Первый комиксист планеты

Александр КУНИН

220 лет назад появился на свет Родольф Тёпфер, человек, который придумал новый жанр искусства — рисованные истории.

Можно сколько угодно искать первые комиксы в наскальной живописи или лубочных картинках, в житийных иконах или погребальных фресках, но первым комиксистом всё-таки остаётся Тёпфер — и ни кто иной. Он первым (задолго до американских «первопроходцев») издал книгу комиксов и первым же выступил как теоретик нового направления в искусстве рассказывания историй! Кем же был этот замечательный человек?

Несмотря на то, что цельногравированные издания (лубки), публиковавшиеся в Европе в XV—XVI вв., по форме вполне могли бы считаться протокомиксами, появление рисованных историй всё же принято связывать с именем Родольфа Тёпфера. Свои первые комиксы он создал ещё в 1827 году. Его первая работа — Histoire de Mr. Vieux Bois — известна в виде манускрипта, состоящего из 30 страниц, на которых в совокупности размещено 158 кадров (панелей). В этом издании представлены короткие юмористические истории о похождениях чудаковатого мужчины. А другим центральным персонажем нередко становилась его возлюбленная. По характеру взаимосвязи изображений перед нами рисованная история, разбитая на сцены: каждый кадр представляет обособленное действие, самостоятельный сюжетный блок. Подрисуночные подписи объясняют изображаемую картину. Каждая история состоит из трёх кадров. Между собой истории связаны фигурами действующих лиц, общей же сюжетной линии в книге не наблюдается. Впоследствии такой формат стал каноном в журнальной и газетной печати и существует до сих пор.

Manuscrit de Rodolphe Töpffer, 1827

Точкой отсчёта можно считать 1839 год, когда в Женеве было опубликовано второе, уже тиражное издание этого комикса, история была дополнена новыми сюжетами и на этот раз включала 92 страницы (Töpffer Rodolphe. Les amours de Mr. Vieux Bois. Geneve, 1839). Экземпляр оригинального издания хранится в фондах The Gerald M. Kline Digital and Multimedia Center Мичиганского университета в США.

Однако некоторые исследователи предлагают вести историю от другой публикации, состоявшейся в 1833 году. Речь идёт о комиксе «История господина Жабо» (L’Histoire de Monsieur Jabot). В предисловии к переизданию 1837 года Тёпфер выступил как теоретик комикса. Вот что он пишет о сочетании подписей и изображения: «Рисунки без текста имели бы только смутное значение; текст без рисунков ничего бы не значил». (R. Töpffer, L’Histoire de Monsieur Jabot, Bibliothèque universelle de Genève, juin 1837).

Впоследствии Тёпфер не раз будет делиться с публикой своими размышлениями о природе комикса, однако серьёзно он заявит о себе как о первом европейском теоретике Девятого искусства в 1845 году. Его работа l’Historie d’Albert et l’Essaide Phisyognomonie стала попыткой представить новый вид повествования, в котором текст и изображение являются единым целым. Тёпфер отмечает важность работы с персонажем, делает акцент на повествовательной функции мимики лица героя, отмечает принципиальное значение динамики действия и смысловых связей между кадрами для формирования рисованной истории.

Становиться комиксистом и уж тем более теоретиком Тёпфер не планировал. Всё это случилось само собой, можно сказать случайно.

Родольф появился на свет в 1799 году в семье живописца и карикатуриста Вольфганга Адама Тёпфера. Отец Родольфа заслуживает отдельного упоминания. Он родился в семье портного, управляющего на фабрике чулочно-носочных изделий, и молодой буржуа Антуанетты Канес (Antoinette Counis). В 14 лет Вольфганг Адам получил профессиональные навыки художника-гравёра. Благодаря связям со стороны матери ему удалось продолжить своё обучение живописи в Лозанне и Париже. Но революционные события в Женеве в 1789 году сильно сказались на возможностях и перспективах молодого художника. В буквальном смысле он оказался на улице, вынужденный с рук продавать свои картины. Однако его политические карикатуры и мастерское исполнение преимущественно женских портретов помогли найти своё место в салонах новой аристократии Европы. Известно, что портреты у него заказывала даже сама Жозефина Богарне, жена Наполеона Бонапарта. Питали интерес к его творчеству и дамы Российского императорского дома.

Его сын Родольф должен был пойти по стопам отца. Когда молодому Тёпферу исполнилось семнадцать, отец по приглашению уехал в Англию. Перед Родольфом открывались широкие перспективы. Но болезнь глаз расстроила все планы. И даже поездка на лечение в Париж осенью 1819 года не особо поправила положение. Родольф продолжает посещать художественные кружки, но более серьёзное внимание уделяет занятиям литературным творчеством. А вернувшись в Женеву он поступает в пансион пастора Хейра (Heyer) преподавать латинский, греческий языки и литературу. Спустя несколько лет он повторяет судьбу отца: выгодно женится и пускает богатое приданое жены в дело. Так в первой половине 1820-х годов он начинает дело всей своей жизни, которым стала его школа-интернат для мальчиков.

 

 

Родольф часто устраивал экскурсии для своих подопечных, а также походы в горы. В качестве помощника и медсестры его сопровождала супруга. Именно во время этих походов для развлечения ребят из-под его пера появились первые юмористические зарисовки, которые и сделали Родольфа Тёпфера популярным на всю Европу, а одна из его книг была пиратским образом опубликована в Новом Свете в начале 1840-х годов, став первым комиксом, изданным в Америке.

Любимым художественным образом Тёпфера был «мещанин во дворянстве», эдакий простофиля, стремящийся быть своим в аристократическом обществе, но вечно попадающий в неловкие ситуации. Также объектами сатиры в работах Тепфера часто становились учителя и учёные. Иоганн Вольфганг Гёте высоко ценил творчество Тёпфера, восхищаясь его мастерством рассказчика и сатирика бытового жанра.

Тёпфер же — автор и первого политического комикса. По своим взглядам, в отличие от отца-либерала, Родольф был убеждённым консерватором. Свою позицию он отстаивал не только как член парламента (кантона) Женевы, но и как автор «литературы в эстампах». Так, за год до своей смерти он опубликовал «Историю Альберта» (Histoire d’Albert), где в качестве главных героев легко можно узнать автора и его политического оппонента Джеймса Фази (James Fazy).

За свою весьма короткую жизнь Тёпфер создал более 70 произведений: пьесы, новеллы, критические очерки… Но самыми популярными его работами, конечно, были рисованные истории. Восемь из них были опубликованы при жизни автора, а ещё четыре работы так и не были завершены. Родольф Тёпфер умер в 1846 году от болезни печени. Через год скончался и его отец.

Ирония судьбы заключается в том, что, будучи консерватором, Тёпфер открыл миру рисованные истории, которые позже стали серьёзным оружием в руках либеральной и революционной общественности. Ещё при жизни автора его работы активно копировались, переиначивались, издавались без его ведома под чужими именами. А в США книги Тёпфера издавались вплоть до 1920-х годов. Но лишь в 1980-х годах, благодаря научным поискам французских исследователей Тьерри Грёнстена и Бенуа Питерса, его имя заняло своё законное место в истории европейского и мирового комикса.