Фея кукол

Далия Трускиновская


Довольно долго детей считали такими же взрослыми, только маленькими и глуповатыми. О том, что им нужны своя литература и свой театр, заговорили только в середине XVIII века. А спектакли для детей начали ставить уже в XIX веке.

 

Видимо, самый удачный из первых «детских» балетов — «Фея кукол». Он дожил до наших дней и всё ещё пользуется популярностью. Сперва его назвали «Магазин кукол», потом решили — название должно быть сказочным.

Имена авторов основательно забыты — это композитор Й. Байер, сценарист И. Хасрайтер, Ф. Гауль, балетмейстер И. Хасрайтер, художник А. Бриоши. Премьера состоялась 4 октября 1888 года в Придворном театре в Вене.

Байер три десятка лет возглавлял венскую балетную труппу и знал, что требуется от спектакля, который должен стать праздником для маленьких зрителей. Немного лирики, немного смеха, чуть-чуть страха — когда из коробки неожиданно выскакивает чёртик. И тайный союз Байера с детьми: «Мы-то знаем, что по ночам игрушки оживают и танцуют!»

Итак, магазин игрушек, куда родители приводят детей, а потом с большим трудом их оттуда уводят. Всё как в жизни, только куклы — ростом с человека.

Правда, нынешним детям приходится объяснять, кто такое «приказчики» — помощники хозяина, чего требует принёсший коробки рассыльный (а требует он «на чай»). Но в целом всё понятно и без либретто — приходит покупатель с женой и дочерью, они рассматривают кукол. Девочка бегает от одной куклы к другой и, наконец, в восторге останавливается перед куклой-«младенцем». Жена покупателя пробует отвести девочку от куклы, но та упрямится и со слезами на глазах просит, чтобы родители купили понравившуюся ей куклу.

Тем временем сам покупатель внимательно осматривает куклу, изображающую воина в полном вооружении. К кукле подходит его жена и нечаянно задевает скрытый механизм. Воин приходит в движение. Жена падает в обморок, а затем, придя в себя, вместе с девочкой бежит прочь и наталкивается на большую коробку, из которой выскакивает чёрт. Это ещё больше пугает их, и они в ужасе перебегают в другой конец лавки.

А потом является богатый английский лорд со своим семейством. Хозяин усаживает их и начинает показывать кукол. Лорду не угодить — он не хочет покупать китаянку, испанку, японку, негра, негритянку… Наконец хозяин показывает самое интересное — куклу «Фею кукол». Вот её лорд готов взять, он платит деньги, а товар должны принести ему на следующий день в гостиницу.

Пока всё шло, как в жизни. Но наступает вечер, хозяин закрывает магазин. И куклы оживают. Перед нами — прощальный бал, который даёт Фея кукол перед тем, как уехать к новому владельцу. Она – королева этого бала, а главный танец — её па-де-труа с двумя Пьеро, весёлым и грустным.

А утром куклы снова занимают свои места на полках…

Это — сюжет? Это — повод показать цепочку номеров-танцев, заключённых в рамку простенькой истории. Но балет вдруг приобрёл огромную популярность. После венской премьеры он был поставлен на многих сценах Австрии, Англии, Германии, Италии. Забавные ситуации в кукольной лавке, прелестная музыка Йозефа Байера, в которой слышатся отголоски венского музыкального быта XIX века, мелодические обороты, напоминающие Франца Шуберта и Иоганна Штрауса, всё это позволило создать яркое танцевально-пантомимическое зрелище.

«Фея кукол», хотя и не попадает в список романтических балетов, на самом деле — балет насквозь романтический. Скромный сюжет по-своему, на понятном юному зрителю уровне отражает одну из главных идей искусства романтизма: противопоставление обыденной жизни, где всё покупается и продаётся, миру возвышенной и прекрасной мечты. Первая картина балета — практически реалистична, вторая — переносит зрителя в мир волшебных грез.

В России балет «Фея кукол» впервые был поставлен 20 февраля 1897 года в московском Большом театре. Поставил его балетмейстер Хосе Мендес, партию Феи кукол исполнила Аделина Джури. Поскольку балет пользовался большим успехом, решено было поставить его и в Санкт-Петербурге.

Это был балетмейстерский дебют Николая Легата.

Премьеру в Петербурге решили дать на сцене Императорского Эрмитажного театра в рамках очередного вечера для царской семьи и её высокопоставленных гостей. Она состоялась 7 февраля 1903 года. К партитуре Байера была добавлена музыка из произведений Чайковского, Рубинштейна, Дриго, Лядова и других композиторов. Дирижером был Рикардо Дриго. Директор Императорских театров Владимир Теляковский в своём дневнике записал: «Сегодня состоялось третье представление в Эрмитажном театре. Шла французская пьеса «Permetez madame» и балет «Фея кукол», поставленный по рисункам Бакста братьями Легат. Спектакль прошёл хорошо. Кажется, он всем понравился. После ужина Государь ко мне подошел и стал хвалить выбор французской пьесы и её исполнение. То же самое Государь очень одобрил постановку балета «Фея кукол» и оригинально задуманную идею изобразить 50-е годы в Гостином дворе. Государю понравились и декорации, и костюмы, и исполнение».

 

 

Идея принадлежала художнику Льву Баксту. Он перенес эту историю из Вены — в Санкт-Петербург 50-х годов XIX века. Получилась этакая «викторианская» Россия. В последней картине Бакст изобразил предметы, окружавшие оживших кукол, больше их натуральной величины. Это окончательно придало действию сказочный характер. Что касается музыки — Легат дополнил ее фрагментами Чайковского, Дриго, Рубинштейна, Лядова.

Жаль, что от его хореографии остался, в сущности, только один номер — па-де-труа Феи кукол и двух Пьеро, который блестяще исполняли братья Легаты и Матильда Кшесинская.

Днем 16 февраля 1903 года состоялась премьера этой постановки балета в Мариинском театре.

Братья Легаты не претендовали на поиск новых путей в балете, они придерживались эстетики старой доброй классики. Именно поэтому, когда Европа вдруг открыла для себя русский балет, «Фея кукол» оказалась востребованной. Она вошла в 1914 году в репертуар гастрольной труппы Анны Павловой, а пятью годами позже создал свою версию хореограф Леонид Мясин по заказу Сергея Дягилева для его «Русских сезонов». Она получила название «Лавка чудес». Музыку к этому балету создал Отторино Респиги, аранжировав фортепианные пьесы великого Джоаккино Россини, чтобы рассказать сказочную историю, которая произошла в магазине игрушек.

Мировая премьера балета «Лавки чудес» состоялась 5 июня 1919 года в Лондоне в Alhambra Theatre. Авторы дягилевского спектакля изменили сюжет, добавив в него мотивы «Оловянного солдатика» Ханса Кристиана Андерсена. У Мясина куклу-танцовщика и куклу-танцовщицу, которые любят друг друга, покупали два разных человека. И для того, чтобы не расставаться, влюбленные ночью убегали из магазина.

В России же «Фею кукол» ещё ставили в 20-е годы минувшего века, но потом основательно забыли. Теперь она входит в репертуар Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*