История пергамента началась ещё до Рождества Христова и завершилась столетий пять тому назад. К современной политической реальности она отношения, конечно, не имеет, но… Общие экономические принципы того периода (санкции, запрет поставки традиционного продукта, поиски альтернативы, технологическое совершенствование альтернативного продукта, вытеснение усовершенствованным альтернативным продуктом традиционного) мало отличаются от сегодняшних.
Сама по себе идея применения для письма специальным образом выделанной шкуры животных появилась очень давно. Обычно ссылаются на источник V века до Рождества Христова (Ктесий) о том, что в Персии для письма использовали выделанную кожу. Такой материал под именем «дифтера» (dijJerai) попал из Малой Азии в Грецию и имел некоторое распространение в северном Средиземноморье.
При всех достоинствах (большая прочность на разрыв, долговечность, возможность писать с двух сторон листа) материал широкого применения не нашёл из чисто экономических соображений. Исходное сырьё было малодоступно (не так часто в древние времена забивали овец и коз, да и шкуры выгоднее, казалось, использовать для изготовления одежды).
Для особых случаев, например, для записи канонических религиозных текстов, материал находили, а для сохранения знаний использовали более дешёвый папирус. Сырьём для него служил тростник, запасы которого были куда больше, чем запасы невыделанных шкур. Да и стоил тростник куда дешевле.
Папирус — сорт египетского водно-болотного растения (большой тростник Cyperus papyrus, из которого делали не только материал для письма, но и, например, знаменитый плот «Кон-Тики» Тура Хейердала). Известны тексты на папирусе, которые датируются III тысячелетием до нашей эры (не исключено, что известен он был и раньше, но материал не слишком долговечен). Сейчас в Египте можно купить новоделы, изготовленные по традиционной технологии и продающиеся как сувениры. В античном мире папирус как материал для письма появился в VII веке до нашей эры.
Материал был ломкий, писать можно было только с одной стороны разведённой сажей. Сначала писали кисточками (особенно если речь шла о многоцветных текстах), позже использовали тростниковое перо. Материала было много, он был сравнительно недорогим и обладал неплохим качеством. В Средиземноморье первого тысячелетия до нашей эры папирус доминировал. Это был важный продукт традиционного экспорта Египта.
Есть две гипотезы о том, почему во II веке до нашей эры прекратились поставки папируса в античный мир (Северное Средиземноморье). Одна, скучная, повествует о том, что Египет в это время вёл войну (не с античными странами, а с кем-то из соседей, вроде Сирии) и физически не мог вести поставки из-за блокады. Другая, красивая, гласит, что правители Египта хотели монополизировать не только поставку носителей для письма, но и пытались сделать Александрийскую библиотеку (собрание библосов, т.е. папирусов) главным хранилищем знаний. Как следствие, было решено ввести санкции против Северного Средиземноморья, которое имело наглость пытаться создавать собственные хранилища знаний, и поставки папируса запретили. Связывают эту историю с царём Египта Птолемеем Эпифаном.
Две с лишним тысячи лет спустя трудно найти точные сведения. Есть более или менее достоверные легенды. Однако почти доподлинно известно, что от санкций (срыва поставок) пострадал Пергам, один из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира, находившийся в исторической области Мизия на западе Малой Азии и основанный в XII веке до нашей эры выходцами из материковой Греции.
Легендарный царь Евмен II тогда создавал собственное хранилище библосов и вынужден был использовать древнюю дифтеру. В течение многих столетий технологию изготовления пергамента серьёзным образом модернизировали, и к началу нашей эры материал (по месту производства) стал известен под именем пергамен или пергамена (pergamena), или в сегодняшнем написании — пергамент.
Технология изготовления пергамента была сложной. Кожу очищали от волос, жира, мездры и белили. Даже при массовом забое скота на бойнях сырьё было в дефиците, технологический процесс был сложным, долгим и дорогостоящим. Но таким образом удалось решить проблему материала для сохранения знаний. И именно в этом качестве пергамент победил папирус. Относят эту победу к концу I века до нашей эры, когда римлянин Марк Антоний подарил египетской царице Клеопатре 200 000 пергаментных книг из своей библиотеки.
Из чего только ни делали пергамент (даже из ослиной шкуры), но, конечно, основным материалом для его изготовления была овечья шкура. Самый мягкий и тонкий пергамент (велень) изготавливали из кожи нерождённых или мертворождённых ягнят. Она использовалась только для священных текстов.
Надо сказать, что папирус (в качестве дешёвой альтернативы пергаменту) применялся в Европе вплоть до массового использования бумаги. (Бумагу изобрели в Китае в 105 году нашей эры, но до Европы через арабский восток она дошла в XI веке нашей эры и вытеснила в Европе папирус и потеснила пергамент в XII веке, когда на папирусе почти полностью перестали писать тексты для сохранения, а на пергаменте писали особо важные тексты до появления в XV веке ксилографии и наборной печати.)
На пергаменте писали не раствором сажи, а раствором сока дубильных орешков (чернила). Две тенденции: дефицит пергамента и интеллектуальная деградация в постантичный период привели к идее использовать пергамент повторно.
А в Средневековье тексты с пергамента смывали или скоблили, создавая так называемые палимпсесты (рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении). Если бы этим и ограничивались, то сегодняшние технологии позволили бы воссоздать большую часть соскобленных текстов. К сожалению, зачастую перед нанесением нового текста поверхность шлифовали, непоправимо уничтожая, возможно, жемчужины античной литературы, просто потому что не понимали ценность уничтожаемого. Самый древний из известных палимпсестов — это так называемый Ефремов кодекс V века нашей эры. Активно использовалась такая технология в конце первого тысячелетия нашей эры. Ещё спустя тысячелетие идея повторного использования носителя привела к созданию электронной повторно используемой бумаги и экранов с технологией электронных чернил.
История пергамента свидетельствует о том, что желающих быть единственным центром силы и знаний хватало всегда. И санкции как средство борьбы за монополию были всегда. И эта же история показывает, что санкции неэффективны как способ борьбы за монополию просто потому, что сначала они заставляют объект санкций пользоваться субститутом (заменяющим товаром или технологией), совершенствовать субститут до тех пор, пока его использование не станет экономически целесообразным. В результате поставщик санкционного товара (технологии) теряет монополию и слабеет, а «жертва санкций» усиливается.
Казалось бы, за прошедшие тысячелетия пора уже этот урок усвоить, но, похоже, главным дефектом инициаторов санкций является неспособность усвоить уроки истории.