И снова про чтение молодёжи

Маргарита САМОХИНА

Да, конечно, говорить об этом надо снова и всегда. Потому что постоянно подрастает новая молодёжь, а форматы, практики и в целом роль чтения изменились и продолжают меняться.

 
И опять звучат самые разные голоса и мнения:

  • молодые люди и не читают вовсе;
  • читают, но всякую развлекательную муру, а не серьёзные книги;
  • нон-фикшн вытесняет беллетристику, и это хорошо (или ужасно);
  • классика не читается, исчезают традиции, духовные скрепы;
  • книги классиков устарели, а некоторые даже вредны исходя из сегодняшних ценностей;
  • читают только то, что по учёбе нужно;
  • ничего подобного, они читают не меньше, а то и больше старшего поколения;
  • может и читают, но исключительно с экрана, на гаджетах;
  • печатная книга гибнет, а с ней и культура;
  • электронные тексты заменят печатные, что нормально, и молодёжь первая это увидела;
  • чтение неизбежно теряет значимость, поскольку появились и рулят другие источники информации и другие формы досуга;
  • и вообще, всем ли надо читать?..

Можно и дальше перечислять. И надо сказать, что каждая (или почти каждая) подобная точка зрения подтверждается фактами — если не исследовательскими, то взятыми из публикаций или хотя бы из личного опыта (чтобы меня правильно поняли — лично я считаю подобный опыт достаточно ценным). А библиотекари, конечно, исходят из своего профессионального опыта и размышляют о библиотечном чтении.

Разнообразной информации очень много. И чтобы составить какую-никакую общую картину, увидеть целое — и разные читающие группы, и читаемых авторов, и мотивацию, и «вотэтовсё» (есть такой — очень смешной и точный — интернет-мем) — необходимо постоянно собирать и анализировать (как теперь принято говорить: мониторить) эту информацию.

Поэтому мы с интересом и пониманием отнеслись к проекту Центра чтения РНБ и отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ — созданию электронной базы данных «Чтение и библиотечная аудитория». База должна пополняться участниками проекта, поскольку, как справедливо подчёркивают организаторы, получить более или менее адекватное представление о состоянии и проблемах чтения можно лишь совместными усилиями. Участники заполняют бланк и прилагают полнотекстовые документы исследования (анкеты, отчёты и пр.). Анализ бланков, очевидно, позволит организаторам судить о темах исследований, выборке, методиках, результатах и других характеристиках.

К сожалению, пополняется база довольно медленно (за два с лишним года — около 60 записей). Какими бы ни были причины, факт остаётся фактом: гора не очень охотно идёт к Магомету. Собственно, это не новость: начиная с достаточно давних лет мы (в том числе и совместно с некоторыми специалистами, создавшими эту базу) несколько раз пытались побудить библиотечных исследователей объединить усилия и предлагали различные форматы сбора сведений для их последующего анализа. КПД был очень низкий.

Фактическая тщетность подобных попыток в какой-то момент побудила меня начать сбор информации о чтении молодёжи самой, а параллельно — классификацию и анализ этой информации с целью изучить исследования за первое десятилетие XXI века (а в реальности — до 2012 года). Неправильно была поставлена задача, слишком амбициозная она. Но пришлось решать. Получился огромный обзор, охвативший почти две сотни исследований. Я постаралась определить популярные темы и авторов, выявить мотивацию и практики чтения, проанализировать отношение к чтению разных групп молодёжи. А также — рассмотреть некоторые методологические проблемы.

С тех пор прошло пять лет. Какие-то описанные в обзоре тенденции и характеристики, как кажется, сохранились. Какие-то меняются или уже изменились (например, явно выросла значимость электронного чтения). «Оптимизация» библиотек и их сотрудников, финансовые и организационные сложности могли привести к сокращению числа исследований. Так или иначе, возникла необходимость обновить информацию. В планах РГБМ на 2017 год — поиск, сбор и анализ исследовательских материалов по проблемам чтения молодёжи за последние два-три года.

Да, опыт свидетельствует, что гора не торопится идти к Магомету, и прокладывать путь ему в основном придётся самостоятельно. Однако этот текст всё же можно считать обращением ко всем коллегам, изучающим те или иные проблемы и аспекты чтения молодёжи. Каждому из нас ведь интересно и полезно знать, что делают другие. Поэтому будет правильно, логично и даже благородно приложить немного собственных усилий к тому, чтобы это стало возможным.

Тем более что весной 2018 года мы предполагаем провести очередную, уже десятую (юбилей!), Всероссийскую рабочую встречу «Социолог и психолог в библиотеке». И обсуждение проблем чтения молодёжи, безусловно, займёт там важное место.