Трэвел-комиксы в России

Александр Кунин


Трэвел-комиксы, или комикс-путешествия — это популярный жанр рисованных историй, широко распространённый за рубежом, а с некоторых пор — и в России. Давайте узнаем о нём поподробнее.

 

Одним из пионеров в этом жанре для русского комикса был… поляк Адам Радонь (Adam Radoń), директор фестиваля комиксов в Лодзи (Польша). В 2004 году он придумал проект City Stories, а спустя некоторое время пригласил поучаствовать в нём российских комиксистов — Хихуса (Павел Сухих), Алима Велитова, Константина Комардина и Аскольда Акишина. Их истории, посвящённые городу Лодзь, были опубликованы в 2006 году в специальном сборнике с одноимённым названием. Пожалуй, это было одно из первых знакомств с жанром трэвел-комикса для российских авторов.

Другое важное событие для развития этого жанра случилось спустя почти десять лет. Речь о проекте Kronikas. В октябре 2015 года в качестве директора российского фестиваля рисованных историй «КомМиссия» мне посчастливилось побывать с русской выставкой на фестивале комиксов FIBDA в Алжире (Алжир), где состоялось знакомство с представителями бельгийского la Maison Autrique. Эта брюссельская организация и разработала проект Kronikas, суть которого в создании рисованных историй о материальном и нематериальном городском наследии. Изначально планировалось, что в проекте будут участвовать авторы из Брюсселя (Бельгия), Гаваны (Куба) и Алжира. Но уже в 2017 году, после выставки проекта Kronikas в Москве на фестивале «КомМиссия», к проекту присоединились и российские авторы. Их работы были опубликованы уже во втором сборнике, и с тех пор истории про Москву стали неотъемлемой частью проекта. Среди российских комиксистов были Аскольд Акишин, Алексей Капнинский, Наталья Фомичева, Алексей Трошин и многие другие. По сути, этот проект стал документальным свидетельством культурного наследия Алжира, Брюсселя, Гаваны и Москвы. И этот опыт, безусловно, отразился на дальнейшем творчестве российских комиксистов. 

Надо отметить, что ежегодные фестивали рисованных историй «КомМиссия» в Москве и «Бумфест» в Санкт-Петербурге сыграли в принципе важную роль в популяризации жанра трэвел-комиксов. Можно вспомнить выставку канадца Филиппа Жирара и его книгу «Овраги», посвящённую путешествию в Россию. Выставки финской художницы Айно Суттинен о её приключениях в Сирии, американца Джо Сакко о Палестине. Этот список можно продолжать долго.

Появление комикс-клубов и библиотек комиксов в городах России стало ещё одним стимулом для развития жанра трэвел-комикса. Так, в конце 2017 года Уральский комикс-центр опубликовал сборник «Истории Урала». В книге представлены работы 12 авторов. Все произведения посвящены Уралу: истории, мифам и преданиям, личному опыту, фантазиям на тему. Урал представлен в книге во всей красе: на первых страницах опубликована рисованная карта Главного Уральского хребта, по карте разбросаны названия комиксов, вошедших в сборник, и номера страниц. Таким образом читателю легко понять, в какой части региона разворачиваются действия той или иной истории. Завершается каждая история фотоочерком, в котором мы узнаём героев и места действия из комикса. 

У каждой рисованной истории своё «лицо», у каждого автора — свой почерк. И тем интереснее погружаться в эти рисованные миры. Не может не тронуть та нежность, с которой Елена Ясная рассказывает «Легенду о Змее-полозе». Здесь уральский хребет предстаёт в виде могучего, амбициозного древнего существа. А вот в стрипах Саши Водолажченко Урал — бунтовщик и проказник. История Елены Бутерус — это путевой дневник с массой комментариев и заметок, запрятанных в рисунке. «Проклятье старого шамана» Александра Зеленова — рассказ о событиях 1920-х годов на Урале. Возможно, история, на которой основывается сюжет комикса, — всего лишь байка. Да и герой-рассказчик ни на что не претендует. Но эта страшная повесть кажется уж очень правдоподобной, за лёгкой «страшилкой на ночь», рассказанной в лесу у костра, стоит целый пласт истории нашего народа… 

Книга вышла скромным тиражом в 300 экземпляров в издательстве «Тиен», но один из организаторов проекта, екатеринбургский комиксист Константин Дубков разослал книгу по всем комикс-центрам и комикс-библиотекам, так что своего благодарного читателя книга нашла, несмотря на скромный тираж.

А в 2019 году с ярким проектом выступил Центр рисованных историй Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ). Этот проект под названием «Комикс-марафон» объединил семь городов страны.

В основе проекта была комикс-эстафета «Воронки времени». Это сквозная история, события которой должны были разворачиваться во всех городах-участниках проекта. И рисовать продолжение истории разные ребята должны по очереди, сначала в одном городе в рамках недели комикс-марафона, потом в другом и т. д. Финал истории участники из разных городов рисовали уже вместе, собравшись для финальной выставки этого комикс-путешествия в Москве. По сюжету «Воронок времени» главные герои вынуждены путешествовать по городам, участникам проекта, чтобы совершить ряд поступков, от которых зависит судьба человечества. В каждом из городов они оказываются свидетелями исторических событий прошлого, встречают знаменитых жителей этих городов, которые из-за воронок времени попадают в наши дни, от чего может нарушиться весь ход истории. Так, на страницах комикса мы можем увидеть поэта Владимира Маяковского в Москве, философа Иммануила Канта и диктатора Адольфа Гитлера в Калининграде, градостроителя Василия Татищева в Екатеринбурге и многих других.

Кроме фестивалей и библиотек важную роль играют международные культурные проекты, основой которых являются программы обмена и резиденции для художников-комиксистов. На потенциал рисованных историй обращают внимание и вузы, где готовят культурологов и антропологов. В творческих экспедициях, организованных вузами, участвуют как начинающие авторы, так и состоявшиеся комиксисты.

Значительный вклад в развитие жанра внесли российские комиксисты, чей путь в мир трэвел-комикса не был связан с какими-то институциями. В ряду заметных необходимо назвать книгу «Провинция» Виктории Ломаско, в которой московская художница исследует современную жизнь российской глубинки. Другие проекты Виктории были посвящены судьбам людей из неблагополучных, маргинальных слоев общества. 

 

Варвара Леднёва «Дневник путешествий по России в рисунках. Иваново»

 

Работа фотокорреспондентом в агентстве «Интерфакс» дала возможность художнице и иллюстратору Варваре Леднёвой побывать в самых разных уголках страны, многие из которых нашли своё отражение в её творчестве. Одним из первых её опытов был комикс «Москва космическая», созданный в 2016 году. Впоследствии в издательстве «Комикс-паблишер» стали публиковаться её истории, созданные в путешествиях по России. Среди них — «Древние из Древних» об Изборске, Пскове, Рязани и Смоленске, «В Мурманск и обратно», «Кандалакша — загадка Белого моря», «По землям Красноярского края», «В Нижний Новгород и обратно», «В Кронштадт и обратно». В этих книгах Варвара делится своими впечатлениями о поездке, рассказывая даже такие детали, которыми может поделиться только опытный путешественник. Например, какие маршруты могут быть удобнее, на что следует обращать внимание в поездке, какие неожиданности могут поджидать в том или ином городе, ну и так далее. Эти книги — как персонифицированные путеводители.

Заслуга Варвары в том, что она открыла Россию в комиксах, стала первопроходцем на этом пути. Сегодня её приглашают в разные города и регионы, устраивают выставки её рисованных историй, подражают её творческому методу.

 

Аскольд Акишин «Невероятные путешествия с Аскольдом Акишиным»

 

Трэвел-комиксы стали одним из направлений в репертуаре таких издательств, как «Бумкнига» и «КомФедерация». Так, в «Бумкниге» были опубликованы работы Аскольда Акишина «Невероятные путешествия с Аскольдом Акишиным» с фантасмагорическими деталями из поездок автора по разным странам, «Дневник штормов» Юлии Никитиной, в котором раскрывается не только сюжет путешествия на Крайний Север, но и личность автора, с её страхами, болезненными состояниями и борьбой с самой собой. Neighbours. An Anthology of Russianand Finnish Comics и «Санкт-Петербург — Бордо» — это книги, созданные совместно российскими и иностранными авторами по итогам путешествий, ставших возможными в результате комикс-резиденций и программ обмена. Кстати, в издательстве «КомФедерация» примечательна в этом контексте книга Тамри Нижарадзе «Четыре дня в Ангулеме», созданная по мотивам путешествия на фестиваль рисованных историй в Ангулеме.

 

Neighbours. An Anthology of Russianand Finnish Comics

 

В издательствах «Комильфо» и «КомФедерация» акцент сделан на новых молодых популярных авторах. Так, в 2018 году в «Комильфо» была опубликована удивительная история Кати Гущиной «Москва — Владивосток». Действие разворачивается в поезде, который пересекает всю Россию от одного края до другого. Перед читателем проплывают известные российские города и маленькие станции, о существовании которых мало кому известно. Книга похожа на дневник, в котором автор спешит зафиксировать жизнь и впечатления такими, какими он их увидел, чтобы впоследствии вернуться к ним и уже внимательно рассмотреть, опираясь на свои комментарии и пометки, сделанные на скорую руку тут же.

По-своему оригинальны книги Маши Богатовой «Октябрь 2018» и «Две истории, одна лучше другой» Алисы Самойловой, опубликованные в «КомФедерации». Первая из этих книг – настоящий комикс-дневник: сюжет истории диктует сама жизнь, те события, которые состоялись в пределах одного месяца. Это и поездка на московский фестиваль, и «прогулки по Праге, берлинская хандра, шоппинг в Хельсинки»… Мы как будто заглядываем в личное пространство автора, где нет никаких оценок, никаких додуманных сюжетов, лишённых ненужных деталей. Напротив — эта книга как раз и состоит из всевозможных мелочей, на которые обратила внимание автор во время своих поездок. Работа Алисы Самойловой — напротив, доведённая до схематичности история путешествия в Москву. Причём путешествию посвящена только одна из двух историй, опубликованных в книге. Автор как будто играет с читателем, делая трэвел-комикс не смыслом истории, а всего лишь поводом для разговора о самой себе.

Подводя итог, надо отметить, что российские трэвел-комиксы в полном смысле этого слова — явление, начавшее активно развиваться именно в последние два десятилетия. С полной уверенностью можно говорить, что именно сегодня мы являемся свидетелями формирования этого направления в российских рисованных историях. Появляются новые авторы, изменяющие стереотипные представления, придумывающие новые формы и форматы, задающие стиль этого жанра. Пусть их пока не так много, но у каждого свой неповторимый взгляд.