директор Студии самостоятельного творчества в Эсплораториуме в Сан-Франциско Карен Уилкинсон и разработчик проектов этой студии Луиджи Анзивино, свою миссию видят в том, чтобы поощрять в каждом посетителе склонность к творчеству и любовь к обучению.

 
«Мы уверены, — говорят создатели Эсплораториума, — что возможности вне школы предоставляют ученикам наибольший потенциал для развития их интересов и способностей. Делать что-то своими руками — идеальное для этого средство, потому что основа и двигатель творческого процесса здесь — личный интерес и мотивация. Мы считаем, что у библиотек в этом плане особенно выгодная позиция, потому что, работая с местным сообществом, они его лучше знают и в качестве наставников могут приглашать местных умельцев и мастеров. Заниматься подобным творчеством лучше всего в студийном пространстве, там, где есть лёгкий доступ к материалам и инструментам, где можно работать бок о бок и сообща разбираться в разных вещах, и где наставники общаются с учениками менее формально, а роли учителя и ученика могут меняться, а не быть закреплёнными за одним человеком на всё время».

В центре интерактивного научного музея Эксплораториум в Сан-Франциско находится Студия самостоятельного творчества — своего рода публичная учебная лаборатория. У посетителей есть возможность взглянуть на привычные вещи под непривычным углом, создать что-то своими руками согласно собственным представлениям о науке, искусстве или технологиях. Всё, что происходит в этой студии, спланировано таким образом, чтобы посетители увидели окружающий мир как нечто, на что можно воздействовать.

Создание обучающего пространства, которое постоянно меняется, начинается с продумывания всех деталей. Каждый элемент физического пространства студии должен выглядеть привлекательно. Дисплей у входа демонстрирует то, что создали участники студии. Мы уделяем особое внимание освещению и, где возможно, не используем верхнее освещение, а предпочитаем создавать уютную атмосферу жилой комнаты. Дизайн помещения располагает к разговору: посетители сидят лицом друг к другу за большими круглыми столами, на которых разложены материалы — это даёт естественный повод завести беседу незнакомым между собой людям. Наша цель — создавать временные группы для совместного творчества, которые периодически меняются в зависимости от того, кто оказывается за этими столами, что им интересно и какой у них опыт.

Чтобы процесс совместного творчества был полезным и приятным, мы с большой тщательностью подходим к выбору материалов. Мы их предоставляем в достаточном количестве для проведения нескольких экспериментов на разных уровнях. Они достаточно простые, так что начинать работать совсем не сложно. Даже если непонятно, что с ними делать, то обычно требуется всего несколько минут, чтобы прикинуть или понаблюдать за окружающими, чтобы разобраться. Участники начинают работать с теми материалами, которые кажутся им наиболее простыми или интересными.

Мы стараемся не предлагать пошаговую инструкцию, а пытаемся вызвать интерес и желание поэкспериментировать. Необычные явления увлекают, участники быстро понимают суть вещей. И потом уже сами решают, в каком направлении двигаться и что делать, исходя из того, что они увидели, или руководствуясь собственным любопытством. Мы считаем, что ошибки и попытки их исправления играют важную роль в процессе обучения и ведут к пониманию всего процесса. Мы стараемся убеждать учеников придерживаться изначальной идеи, поэтому, когда что-то нарушает первоначальный замысел, у них есть больше мотивации не сдаваться и стремиться к достижению поставленной задачи.

Предполагается, что каждый последующий эксперимент в студии проводится на более сложном уровне. Итерация (работа над чем-то в течение определённого времени с внесением небольших, но важных поправок) стимулирует этот процесс. Когда участники тестируют объект, чтобы увидеть, как он движется, летает или работает, а затем вносят изменения с целью его улучшения — это и есть часть итеративного процесса. Последующие действия — это ответная реакция на то, что происходит в процессе тестирования.
Например, результат отличается от ожидаемого и может повлечь за собой новые исследования, а те в свою очередь — конструирование, тестирование, уточнение, наблюдение, перестановку, переосмысление. Процесс лучшего освоения инструментов, материалов и явлений свидетельствует о развитии понимания. В процессе работы ученик понимает и принимает факт: разочарование, неудачи в процессе созидания — это нормальный процесс. Нельзя «зависать» на неудаче. Для достижения идеального результата приходится иногда совершить длинный трудоёмкий путь.

Мы не только не возражаем против неудач, наоборот — активно их подстраиваем и стараемся научить участников принимать разочарование как естественный побочный продукт в попытке достичь цели, воспринимать неудачу как важный результат работы. Этот прорыв в мышлении и способность проявлять упорство, когда что-то не получается, является одним из фундаментальных навыков, приобретаемых в процессе занятий. Мы убеждены, что очень важно научить людей доверять своим инстинктам и проделать свой путь для понимания.

 

 
Возможно, самой важной составляющей успеха Cтудии для самостоятельного творчества является команда преподавателей и дизайнеров. Мы ценим способность к саморефлексии и конструктивную критику нашей работы, и обязательно учитываем её при принятии решений, в новых итерациях. Для развития этой способности понадобилось время, благоприятная среда и культура, где обратная связь приветствуется и используется для улучшения работы. У нас нет формализованного подхода к этой стороне работы, поэтому мы не можем поделиться перечнем необходимого или рецептом того, как использовать обратную связь в вашей практике. Мы поделимся своим опытом и соображениями по этому поводу.

Прежде всего, мы выделяем на это время. Легко увязнуть в повседневной рутине или перескочить на другой проект потому, что к предыдущим утрачен интерес. Однако нужно сделать усилие и проанализировать проделанное, разобраться, что работает хорошо, а что лучше изменить. Мы считаем, что полученный в результате выигрыш стоит того.

Мы планируем еженедельные встречи как постоянную возможность обсудить и выявить проблемы, которые нуждаются в более серьёзном внимании. Мы также проводим обсуждения после любой новой или значимой работы, например, после мероприятия или семинара по повышению квалификации и т.д. Это возможность тщательно проанализировать все аспекты мероприятия: от расписания и подготовки до выбора материалов. Мы анализируем плюсы и минусы каждого проекта. Эта привычка настолько сильна, что мы не считаем проект завершённым, если коллективно не обсудили его. В каком-то смысле мы могли бы даже сказать, что те или иные вещи мы делаем лишь для того, чтобы потом их обсудить!

Наша команда невелика, и нам нет необходимости проходить процесс одобрения комитетом, прежде чем запустить в работу понравившуюся идею. Мы можем действовать быстро и сразу остановиться (если необходимо), чтобы внести изменения. Нас мотивируют увлекательность проекта, мнение и честная критика коллег, а не дополнительные очки за идею.

Другая важная составляющая успеха Студии — вовлечение в работу заинтересованных и любознательных людей. Обратите внимание на местное сообщество — прямо за стенами библиотеки: кого пригласить к участию, что они умеют делать, чему могли бы научить других?

Мы твёрдо уверены в том, что должны делиться своими знаниями и удачными проектами, которые уже проверили на собственной практике. Мы в шутку называем это подходом «открытых исходных кодов». Мы постоянно пытаемся развивать способы документирования и информирования о своей работе как внутри Студии, так и за её пределами. Это заставляет нас осмысливать сделанное и пытаться быть источником вдохновения для других. В том числе и ради этого мы ведём регулярный блог: растущая команда мастеров может следить за работой друг друга, обмениваться идеями, черпать вдохновение. Это помогает и вовлечь большее число людей в движение свободного творчества.

Библиотека — одно из самых привлекательных мест для такого рода деятельности, потому что, в отличие, например, от музеев, они доступны и более тесно связаны с местным сообществом. Дать возможность заинтересованным людям из местного сообщества рассматривать библиотеки в качестве эпицентров для обучения и совместного творчества кажется нам интересной и многообещающей идеей.

 
Сокращённый перевод с английского Ирины Чернушкиной
Источник: Yalsa