О рейтинге выдач на дом в РГБМ на фоне российского книжного рынка

Маргарита Самохина

Чтение — чрезвычайно широкая сфера жизнедеятельности. Это множество разнообразных текстов, разных групп читателей, множество форматов и практик. Но достаточно важным остаётся традиционное — чтение печатных книг. Рассуждать же о нём, анализировать его содержание и структуру невозможно без знаний о реалиях книгоиздания и книжного рынка. 

Информацию о тиражах, их распространении, о продажах и ценах собирает множество организаций — Книжная палата, книжные магазины, издательства, журналы, исследовательские и маркетинговые компании, ассоциации. Ежегодно данные обобщаются, анализируются и представляются в отраслевом докладе Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России. При этом статистика Департамента включает лишь «абстрактные» показатели, там нет конкретных имён писателей и названий книг.

Конкретику мы найдём в материалах Книжной палаты, однако это только информация о тиражах. И вот, сравнивая топы 2020-го, 2021-го и первой половины 2022 года, видим: стабильности больше, чем перемен. На вершине — Стивен Кинг. Второе место сегодня у Достоевского (в 2020 году он уступал Донцовой, а в 2021 году  — Оруэллу; оба они в десятке остались, но опустились вниз; но на самом деле второе место по тиражам у Роулинг, просто она идёт по «ведомству» детской литературы). На четвёртом месте Ремарк. Также в десятке или «около неё» всё это время держатся Лев Толстой, Джейн Остин, Агата Кристи, Луиза Мэй Олкотт, Михаил Булгаков, Рэй Брэдбери, Виктор Пелевин, Борис Акунин, Татьяна Устинова.

А Российский книжный союз в основу Всероссийского книжного рейтинга кладёт данные о продажах — сколько рублей «заработала» та или иная книга (правда, не очень понятно, как это согласуется с реальной её ценой). В 2021 году первое место по этому критерию занял роман Фредерика Бакмана «Тревожные люди», на втором месте — «Transhumanism Inc.» Виктора Пелевина, на третьем — первая часть манги «Наруто» Масаси Кисимото. Бестселлеры первой половины 2022 года уже совсем иные: «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» Ольги Примаченко, «Лето в пионерском галстуке» Катерины Сильвановой и Елены Малисовой, «Земля Королей. Червовый том» Фёдора Нечитайло.

Повесть «Лето в пионерском галстуке» вызвала разноречивые отклики и ряд скандалов. При этом тиражи росли, поток предзаказов на заявленное продолжение повести был так велик, что обрушился сайт издательства. Продолжение («О чём молчит “Ласточка”») принесло новые большие тиражи и новые скандалы. К концу года возможно даже попадание дилогии в топ рейтинга Книжной палаты. Оказалась же там в первой половине 2022 года на пятом месте в десятке американская писательница Нора Сакавич с циклом «Всё ради игры». Да, общий тираж её книг не миллион с лишним, как у Кинга, а «всего» 375 тысяч, но у него — больше 150 изданий, а у неё — всего четыре. Первая часть её трилогии — «Лисья нора» (также вызвавшая скандал) — уже весной 2021 года била рекорды продаж, а вышедшие следом другие части стоили гораздо дороже. И тоже противоположные мнения: одни видят там исключительно насилие и секс, другие считают романами воспитания и «второго шанса» и сравнивают с книгами А.С. Макаренко.

Что характерно, авторы обеих книг — молодые женщины, и это их писательские дебюты. Свои тексты они опубликовали сначала в Интернете («Лето» — вообще на Ficbook – архиве фанфиков, авторы и не скрывают, что во многом «вышли из фанфиков»), где очень быстро нашли читателей, и только затем появились печатные варианты. Правда, у Сакавич эта история случилась ещё в 2013—2014 гг. просто в России её перевели только сейчас. 

Фёдор Нечитайло — мультипликатор, комиксист, владелец нескольких каналов на YouTube, основатель и глава студии «Феникс», у которой более двух миллионов  подписчиков. Героев своих комиксов он начал придумывать ещё подростком. «Земля Королей» — комикс, который должен состоять из пяти томов, но пока есть только два. Судя по отзывам в Сети, пользуется популярностью, в том числе, и у детей, хотя в нём много не подходящих и не понятных для них (в том числе, и политических) реалий. Высоко оценивается рядом комментаторов как именно отечественный успешный комикс, а также за качество рисунков. Можно предположить при этом, что в рейтинг Российского книжного союза, основанного на суммах продаж, он попал в основном из-за высокой цены. 

Время покажет, удержатся ли эти книги и авторы в топах тиражей, продаж или в любых иных рейтингах. Тиражи, кстати, являются, вероятно, более значимым фактором, поскольку в условиях рынка издают всё же то, что рассчитывают продать. А что покупается, то, очевидно, читается.

Логично поэтому сравнить имена, вот уже третий год так или иначе повторяющиеся в материалах Книжной палаты, с именами авторов, чьи книги чаще всего выдаются на дом посетителям РГБМ. Эти списки очень во многом совпадают. 

На вершине те же Стивен Кинг (за полтора года его книги были выданы 502 раза) и Достоевский (486). Затем следуют Роулинг (более 400 выдач), Акунин и Ремарк (более 300). Книги Виктора Пелевина выдавались 260 раз, Дж. Оруэлла — 215 раз, Рэя Брэдбери — 192, Агаты Кристи — 136 раз. 

Примерно одинаков спрос на Льва Толстого и Татьяну Устинову (около 300 выдач). При этом, поскольку учащаяся молодёжь (студенты и старшеклассники) составляет основной контингент посетителей РГБМ, рейтинг программной классики достаточно высок: Пушкина выдавали за полтора года 285 раз, Гоголя — 237, Чехова — 177, Тургенева — 144. 

В топе РГБМ нет Дарьи Донцовой (всего 31 выдача), зато есть Александра Маринина (325 выдач), и Мария Метлицкая (279), постепенно исчезающие в последние годы из топа Книжной палаты. 

Активно читаются многие книги, представленные Российским книжным союзом в рейтингах продаж. Роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (разные издания, разные части) был выдан 158 раз. Роман Ф. Бакмана «Тревожные люди» — 64 раза (а вообще книги Бакмана брались 235 раз). «НИ СЫ» Джен Синсеро — 41 раз, а вообще книги этого автора — 92 раза. Роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.» — 17 раз. 

Первая часть манги «Наруто» Масаси Кисимото выдавалась 32 раза, а все части в сумме — 143 раза. Между прочим, хотя пока все статистические данные по выдачам на дом в РГБМ не подсчитаны, можно предполагать, что комиксы дают около 8% выдачи. Это подтверждает общий тренд книжного рынка: интерес к комиксам и мангерастёт как в столицах, так и в регионах. 

В принципе подтверждаются и другие тренды — зарубежные авторы читаются активнее, чем отечественные; популярна литература по прикладной психологии. 

Можно сказать, что наш посетитель является активным и достаточно культурным потребителем продукции современного книжного рынка. И — что важно — фонд РГБМ ему это позволяет.