Почему в одних библиотеках людей всегда полно, а в других пустота? Библиотекари об этом нередко говорят и мнения высказывают самые разные. В исследовании, проведённом недавно Российской государственной библиотекой для молодёжи, эта проблема тоже затронута — наряду с другими, анализ которых позволяет получить некоторое представление о библиотечном обслуживании молодёжи в России. Подробный отчёт об исследовании будет подготовлен к концу 2016 года.
Понятно, что основными держателями разнообразной информации о библиотечно-библиографическом обслуживании населения различных регионов России (в том числе и молодых людей) являются региональные библиотеки — как научные, так и специализированные молодёжные, юношеские, детско-юношеские (там, где они есть). Именно в эти библиотеки мы разослали бланки со своими вопросами. Один из них звучал так: «Если молодые люди посещают библиотеки региона недостаточно активно, то почему?». Отметим, что сотрудники некоторых региональных библиотек «распространяли» этот вопрос на внутренних и выездных курсах, семинарах и т. п., так что среди ответивших оказались также работники более мелких библиотек. Респонденты выбирали обычно несколько вариантов ответа, а некоторые подчёркивали все или почти все варианты.
В целом мы получили такой результат.
Нет или недостаточно новых книг и периодики | 69,8 |
С библиотеками успешно конкурирует интернет | 68,7 |
Преподаватели не ориентируют на занятия в библиотеках | 51,5 |
Плохие, недостаточно комфортные помещения | 48,5 |
Мало современной техники | 46,5 |
Нет или недостаточно электронных ресурсов | 43,4 |
Нет вайфая, условий для его легального использования | 39,4 |
Есть много других, лучших мест проведения досуга | 38,4 |
В книжных магазинах гораздо больше литературы | 33,3 |
Плохая реклама | 31,3 |
Нет интернета, он плохой, мало доступен | 26,3 |
Нет интересных для молодёжи библиотечных мероприятий | 15,2 |
Молодых не устраивает персонал библиотек | 10,1 |
Итак, важнейшими факторами, препятствующими приходу молодых пользователей, библиотекари считают отсутствие новинок (печатных, заметим, изданий) и конкуренцию со стороны сети Интернет. Каждый третий отметил также конкуренцию книжных магазинов. То есть наши респонденты достаточно ясно видят ситуацию: их фонды проигрывают «на поле» традиционных носителей информации, при том, что сами эти носители во многих случаях проигрывают электронным.
А на третьем месте оказалась «вина» преподавателей. Меня, признаюсь, очень удивил этот факт: я считаю подобные «обиды» и «обвинения» со стороны библиотекарей не слишком правомерными. Но высказав своё мнение на совещании директоров специализированных библиотек, я столкнулась с тем, что большинство не готовы были принять мою точку зрения. Они настаивали, что преподаватели ориентируют учащихся исключительно или почти исключительно на Интернет, не напоминая о возможностях и преимуществах библиотек. И это, очевидно, справедливо. Но ведь такой взгляд свидетельствует о восприятии специалистами своих (публичных!) библиотек прежде всего как мест для подготовки к учебным занятиям. Правда, тех, кто считает библиотеку не самым лучшим местом для досуга, тоже немало, то есть необходимость её (библиотеки) таковым местом быть ими всё-таки осознаётся…
Очень значимые факторы, объясняющие, по мнению наших респондентов, малую или нулевую активность молодых, — некомфортность библиотеки, её несовременность, неиспользование или слабое использование электронных технологий. Здесь библиотекари также вполне адекватно оценивают ситуацию. Они, конечно, ею недовольны, возмущены и расстроены — и при этом ничего или почти ничего не могут сделать, не от них это зависит.
Нельзя не обратить внимания и на ответы, добавленные некоторыми респондентами к нашему списку: «нет финансирования библиотек на проекты и зарплату», «нет библиотек в стратегиях развития культуры», «такая странная оптимизация». Говорится здесь и о потере интереса к чтению, и о низком уровне информационной культуры в обществе». Несколько человек отмечают, что уменьшается само количество молодёжи: она уезжает из посёлков и сёл — прежде всего потому, что нет работы.
Надо признаться, что в предложенном нами списке лишь два из возможных 13 вариантов ответа указывают на «внутренние» факторы: интересность мероприятий и адекватность персонала. (В некоторой степени можно отнести сюда и рекламу, если о себе говорят сами сотрудники). В принципе, такой набор логичен: большинство факторов, определяющих ситуацию в библиотеках, внешние, и прежде всего экономические. Тем не менее, характерно, что оба ответа, описывающих то, что зависит от самих библиотекарей, оказались в конце списка и собрали совсем уж небольшое количество голосов. Получив результаты исследования, мы пожалели, кстати, что не включили в список вариант о режиме работы библиотеки. Было бы интересно посмотреть, как оценивают респонденты значимость этого фактора, зависящего опять же от них самих. Особенно в свете того, что подавляющее большинство библиотек, позиционирующих себя как юношеские (или детско-юношеские), закрываются в 6—7 вечера и не работают в один из общих выходных (а иногда и в оба).
В целом же анализ ответов на этот вопрос заставляет признать: вполне справедливо оценивая «внешние» факторы, способствующие тому, что зачастую молодёжь проходит мимо библиотеки, далеко не все наши профессионалы могут также и «на себя оборотиться».