В коллекции Российской государственной библиотеки для молодёжи находится немало количество всевозможной ретро-техники — от вычислительных и печатных аппаратов до система аудиозаписи и звукоизвлечения. Об этих «древностях» молодёжь не очень хорошо знает, поэтому мы решили время от времени рассказывать «истории предметов», находящихся в нашей коллекции. И начнём знакомство с патефона и коллекций патефонных пластинок 40—50-х годов прошлого века.
На протяжении столетий люди пытались изобретать различные звуковоспроизводящие устройства. Здесь можно вспомнить и музыкальную шкатулку, и шарманку. И только в 1877 году американский изобретатель Томас Эдисон представил миру первое устройство, которое записывало и воспроизводило не только мелодии, но и голос. Данное изобретение назвали «фонографом». Фонографы стали очень популярны. Представилась возможность записывать любимые голоса и мелодии.
Спустя 10 лет, в 1887 году, немецкий инженер Эмиль Берлинер изобрёл «граммофон». Однако и этот аппарат прошёл свой путь эволюции. Через несколько десятилетий Гильон Кеммлер, сотрудник французской фирмы «Патэ», предложил модернизировать его и в результате получил «портативный граммофон» — патефон.
Так что же такое патефон? Многие путают и часто задают один и тот же вопрос — в чем разница между патефоном и граммофоном? В первую очередь, патефон — это переносная версия граммофона. Основным внешним отличием патефона от граммофона является маленький рупор, встроенный в корпус. Сам же аппарат представляет собой небольшой чемоданчик и в отличие от граммофона легко переносится за специальную ручку в застёгнутом виде. Именно благодаря своим небольшим размерам и весу патефон был широко популярен среди любителей эстрадной, танцевальной и классической музыки.
Звук снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и сами пластинки изнашивались. В то время патефоны были механическими и приводились в действие с помощью пружины, завода которой хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Звук был достаточно громким, но уровень громкости не регулировался.
Из чего только не делали первые пластинки: из воска, целлулоида, каучука, металла и даже из шоколада. В начале века продавались «вкусные» пластинки — сначала их можно было послушать, а потом съесть. В России первый граммофон продан в 1895 году петербургским торговцем С.С. Гусевым.
Установлено, что самая первая грамзапись на русском языке была сделана в Ганновере в 1897 году. А первая публичная демонстрация новинки состоялась в том же 1897 году, когда в Петербурге, на Невском проспекте, в специальном ателье был выставлен образец одной из модификаций граммофона Эмиля Берлинера.
История советской граммофонной пластинки начинается с октября 1917 года, когда все предприятия, принадлежавшие иностранным граммофонным обществам, автоматически перешли в собственность народа. Сначала действовало всего три граммофонные фабрики: две в Москве: «Пишущий Амур» английского акционерного общества «Граммофон», французская «Братья Пате» и одна на станции Апрелевка — граммофонная фабрика Русского акционерного общества граммофонов (РАОГ), бывший «Метрополь Рекорд».
Начало было трудным. Страна была истощена бессмысленной войной, не хватало сырья, оборудования. Руководство фабрик, состоящее в основном из иностранных специалистов, часто прибегало к саботажу. В итоге пришлось закрыть сначала московский завод «Пишущий Амур», а затем и «Апрелевскую фабрику».
Новая страница истории советской грамзаписи началась в 1922 году, когда производство пластинок было подчинено Госпросснабу — организации Наркомпроса. В феврале 1922 года в составе Госпросснаба возникло объединение «Граммопластинка», которому и было поручено наладить производство пластинок на московской фабрике.
В 1939 году в Нью-Йорке открылась Всемирная выставка. В советском павильоне наряду с прочими экспонатами демонстрировались и грампластинки. Специально для этой цели изготовили более 100 тысяч дисков. С этого момента советские пластинки регулярно идут на экспорт.
В довоенное время граммофонные пластинки выпускали Апрелевский завод памяти 1905 года, Ногинский завод, Экспериментальная фабрика грампластинок Леноблискусства, Фабрика звукозаписи Всесоюзного Радиокомитета (Москва) и многие другие.
Пластинки, выпускавшиеся в 1941—1942 гг., в продажу не поступали, их отправляли на фронт вместе с боеприпасами. В первые послевоенные годы в стране функционировало несколько предприятий по выпуску пластинок. Это Апрелевский, Ташкентский, Рижский заводы и Экспериментальная фабрика грампластинок в Ленинграде.
Впоследствии, начиная с 50-х годов, патефоны были вытеснены более совершенными электропроигрывателями, на которых проигрывались лёгкие и практичные виниловые диски.
Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне». Посетителям «Музыкального подвала» предоставлен случай познакомиться с ретро-техникой, которая воспроизводит все богатство звукового ресурса далёких лет.
С патефонных пластинок звучат голоса известных певцов: Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Фёдора Шаляпина, Тамары Церетели, Надежды Обуховой, Леонида Утёсова, Энрико Карузо, а также такие мелодии известных музыкальных композиций первой половины 20 века, как «Рио-Рита», «Брызги Шампанского», «На сопках Маньчжурии»…
Слушая пластинки, понимаешь, то время уже далеко и его уже невозможно вернуть. Молодому поколению трудно даже представить, что до середины нашего века патефон был непременной принадлежностью вечеринок и загородных поездок.
Мир не стоит на месте, и сегодня старинные патефоны и граммофоны — это всё же больше вещь коллекционная. Однако, на наш взгляд, забывать о них не стоит. В современном мире много различных новомодных вещей, которые удивляют наше воображение, но не менее сильно можно удивиться, посмотрев, хотя бы однажды, в своё прошлое.
И если вы неравнодушны к старине, к музыке, то приходите к нам, чтобы окунуться в атмосферу архаичного звука и особой прелести, свойственной всему, что бережно сохраняется много лет.