Диалоги о прекрасном

Анна ХАРИТОНОВА

Константин Сомов «Весенний пейзаж», фрагмент

Весна и поэзия — одно из самых гармоничных и чудесных сочетаний. Просыпающаяся природа неизменно создаёт лирический настрой. В марте мы успели «побеседовать» с читателями РГБМ в формате флипчарта и о весне, и о поэзии.

 
На предложение вспомнить литературные произведения, действие которых происходит весной, читатели ответили хотя и небольшим, но показательным импровизированным списком. Главным образом в нём представлены программные произведения русской литературы XIX века. Причём как проза, так и поэзия с драматургией. Не остались в стороне эмигрантская литература, а также советская классика. Вспомнили читатели и тексты зарубежных авторов — примечательно, что даже эти несколько позиций охватывают целый диапазон эпох.

Предлагаем и вам ознакомиться с весенним литературным хит-парадом:

    Евгений Баратынский «Весна, весна!..»;
    Френсис Элиза Бернетт «Таинственный сад»;
    Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»;
    Владимир Высоцкий «Весна еще в начале …»;
    Иоганн Вольфганг Гёте «Страдания юного Вертера»;
    Виктор Гюго «Человек, который смеётся»;
    Владимир Набоков «Весна в Фиальте»;
    Александр Островский «Снегурочка»;
    Александр Плещеев «Ласточка»;
    Валентин Распутин «Уроки французского»;
    Юлиан Семёнов «17 мгновений весны»;
    Лев Толстой «Воскресение»;
    Иван Тургенев «Вешние воды»;
    Федор Тютчев «Зима недаром злится…», «Люблю грозу в начале мая…»;
    Антон Чехов «Вишневый сад».

Итак, на пороге самого романтичного времени года посетители Библиотеки для молодёжи напомнили друг другу о ряде замечательных текстов, где весна создаёт необходимую атмосферу, предстаёт в качестве особой «декорации» ко всему происходящему или к конкретному эпизоду, а также и сама становится героиней, объектом авторского внимания.

Следующий разговор коснулся темы, которая вызвала гораздо более живой отклик. С помощью читателей мы решили создать реальный поэтический портрет сегодняшнего дня. Вопрос к аудитории библиотеки был сформулирован так: «Лица современной поэзии: кого из поэтов нашего времени вы знаете?» Имена было предложено вписывать в три графы:

  1. «Читаю, вдохновляет»;
  2. «Читал, но не проникся»;
  3. «Слышал это имя…».

Третья графа в итоге пустовала, тогда как первые две активно заполнялись: несмотря на подавляющее большинство вдохновляющих авторов, скептическое отношение к некоторым поэтам, тем не менее, тоже было выражено.

Полученные результаты этого опроса показали не только некий срез представителей современной поэзии (кстати, довольно любопытный), которыми интересуется молодёжь, но также помогли приблизиться к пониманию того, как может трактоваться формулировка «поэт нашего времени». Любопытно, что все имена, упомянутые в ответах — принадлежат исключительно русскоязычным авторам.

Отдельно хочется сказать об авторах, казалось бы, упомянутых на флипчартах «не к месту»: можно было не единожды встретить в списке Александра Блока, Владимира Маяковского (любопытно, что оба были отнесены в графу «читал, но не проникся»), Сергея Есенина, Валентину Осееву, Самуила Маршака, Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Алексея Зайцева, Тимура Кибирова, Наталью Горбаневскую, Римму Казакову, Егора Летова. Читатели вспомнили ярчайшие фигуры за огромный период времени — от Серебряного века до советской и, наконец, постсоветской эпох, чьи герои лишь слегка перешагнули порог нового тысячелетия. Почему же тогда этих авторов и сейчас готовы вписывать в качестве ответа на вопрос о поэтах нашего времени? Конечно, можно свести всё к невнимательности респондентов или к их желанию как-то выделиться на общем фоне, назвав уже покинувших нас классиков. Но куда интереснее отнестись к таким ответам как к поводу для размышления. Ведь тогда получается, что современный поэт — не только наш современник, живущий здесь и сейчас, но тот, кто актуален в сегодняшнем мире и кого мы воспринимаем созвучным нашей эпохе.

Непосредственно переходя к поставленной задаче собрать более-менее представительный групповой портрет ныне живущих и читаемых сегодня в молодёжной среде авторов, стоит особо отметить наличие в этом перечне представителей разных поколений. От здравствующих классиков до молодых новаторов. Также широк и жанровый диапазон складывающейся поэтической «карты» молодого читателя: от детской поэзии до лирики рэп- или панк-исполнителей.

Из состоявшихся современников, а также из категории «поэтов постарше» были названы Андрей Дементьев, Юнна Мориц, Александр Городницкий, Борис Гунько, Эдуард Лимонов, Игорь Губерман, Игорь Фёдоров, Борис Гребенщиков, Гали-Дана Зингер, Марина Бородицкая, Дмитрий Быков, Андрей Орлов (Орлуша), Ольга Седакова, Маша Рупасова, Лена Элтанг. Все имена, за исключением последнего из перечисленных, были отнесены в категорию «вдохновляющих». А Быков и Лимонов оказались лидерами по количеству «голосов». Первый упомянут трижды, второй — дважды, остальные названы всего по одному разу.

Теперь о самых молодых поэтах, привлёкающих внимание сверстников. В их числе оказались Константин Потапов, Арс-Пегас, Дарья Склярова, Владимир Котляров, Федя Фокин, Эдуард Лукоянов, Рустем Булатов, Сола Монова, Олег Груз, Джек Абатуров, Крис Аивер, Евгений Алёхин, Мария Степанова, Святослав Свидригайлов, Мария Мещерская, Андрей Царёв. Это группа «вдохновляющих». А вот среди тех, с чьим творчеством читатели знакомились, но не оценили его, упомянуто всего несколько имён: В. Понкин, Анна Русс, Эм Калинин и Дмитрий Ромащенко. Трижды читатели «не прониклись» текстами молодого автора, известного как Евгений Соя.

А сейчас результаты «батла» между самыми нашумевшими фигурами современной поэзии!

В лидерах нашего поэтического топ-листа: Стенька Молод и Мирон Фёдоров/Oxxxymiron — разделили по два упоминания в разделе «вдохновляет». Любопытнее обстоят дела с известными молодыми женскими лицами в поэзии. Безусловные хедлайнеры списка — Вера Полозкова (8 голосов) и Ирина Астахова (6 голосов). Однако, несмотря на то, что молодые читатели следят за современным литературным процессом и знакомы с творчеством названных авторов, реакция на их тексты неоднозначна, что, впрочем, неудивительно, когда речь идёт о вопросах индивидуальных предпочтений. Так, Вера Полозкова, одно из самых известных имён современной поэзии, по четыре раза была упомянута как любителями её творчества, так и теми, кто смотрит на него критично. А вот Ирина Астахова в этом опросе догнала коллегу по цеху, набрав четыре голоса от поклонников, и получила всего два голоса в разделе «не проникся».

Весна уже пришла! Друзья, читайте поэзию и вдохновляйтесь! И не забывайте о прекрасном, что бы ни происходило.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*