Николай Калиниченко: «Позитивное беспокойство молодых»


Гость нашей рубрики — председатель Союза литераторов России, известный прозаик, поэт, литературный критик, организатор литературного процесса Николай Валерьевич Калиниченко. Союз литераторов — давний партнёр РГБМ, а Н.В. Калиниченко неоднократно выступал на страницах нашего издания. Но поговорили мы не только о Союзе, но, в первую очередь, о творческой молодёжи, формирующей современный облик русской литературы. 

 

— Ну, прежде всего, давайте разберёмся. Вот когда-то был один единственный Союз писателей, потом их вдруг стало много. И даже интересующийся читатель путается. Какое место в этом ряду занимает Союз литераторов России?

— Действительно, сейчас в России есть несколько творческих союзов, связанных с литературной деятельностью. Союз литераторов России — один из осколков Союза писателей СССР — возник из Комитета литераторов при Литфонде в конце 1980-х. То есть на данный момент является одним из крупнейших и самых зрелых творческих союзов в России. Одной из характерных особенностей Союза всегда была близость руководства организации и членов Союза. Отсутствие бюрократической дистанции. Общение в Союзе всегда было прямым и дружеским, почти семейным.

— Судя по вашим социальным сетям, у Союза литераторов сегодня очень активная, насыщенная событиями жизнь… Причём, я бы сказал, очень молодёжными событиями. 

— Что тут скажешь, жизнь стремительна. Сегодня Союз — крупная общероссийская общественная организация, которая насчитывает более сорока отделений по всей стране. Союз уверенно следует по пути открытости и готов практиковать разнообразные эксперименты с участием смежных и традиционных направлений в литературе. Открыты секции драматургии и сценаристки, женской прозы, с этого года в Союзе появилась секция Комиксов, возглавил которую, кстати, сотрудник РГБМ Александр Кунин. И это не считая наших регулярных мероприятий, концертов, фестивалей, дискуссионных клубов.

— Известно, что Союз особое внимание уделяет работе с талантливой молодёжью… 

— Сегодня в Союзе литераторов есть несколько крупных секций практически полностью состоящих из молодых литераторов. Среди них поэтическая секция «Кашалот», секция «Проект Агора», а также секция «Джерри Рубина». Значительную часть секции «Драматургии и сценаристки» составляют молодые авторы. Есть регулярный приток творческой молодёжи в региональных отделениях.

Один из важных принципов при работе с молодёжью, определённых Правлением Союза, — это полное доверие и отсутствие вертикального лобового давления. Зрелые члены Союза не навязывают молодёжи своё мнение, предлагая возможность свободного диалога. 

— Сегодня существует достаточно много семинаров для молодых, всевозможных конкурсов и мастер-классов. Какие, скажем так, социальные лифты готов предложить Союз творческой молодёжи? 

— Прежде всего, хотелось бы отметить совместные проекты Союза и Российской государственной библиотеки молодёжи. Это дискуссионный клуб молодых поэтов «Кашалот», на котором поднимаются самые острые и спорные темы, связанные с культурной и общественной жизнью страны. Ведутся жаркие дискуссии, в которых могут принимать участие все желающие. Гостями клуба часто становятся известные деятели культуры и искусства. 

Другой значимый совместный проект РГБМ и СЛ РФ — «Карта молодой литературы», конкурс поэзии по итогам которого победители получают возможность вступления в Союз. 

Союз литераторов также сотрудничает с крупными поэтическими конкурсами и фестивалями, такими как «Мцыри», «Филатов-фест», «Лапа Азора». Эти фестивали, кроме всего прочего, являются эффективной ярмаркой талантов.

Наиболее активные литераторы, принимающие деятельное участие в жизни союза, могут получить государственную стипендию, позволяющую молодым авторам издать свою книгу или провести резонансное мероприятие. 

Кроме того, как общественная организация, Союз вправе претендовать на получение государственных грантов в области культуры. Члены Союза, участвующие в грантовых программах, обретают дополнительный стимул для творческого развития и возможность заявить о себе на крупных медийных площадках. 

— Начинающих авторов, конечно же, в первую очередь интересуют возможности публикации своих произведений. У Союза есть своя издательская программа?

— Как и все крупные общественные организации в нашей стране, Союз литераторов искал форму бытования и взаимодействия со своими резидентами. Цементирующим фактором на много лет вперёд стала издательская программа Союза, своеобразный звёздный дуэт: альманах «Словесность» — симпатичный литературный «толстяк» и миниатюрная газета «МОЛ», печататься в которой — одно удовольствие, ведь это самое миниатюрное периодическое литературное издание. Кстати, в прошлом году наша газета отправилась с космодрома Байконур на МКС. Надо же и космонавтов порадовать! 

Для авторов, желающих издать свой собственный сборник, существует серия «Визитная карточка литератора». 

Кроме этого существуют свои издательские проекты в отделениях и секциях Союза. Например, секция «Кашалот» выпустила две больших антологии «Созвездие Кита» и «Созвездие Кита. Орбиты». 

Существует также несколько дружественных литературных проектов, в которых Союз принимает активное участие. Среди недавних нашумевших проектов можно назвать серию артбуков «Метрономикон» и сборник социальной сатирической фантастики «Пароход современности».

— Вы и сами много работаете с творческой молодёжью. Сегодняшние, постнулевые, авторы — какие они, чем отличаются от своих сверстников недавнего прошлого?

— Я начинал своё движение в литературе как поклонник и рецензент фантастических произведений. В 90-е годы сообщество любителей фантастики (Фэндом) проявляло большую активность, и мне было очень комфортно находиться и развиваться внутри этой субкультуры. В Фэндоме тех лет ощущалось биение жизни, особое позитивное беспокойство. То же самое я ощутил, соприкоснувшись с тусовкой постнулевых поэтов — ребят, рождённых в конце 1990-х — начале 2000-х. Словно эстафетная палочка перешла в другую субкультуру. Правда, я заходил в эту среду во многом как организатор процесса, со своим опытом, литературным багажом и связями. Мною двигало желание поддержать формирование и деятельность поколения постнулевых поэтов. И это именно поколение — со своим сленгом, фольклором, притяжениями и отталкиваниями. Диапазон типажей и течений внутри субкультуры очень широк: от ЛЕФоского напора до кристальности акмеистов.  При всём уважении к поэтам девяностых и нулевых, такого плотного и разнообразного культурного слоя как в творчестве нынешних молодых — они сформировать так и не смогли.   

— В эпоху информационного шума, бешеных скоростей жизни и высоких технологий молодой автор идёт в литературу чаще всего через сетевые площадки, а не традиционным, бумажным, путём. «Цифровой след» накладывает отпечаток на язык, транслируемые смыслы, манеру творческого высказывания?

— Не думаю, что форма погружения имеет настолько большое значение. В базе мало что изменилось. А вот способы популяризации поэзии и прозы, действительно, стали другими. При этом огромное количество молодых поэтов по-прежнему считает бумажную публикацию чем-то важным и фундаментальным. Не думаю, что найдётся достаточное количества таких, кто не хотел бы издать собственный сборник. 

Разумеется, современность накладывает отпечаток на литературный инструментарий. Термины, связанные с интернетом, плотно вплелись в культурный код эпохи. Если говорить о негативных сторонах «восетевления» — это очевидное отсутствие редактуры сетевых публикаций и формирование значительных групп фанатов того или иного нэт-идола, возрастающих на литературном материале низкого качества. 

 — Бытует мнение, что сегодня, в условиях снижения переводной литературы и ухода с отечественной книжной сцены ряда авторов, открываются новые возможности для молодой отечественной литературы… 

— Природа не терпит пустоты. Любая освободившаяся ниша неизбежно заполнится. Вероятно, изменятся и популярные тренды. Мы сами не заметим, как начнём жить в другой литературе. Какая она будет? Мне хочется верить, что нам удастся очистить некоторые «замазанные» сегодня понятия и смыслы. Может быть, сформировать искушённую аудиторию, не отравленную нигилизмом и токсичными инвазивными повестками. Главным словом для русской литературы будущего, как мне кажется, должно стать «разнообразие».

— Современная библиотека: обслуживающий персонал, обеспечивающий площадки и ресурсы для книжных презентаций, или всё-таки полноценный участник литпроцесса?

— Библиотеки сегодня совмещают в себе функции культурного клуба, «дворца пионеров» и, собственно, библиотеки. По-моему — это удачная трансформация. А если вспомнить, что каждая библиотека — это мощный интерактивный кластер, то картина выглядит ещё привлекательнее. Правда, по моему опыту, некоторые библиотеки подходят к этим новациям формально, исключительно для отчётности. Многое, конечно, зависит от кадрового состава. В коллективе РГБМ, с которым Союз связывает настоящая дружба, я вижу не сотрудников, а авангард литературного процесса, настоящих деятелей культуры, активно двигающих библиотечное сообщество к тесному союзу не только с читателем, но и с сообществом писательско-издательским.

— Что нужно сделать пишущему молодому человеку, чтобы стать членом Союза литераторов? Наверное, это очень сложно…

— Наиболее интересный способ заявить о себе — участие в крупных литературных конкурсах, о которых я говорил выше. Заодно можно и свои силы проверить. Если вы житель Москвы или Санкт-Петербурга, рекомендую окунуться в бурную литературную жизнь обеих столиц. А там уж мы с вами обязательно встретимся. Можете обратиться к нам через интернет. У Союза есть сайт и группа в социальной сети «ВКонтакте». Мы открыты для диалога.


Вопросы задавал Евгений Фортунатовский