В течение уже многих лет Центр чтения Российской национальной библиотеки проводит исследование «Чтение в библиотеках России», в ходе которого изучается библиотечное чтение в малых и средних городах страны, изучаются читатели и их потребности. В 2013 году было проведено крупное исследование, посвящённое чтению фантастики в библиотеках. Несмотря на то, что прошло уже несколько лет, нам показалось, что тема сохраняет актуальность и сегодня. Поэтому попросили рассказать об этой работе заведующую Центром чтения РНБ В.В. Ялышеву.
В 2013 году на VIII Санкт-Петербургском книжном салоне в рамках подготовки круглого стола «Фантастика как актуальное чтение: вызовы современности» было решено провести исследование, посвящённое изучению бытования фантастики в библиотеках-базах исследования «Чтение в библиотеках России». Специально разработанный опросный лист содержал восемь вопросов. В данном случае библиотекари (специалисты отделов обслуживания) выступили как эксперты, характеризующие состав фондов, читательские интересы и состав читателей, интересующихся фантастикой. Было получено 40 анкет из 35 библиотек, расположенных в 23 регионах страны.
Некоторые участники круглого стола, специалисты в области фантастики, подвергли критике саму заявленную тему, отмечая снижение качества произведений и потерю читателей в последние годы. По данным опроса, лишь в двух случаях из сорока библиотекари упомянули, что интерес к фантастике снижается. Стабильность спроса на фантастику отметили 60% опрошенных. По мнению остальных, в последние годы наблюдался рост спроса на эту литературу.
Каждый четвертый опрошенный библиотекарь оказался недоволен имеющимся фондом фантастики, хотя большинство (65%) в целом удовлетворено репертуаром изданий. Вместе с тем несколько человек затруднились оценить наличный фонд. Недовольство было связано с малым количеством новых поступлений, отсутствием новинок.
Лидерами читательского спроса, по мнению экспертов, в 2013 году среди отечественных авторов были (в порядке убывания рейтинга): С. Лукьяненко (упомянут в 27 анкетах из 40), В. Головачев, Н. Перумов, А. и Б. Стругацкие, М. Семенова, Р. Злотников, В. Панов, А. Белянин, Ю. Никитин и др. Среди зарубежных: С. Кинг (был назван в 15 анкетах из 40), Г. Гаррисон, Р. Хайнлайн, Р. Желязны, Д. Кунц, С. Майер, А. Азимов, Р. Брэдбери, К. Саймак, У. Ле Гуин и др. При этом полученный список отечественных авторов был почти в два раза длиннее, чем зарубежных.
Не хватало в фондах библиотек, прежде всего, научной фантастики, фэнтези. Неоднократно указывалось на отсутствие качественной зарубежной и отечественной фантастики, современных авторов. Отмечалась потребность в космической, исторической, юмористической, альтернативной, военной, любовной, детективной фантастике, фантастических боевиках и героической, молодёжной фэнтези. Если говорить об авторах, то здесь вновь чаще упоминались С. Лукьяненко и С. Кинг. Отмечалась потребность в книгах В. Панова, А. Сапковского, О. Громыко, А. Пехова, А. Нортон, М. и С. Дьяченко и других авторов. Библиотеки нуждались в книгах таких серий, как «Сталкер», «Этногенез», «Магия фэнтези», «Метро».
Вопрос о составе читателей фантастики и тенденциях его изменения был открытым. Нам было важно мнение специалистов, а не их реакция на наши представления. Разброс мнений получился широкий: от конкретных читательских групп до позиций «от подростков до пенсионеров», среди всех категорий читателей есть любители этого жанра. В целом можно сказать, что мужчинам фантастика более интересна, чем женщинам. Зачастую библиотекари отмечали: «мужчины независимо от возраста и социального положения», «мужчины 14—60 лет и старше». В то же время явно приоритетной является группа подростков, юношей, молодых мужчин.
Более всего было распространено мнение, что при стабильном интересе к фантастике состав читателей постоянен. Если изменения и происходили, то, прежде всего, за счёт роста молодых читателей. В ряде случаев был отмечен рост интереса у девочек, женщин и пенсионеров, опять же чаще мужчин.
Уточняющие характеристики встречались реже: девочки — про вампиров (С. Майер), читатели фэнтези — подростки, читатели научной фантастики — взрослые.
Один из экспертов следующим образом охарактеризовал любителей этого жанра: «романтики, мечтатели, позитивно настроены, общительны».
Вопрос о наличии потребности у читателей в помощи библиотекарей при выборе книг для чтения расколол экспертное сообщество на две большие группы: 47,5% опрошенных ответили «нет» и «пожалуй, нет», а 42,5 % — «да» и «пожалуй, да». Вопрос был закрытый со стандартной пятичленной шкалой, самым распространенным оказался ответ «пожалуй, нет» — 42,5%, те же, кто ответил «пожалуй, да», составили лишь 35%.
Такую отстранённость определённой части профессионалов от данного литературного направления подтвердили и ответы на вопрос о продвижении фантастики в читательскую среду в 2012 году. О том, что в течение года эта работа проводилась, сказали лишь немногим более половины опрошенных — 57,5%.
Каково же содержание этой работы? Поскольку фантастика повсеместно выделена в фондах, то упоминались тематические стеллажи и внутриполочные выставки. Бесспорный лидер — это выставки новых поступлений, причём чаще всего в ряду других новинок. Иногда этим дело и ограничивалось. Значительно реже организовывались выставки, посвящённые собственно фантастике: «На ладонях вселенной» (о творчестве И. Ефремова и Б. Стругацкого), «Рей Брэдбери»… Вместе с тем в практике библиотечной работы использовались обзоры книг на выставках новинок, на радио и в качестве самостоятельных мероприятий — проведение бесед, литературных уроков и тематических вечеров, посвящённых фантастике (чаще всего по творчеству Стругацких, С. Лема, Н. Перумова, С. Лукьяненко, А. Беляева). Мероприятия проводились со школьниками, студентами и педагогами. Весьма редко, но издавались буклеты, посвящённые авторам жанра. Среди других форм назывались презентации книг, громкие чтения, кинопоказы фильмов.
Полученный материал вновь подтвердил тезис (неоднократно отмечаемый нами) о влиянии содержательной работы библиотеки на читательский спрос, о влиянии личной и профессиональной заинтересованности библиотекарей в знании литературы разных жанров и стилей, их читательских компетенций на востребованность библиотеки. Там, где специалисты не видят необходимости в раскрытии фонда, оказании помощи читателям при выборе книг или сомневаются в том, что это нужно, чаще всего работа по продвижению этой литературы среди читателей отсутствует. Хотя мы работаем с центральными библиотеками городских ЦБС, в некоторых случаях к исследованию в инициативном порядке привлекались и другие библиотеки системы. И в данном случае одна из ЦБС опросила 17 библиотекарей своих филиалов. Из них 15 ответили, что в их библиотеках работа по продвижению чтения фантастики не проводилась.
Например, один из экспертов, считающих, что спрос на эту литературу падает, затруднилась даже оценить существующий фонд. Она полагала, что любители фантастики не нуждаются в помощи библиотекаря, и работы, связанной с продвижением фантастики, в их библиотеке не проводилось. Пополнить же фонд следует, по её мнению, детективной фантастикой и боевиками. В этой же анкете присутствуют и ошибки в написании имён фантастов.
Характеризуя современный издательский поток, участники упомянутого в начале статьи круглого стола отмечали, что сегодня фантастика стала «нишевой» литературой, превратилась в чисто развлекательное чтение, стала, по выражению литературного критика Василия Владимирского, «литературой скучающего чоповца».
Таким образом, мнение, что фантастика не тот жанр, к которому следует привлекать внимание в библиотеке, действительно присутствует в профессиональной среде. Связано это, с одной стороны, с отнесением фантастики к чисто развлекательной литературе, часто низкого качества, которую не следует продвигать. С другой стороны, если рассматривать библиотекаря как читателя, среди них поклонников жанра не так уж и много, особенно среди людей среднего и старшего возраста, и они явно не считают себя экспертами в данной области.
Вместе с тем для провинциальных библиотек задача заинтересовать читателя, стать востребованной у молодёжи, является действительно актуальной. Потенциальные возможности привлечения к книге, чтению, библиотеке через интерес к фантастике не всегда осознаются и реализуются в должной мере.