День почерка и ручного письма

Александр ПУРНИК

23 января весь мир отмечал День почерка и ручного письма. Дата выбрана почти случайно. В этот день родился Джон Хэнкок (John Hancock), который (кроме всего прочего) прославился огромной подписью и тем, что именно он ПЕРВЫМ подписал Декларацию независимости США.

Надо отметить, что освоение письма стало, пусть и затянувшейся на века, революцией в сборе, сохранении и передаче информации. Ведь грамотность многие века была своего рода «пропуском в элиту».

 
Потребность в повышении производительности труда и при чтении и при письме всегда была одной из важных особенностей ручного (рукописного) письма. Первоначально в тексте ради экономии материала, на котором писался текст, не делалось пробелов. Однако прочесть текст без пробелов можно было только вслух. Появление пробела, хоть и увеличило размеры текста, однако стало маленькой революцией — ведь чтение «про себя» существенно быстрее, чем вслух.

Важным способом повышения производительности труда при письме стало изменение начертания текста. Для этого использовались следующие шрифты:

Устав. Древнейшая форма кириллицы, характерная для рукописей XI—XIII вв. Буквы отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв приближалась к квадрату. Не было сокращений и надстрочных знаков. Перо, которым писали, было ширококонечным. Это ранняя форма кириллицы. Изменение формы зависело от инструмента, которым писали: трость или перо (гусиное, лебединое, павлинье). Устав как особый почерк господствовал несколько столетий, постепенно перейдя с пергамента на бумагу.

Полуустав. Это новая форма кириллицы, сложившаяся в XV в. В это время возрастает потребность в книгах, и профессиональные писцы, дорожа временем, писали быстрее и убористей. Почерк был более мелким и округлым. Не стало той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу: нарушилась правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры) и надстрочные знаки — титлы, которые обозначали сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения — «силы».

Скоропись. Этот тип письма получил распространение с середины XIV в., постепенно вытесняя полуустав. Скоропись отличалась многообразными начертаниями одних и тех же букв. Концы букв вытянуты за пределы строки. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой. Скоропись встречается в основном в документах и письмах.

Был ещё один вид рукописного письма, но он предназначался для украшения, а не для массового письма. Этот вид письма назывался вязь — особое декоративное письмо, распространенное в XV в. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи — различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения, декоративное письмо, в котором строка связана в равномерный непрерывный орнамент. Буквы вязи различны по высоте, часто соединены, слова сокращены и слитны. Вязью писалось название книги (сказки). Главная задача — красиво разместить определенное количество слов в пространстве одной строки. Вязь была излюбленным декоративным видом кириллицы на Руси, она очень широко применялась в декоративно-прикладном искусстве. Вязь встречается и на предметах быта, в шитье, в иконописи, на стенах храмов.

К вязи относится каллиграфия и буквицы.

Образцы каллиграфии взяты из нашего музея истории е-книги:

 
Буквицы предназначались для оформления абзаца. Буквица — первая буква в тексте книги, отличающаяся большими размерами. Над основным блоком этот символ не выступает, но при этом его базовая линия на одну или несколько строк ниже базовой линии текста, с которым буквица составляет единое целое, исполняя роль своеобразного украшения. Основное её назначение — привлекать читателя к началу текста. В декорировании буквицы применяются разного рода орнаменты, чаще всего растительные. Они могут быть как черно-белыми, так и цветными. При использовании оформления полей буквица и полоса орнамента обычно выполняются в едином стиле и дополняют друг друга. В отдельных случаях этот символ утоплен в блок в качестве полноценной картинки с обтекаемым текстом. Помимо орнамента, буквица часто украшается и полноценными гравюрами. При этом символьное значение рисунка имеет прямое отношение к информационной составляющей самого текста. Иногда картинка используется и просто как предмет декора, призванный привлекать взгляд возможного читателя.

Вот образцы буквиц, которые предлагает Яндекс:

 
За размножение (переписывание) книг отвечали, как правило, монастыри. Рабочее место для переписчика называлось скрипторий: перепись обычно велась под диктовку (иначе, если писец сам читал текст, слишком велика была опасность пропуска и перестановки фрагментов). Скриптории появились более тысячи лет назад. Первоначально текст писался «на коленке», но через пару веков для писца стали ставить стол, а затем начали делать специальные «конторки» с подставкой для текста и наклонной плоскостью для письма. Такие «конторки» позволяли (при необходимости) обходиться без подчитчика. Очень важным способом повышения производительности труда стала параллельная перепись, когда один подчитчик диктовал, а несколько писцов параллельно создавали несколько копий. Естественно, вставала задача «синхронизации» текста (размера букв, ширины пробелов и межстрочных расстояний), дабы разбиение на страницы было, по возможности, одинаковым (совсем хорошо, если удавалось сохранить разбиение по страницам, как в исходном тексте, но из-за различного материала и формата листа у исходного и переписанного текста это удавалось не всегда).

В нашем музее есть материалы из Полоцкого музея истории книги с изображением скриптория:

 
Экстремальной формой скорописи стала стенография — технология, как сегодня бы сказали, записи текста он-лайн.
Надо сказать, что стенография как понятие появилось в 1602 году. Англичанин Джон Уиллис назвал свой труд «Искусство скорописи, или Стенография». В переводе с греческого «стенография» означает «узкопись, теснопись». В Чехословакии и сейчас стенографию называют «теснописью». Однако технологии быстрой записи текста появились очень давно. Упоминается, что такие приёмы были у древнеегипетских писцов, но документальные следы этого неизвестны. Автором древнеримской стенографии считается Тирон, раб и секретарь знаменитого оратора древности Цицерона.

По свидетельству историка Плутарха, Тирон обучил изобретенным им знакам нескольких молодых сенаторов, которые в 63-м году до нашей эры записали обвинительную речь Катона Младшего против Катилины. В 1937 г. стенографы разных стран, собравшиеся в Лондоне на конгресс, отметили юбилей этого (первого в истории публичного применения стенографии) события.

Вот так технологию стенографии иллюстрирует энциклопедия Брокгауза и Эфрона:

Вот пример записи псалма с помощью 68 тироновых значков:

Были подобные технологии и на Руси. В XV веке в древнем Новгороде скорописцы записывали высказывания на собраниях народного вече. Первая разработанная система стенографии появилась в России в конце XVIII века. Это был перевод французской системы на русский язык, сделанный Францем Анри. В дореволюционной России стенография использовалась мало, применялись главным образом переработки курсивных немецких систем. Первой оригинальной и применённой на практике стенографической системой для русского языка была система Михаила Иванина, опубликованная в 1858 г. в его книге «О стенографии, или искусстве скорописи, и применении её к русскому языку». В 1860 г. впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком Михаилом Погодиным и профессором Николаем Костомаровым.

Умение писать быстро (и разборчиво) было неотъемлемой частью подготовки советского инженера. У меня до сих пор на указательном пальце не сходит «мозоль писаря»… Даже метод редактирования текста существовал. Назывался он РЕКЛЕ (Режим-КЛЕим) и был весьма эффективен для своего времени.

Как правило, рукопись текста приходилось отдавать в перепечатку. Долго это было, да и неизбежные исправления приводили к необходимости заново перепечатывать текст целиком или большими фрагментами. Мне посчастливилось быть одним из тех, кто начинал использовать первые ЭВМ (тогда ещё с перфоленточной операционной системой) для подготовки документации. ЭВМ тогда русифицировали путём замены заглавных литер латинского алфавита на заглавные литеры кириллического алфавита. Строчные буквы были только латынью. Ради ускорения подготовки документации удалось согласовать разрешение на подготовку документации с текстом ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Удалось решить и проблему конструкторской рамки/штампа — она формировалась литерами принтера.

В заключение хотелось бы отметить: несмотря на солидный опыт работы с текстом «в цифре», для меня до сих пор писать (оформлять идею в виде текста) означает писать «от руки». При таком способе подготовки текста голова работает совсем иначе. Ведь существует общее правило, согласно которому инструмент влияет на способ и стиль мышления. И, конечно, инструмент для письма самым непосредственным образом влияет и на то, ЧТО будет написано, и на то, КАК написанное будет сформулировано и, соответственно, понято другими.