Об одной интересной теории

Маргарита САМОХИНА

Поколение X, поколение Y, поколение Z — их взгляды, ценности, их отличия друг от друга, особенности «правильного подхода» к ним. Рассуждения об этом мы встречаем и в научных публикациях (у социологов, психологов, маркетологов), и в достаточно «лёгких» статьях из массовых изданий. Контекст при этом не всегда позволяет понять, о ком конкретно идёт речь и почему применена именно такая терминология. Надо всё-таки, — решила я, — однажды разобраться с этим поподробнее — сначала хотя бы на уровне «Википедии»…

 
Итак, Теория поколений была разработана в 1990-х годах американскими учёными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Удивительно интересно: они пересказали историю США (4 столетия) как последовательность разных поколений. Суть же теории в том, что системы ценностей у людей, вырастающих в разные исторические периоды, различаются. Формирование ценностей происходит примерно до 12—14 лет и определяется событиями, происходящими в это время, особенностями воспитания и другими факторами, которые действуют часто незаметно. А далее всё это воздействует на поведение представителей того или иного поколения, на способы коммуникации, на цели, мотивацию и т. д.

Промежуток, в который рождаются представители одного поколения, — около 20 лет. По мнению авторов теории, каждые четыре поколения составляют цикл. Длительность цикла — 80—90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой.

Понятно, что Штраус и Хоув опирались на американские реалии (хотя и в США у них нашлись не только сторонники). Но они и их последователи изучили поколенческие тренды в других странах и обнаружили там схожие циклы. Теория поколений имеет достаточно широкое распространение и признание. На российскую почву она попала в начале 2000-х и была адаптирована командой под руководством Евгении Шамис. Евгения Михайловна — психолингвист, а сегодня выступает в основном как консультант и бизнес-тренер. Она возглавляет коммерческую компанию Sherpa S Pro (http://sherpaspro.com/), предоставляющую услуги по обучению, консалтингу и исследованиям, а также является основателем и координатором проекта «RuGeneration».

Существенно, что Теория поколений всё же определяет и анализирует ценности в основном представителей среднего класса. А у России, считают разработчики «отечественного варианта» теории, есть в этом плане особенность: здесь к среднему классу относят себя две группы людей — те, кто достаточно состоятелен, и те, у кого высшее образование.
Исследователи видят ситуацию следующим образом.

Сейчас в России живут и работают представители шести поколений:

  • поколение GI (1900—1923 года рождения);
  • молчаливое поколение (1923—1943);
  • поколение Беби-бумеров (1943—1963);
  • поколение Х (1963—1984);
  • поколение Миллениум, или Y (1984—2003);
  • поколение Z (c 2004 года рождения).

По этой схеме сегодняшняя молодёжь — это поколение Миллениумов (тех, кому сегодня от 15 до 35, — ну точно целевая аудитория молодёжных библиотек). И, если верить Теории поколений, их ценности должны походить на ценности поколения GI, которое называют ещё поколением Победителей и Строителей. Действительно, это были (сейчас почти все они уже ушли) «классические» советские люди. Другое дело, какая часть советского среднего класса (то есть интеллигенции и бюрократии) происходила из дореволюционного среднего класса, какие события и какое воспитание способствовали формированию их ценностей…

Интересно ещё, что на Западе именно это поколение также принято называть Потерянным. Там подчёркивают, что эти люди повзрослели во время Первой мировой, что молодость их пришлась на период между войнами. В связи с этим можно вспомнить сегодняшний всплеск интереса молодых читателей к Ремарку (при этом только к нему, а не, например, к Хемингуэю или Фицджеральду — настолько же типичным представителям литературы «потерянного поколения»). И задуматься: почему Миллениумов читают Ремарка и в то же время не знают и знать не хотят советскую литературу, героями которой были именно представители их родного GI с близкими им ценностями.

Между тем, характеризуя Миллениумов, Евгения Шамис соглашается, что в определённом смысле их тоже можно назвать «потерянным поколением». Не случайно, подчёркивает она, многие из них не ушли от характерных для подросткового возраста нигилизма и неопределённого восприятия окружающей реальности, не видят своего будущего, не понимают, как к нему готовиться (См ст. Е. Шамис).

Анализируя ценности Миллениумов (а выводы, как можно предположить, делаются на основе и собственных исследований «RuGeneration», и других исследований, в частности, опросов ФОМ), Евгения Шамис утверждает: эти молодые люди стремятся избавиться от чувства «потерянности», доказать себе и другим, что они успешные и многое могут сделать. Они много говорят о самоидентификации, ищут гармонию, спорят о «балансе» работы и жизни, общественного и личного.

Интересно, такими ли видят, например, библиотекари своих молодых посетителей. Мне кажется, здесь много спорного, а порой и «притянутого за уши», однако — есть о чём поразмыслить.