
Что сегодня мы называем словом «фандом»? Термин «фандом», как правило, ассоциируется с сообществом поклонников какого-либо произведения, франшизы, медиапродукта: это может быть группа людей, увлечённых книгой, фильмом, сериалом или музыкальной группой.Но откуда «фандом» ведёт своё происхождение?
Этимология восходит корнями к латинскому слову fānāticus со значением «одержимый». Упоминание слова, близкого к современной тематике фандома, появилось в первой половине XX века: «фанатами» (от англ. fan) насмешливо называли девушек, которые ходили на театральные постановки только ради красивых актёров. Позже так стали называть любителей спорта, болевших за определённую команду или игрока. А под понятием «фэндом»первоначально подразумевали сообщество поклонников научной фантастики и фэнтези, однако с течением времени его значение стало гораздо более широким.
Причастность к фандому выражается в досуговых практиках — создании и обсуждении фанатского контента: рассказов, рисунков, видео. Фан-сообщество связывает исключительно глубокая увлечённость произведением, и в число основных признаков, по которым можно определить участника фандома, не входят общий стиль в одежде, идеологическое единство или образ жизни, так что для описания девушек и юношей, вовлечённых в деятельность фандома, не вполне подходит понятие «субкультура» (впрочем, некоторые современные исследователи призывают отказаться от термина «субкультура» в любом контексте). Действительно, как и фандомы, субкультуры представляют собой сообщества, объединённые схожими интересами, однако субкультуры формируются на гораздо более широкой основе из эстетических и философских принципов, создавая особый стиль поведения и ценностные ориентиры. Хотя фандом может быть частью субкультуры, а «неформалы» — поклонниками одного или нескольких фандомов, сам по себе фандом не трансформируется в настолько обособленное течение. Фандомы группируются вокруг конкретных объектов культуры (книг, фильмов, сериалов или видеоигр), а их аудитория может существенно различаться по стилю жизни и взглядам.
Мы предложили читателям РГБМ рассказать о своих фанатских предпочтениях: в холле библиотеки поместили флипчарт, на котором можно было указать любимый фандом.

По результатам опроса безоговорочными лидерами стали видеоигры: список возглавил «Genshin Impact», хотя среди ответов геймеров обнаружилось и более 30 других названий. Второе заметное направление — музыкальные исполнители. Большое количество респондентов указало современные группы и известных музыкантов прошлых лет в качестве своих любимых фандомов: значимость музыкальной культуры в фандомном сообществе отчасти роднит его с музыкально-имиджевыми субкультурами. Среди аниме-фандомов выделились поклонники «Наруто»и «Магической битвы». Книжные вселенные также занимают важную нишу в предпочтениях опрошенных: популярные произведения современных авторов («Благословение небожителей» Мосян Тунсю, «Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана) чередуются с шедеврами русской литературы — романами Ф.М. Достоевского. Бессмертной классикой фандомов продолжают оставаться миры Дж. Р.Р. Толкина и вселенная «Гарри Поттера», которые вырастили уже не одно поколение фанатов. Имеют преданную аудиторию среди опрошенных и комиксы: особенно выделяется отечественный «Майор Гром», не уступающий по числу упоминаний гигантам с мировым именем — комиксам от «Marvel» и «DC». Среди упомянутых сериалов — преимущественно проекты, которые обрели статус «культовых» в фандомном сообществе: «Очень странные дела», «Сверхъестественное», «Игра престолов». Замыкают список предпочтений мультсериалы, однако они значительно уступают другим категориям по количеству ответов.
Участие в фандомах играет важную роль в жизни молодых людей, способствуя формированию их идентичности, развитию коммуникативных навыков и установлению новых связей внутри сообщества единомышленников. Активности фандомов разнообразны: к ним относятся написание фанфиков (любительских литературных произведений), косплей (перевоплощение в любимых персонажей), организация тематических фестивалей и общение в социальных сетях. Популярные фандомы давно обзавелись онлайн-энциклопедиями с основными фактами о персонажах, локациях и сюжетных линиях, которые часто превосходят официальные источники по объёму информации. Фандомам присуще так называемое «трансмедийное повествование» (термин Генри Дженкинса): участники стремятся к расширению вселенных через различные медиаплатформы, официальный контент дополняет фанатское творчество.

Особое место среди этих занятий занимает fanfiction. Фанфикшн — популярная практика, ставшая значимым элементом современной читательской культуры. Фанфики не только позволяют поклонникам продолжать сюжетные линии любимых произведений или развивать альтернативные варианты взаимоотношений между персонажами, но и активно содействуют вовлечению авторов и читателей в диалог, укрепляя чувство принадлежности к фанатскому сообществу. Существует стереотип о том, что фанатская культура — преимущественно женское увлечение. Однако статистика показывает: фанатство играет не менее важную роль в жизни юношей. Стоит отметить, что первые фандомы формировались вокруг научной фантастики и были ориентированы в большей степени на мужскую аудиторию.
Если же рассматривать отдельный сегмент фанатской культуры — фанфики, то здесь действительно преобладает женская аудитория. Современные исследовательницы проводят культурные параллели между фанфикшн и историческими женскими литературными практиками, такими как рукописные девичьи рассказы и сентиментальная поэзия. Это позволяет рассматривать фанфикшн как естественное продолжение давней традиции женского литературного творчества, которая обретает новые формы в цифровую эпоху.
Фанфикшн нередко существует в достаточно сложных отношениях с каноническими произведениями, каноном. С одной стороны, фан-творчество невозможно без первоисточника, если это, конечно, не текст, маркированный как «ориджинал», то есть повествование с оригинальными авторскими персонажами и сюжетом. Фанфики по мотивам уже существующих историй включают их персонажей, ключевые события и устройство мира. С другой стороны, фанатский текст постоянно вступает в диалог с каноном, расширяет вселенную оригинала, трансформирует её, порой даже оспаривает каноничные элементы. «Фанфикшн в его современном виде — это определённая демократия чтения, реванш читателя», — отмечает Н.В. Самутина в своей работе «Великие читательницы». Дуалистическая природа фанфикшн создаёт парадокс: фанатские произведения одновременно признают авторитет оригинала и бросают ему вызов. Более того, коллективный разум фандома может формировать собственное видение сюжета, которое становится настолько популярным и авторитетным, что получает статус «фанона» — фанатского канона.
Тесное взаимодействие в интернете создателя текста и аудитории формирует особую форму культурного участия, где читатели как бы превращаются в соавторов. В таком творческом процессе некоторые исследователи видят коллективность как признак фольклора. Например, Н.В. Кургузова предлагает рассматривать фанфишкн в качестве новой формы фольклора, аргументируя это тем, что «механизмы порождения и функционирования фанатских текстов соответствуют аналогичным механизмам в традиционных практиках девичьей субкультуры»: текст воспроизводится и встречается в разных вариантах до тех пор, пока представляет ценность для сообщества. В то же время распространена и противоположная точка зрения: упомянутая выше Н. В. Самутина видит фанфикшн как исключительно литературный опыт.
Фанфикшн среди читателей оценивается не по литературным стандартам «высокой культуры», а именно через эмоциональный отклик, который он вызывает у своей целевой аудитории. Именно поэтому аффективная функция становится определяющим критерием качества в этом жанре. Аффективная функция в фанфикшн играет ключевую роль в определении качества произведения: такие произведения их целевая аудитория оценивает именно через призму эмоционального воздействия, способность текста вызывать эмоциональный отклик у читателя. В контексте фанфикшн это имеет особое значение, поскольку произведения создаются фанатами для фанатов и нацелены на эмоциональную связь с оригинальным материалом, а также исправление неудовлетворительных моментов канона.

Мем фандома «Руслит», поклонников русской классики
Фандомы оказывают заметное влияние на популяризацию художественной литературы — как современной, так и классической: «фикрайтеры» (писатели) и «фикридеры» (читатели) через фанфикшн переосмысливают сюжеты известных произведений. Такая проба пера в формате фанфиков способствует развитию навыка художественного письма у молодых авторов, позволяя им экспериментировать с сюжетами, персонажами и стилями. Кроме того, любительские рассказы по мотивам вечной классики, адаптированные под лёгкий и понятный для подростковязык, мотивируют их обращаться к первоисточникам, погружаться в мир качественных произведений, а также привлекают к чтению тех, кто изначально не проявлял интереса к литературе, но увлёкся ею благодаря доступности и разнообразию фандомного контента.
Оставьте первый комментарий