Сегодня своей особой «литературной десяткой» с читателями делится Дарья Савинова — филолог, режиссёр, участница Молодёжного читательского совета РГБМ.
1. Юкио Мисима «Весенний снег»
С этого романа, кажется, началось моё взросление. Мне посоветовал его прочитать учитель истории, как только я окончила школу. Книга стала для меня невероятным открытием: неужели и в Японии есть литература, да ещё какая! Похлеще Достоевского (шучу, конечно)! Этот роман я перечитала 10 лет спустя и ещё раз подивилась глубине текста: тонкому психологизму, сложности характеров, исторической подоплёке. В книге рассказывается о трёх японских подростках, оканчивающих школу. Действие происходит в начале ХХ века. Главный герой отличается тем, что невероятно красив. Отсюда и вытекают черты его характера, которые становятся бременем для семьи и друзей, а для самых близких ему людей оборачиваются катастрофой. Герой Мисимы — безыдейный, бездейственный, избалованный, он и сам не замечает, как становится жестоким. Ему по душе острые ситуации, хочется сложностей: он скучает, когда всё само идёт в руки… В общем, роман обязателен к прочтению и в 18, и в 28. «Весенний снег» — первая часть тетралогии «Море изобилия», остальные произведения которой не менее чарующие. Автор ставит философские вопросы и предлагает неоднозначные ответы.
2. Иван Бунин «Чистый понедельник»
Этот рассказ тоже шагает со мной всю мою жизнь. Вначале на меня произвёл впечатление любовный сюжет, потом я не устояла перед московским колоритом начала прошлого века, когда по улицам ездят трамваи одновременно с кибитками, девушки учатся на всяких бестолковых курсах, живут одни в Москве и снимают квартиру напротив ещё не снесённого Храма Христа Спасителя. Один из моих самых любимых районов — Остоженка и Арбатские дворы. В какой-то момент «Чистый понедельник» стал для меня чуть ли не символом феминизма. Позже, когда я его вновь перечитывала, поразилась композиции: как же здесь всё тонко продумано и расставлено по своим местам! В рассказе поражает и то, как тесно граничит старообрядчество и современное для героев произведения православие. Для меня до сих пор этот текст — загадка, до сих пор меня тянет его перечитывать в миллионный раз.
3. Генрик Сенкевич «Камо грядеши»
Я очень люблю исторические романы. Помню, в школе нас однажды спросили, в какие времена мы хотели бы жить, и я ответила (или подумала, но не ответила вслух), что много вопросов у меня возникает в связи с самым началом нашей эры. Иначе говоря, хотелось бы увидеть Иисуса Христа (как бы странно это ни прозвучало). А в университете прочла «Камо грядеши», и это был словно подарок моим отроческим мечтам.
4. Фёдор Достоевский «Идиот»
Однако настоящим откровением стал роман Достоевского «Идиот». Мне нравятся трактовки образа Иисуса Христа в произведениях искусства. И у Достоевского этот образ развит очень сильно. Князь Мышкин сталкивается с самыми разными ситуациями и характерами. Читая роман, я думаю о том, каким бы Мессия пришёл в наш мир сегодня. Каким бы он был, с кем бы он общался, что бы он делал? Как бы в наше время раскрылись такие понятия, как любовь и честность? Мне нравятся ответы, которые даёт Достоевский, хотя они могут казаться неубедительными с позиций современности. Тем не менее «Идиот» прекрасен своей невероятной силой, которая, наверное, кроется в простодушии, честности и доброте главного героя.
5. Николай Гоголь «Нос»
Несмотря на то, что я всегда любила читать, со школьной программой у меня были сложные отношения. И с возрастом (а особенно по окончании филфака), я всё больше не соглашалась с выбором произведений для изучения в школе. Однако есть тексты, которые с тех самых лет за партой идут по жизни вместе со мной. Это не только рассказ Бунина «Чистый понедельник», но и повесть Гоголя «Нос». Как это нос может гулять сам по себе? Обычно мне не нравятся такие фантастические штуки в литературе (и с фантастикой, надо сказать, у меня весьма сложные отношения), но в этой малюсенькой повести всё сделано настолько прекрасно, приём использован так, что у меня каждый раз после прочтения остаётся лишь восхищение! Ну, вы представляете, Нос пошел гулять по Невскому проспекту! Очень мне всегда нравилось, что в «Носе» повествование ведётся таким образом, будто перед читателем некая газетная заметка того времени. Нравится и то, что Нос вдруг становится выше своего хозяина по социальному статусу. В общем, «…без носа человек — чёрт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми да и вышвырни за окошко!»
6. Франц Кафка «Превращение»
Продолжая тему фантастического, я считаю, что к прочтению до 30 лет обязательна повесть Кафки «Превращение». Это мастерски описанное превращение человека в жука кажется чем-то обыденным, простым, естественным: окружающие, да и сам главный герой Грегор Замза быстро свыкаются с произошедшим. И пока читатель всё ещё в недоумении — «Как же так? надо что-то делать!» — герои повести уже принимают всё произошедшее как норму их жизни. «Превращение» навевает множество мыслей о том, что и в нашем мире происходят крайне странные вещи, но уставший человек уже совсем не обращает на них внимания и быстро принимает как должное, приспосабливаясь к ситуации.
7. Андрей Платонов «Счастливая Москва»
Этот роман Платонова немного шероховатый, с чудной композицией, но это и понятно — черновики текста были найдены на клочках бумажек, а сам автор так и не довёл книгу до конца. Но, тем не менее, роман очень красив, хоть и кажется, что нескладен. Первая половина прошлого века, только-только образовался Советский Союз. Воздух проникнут оптимизмом строящейся и быстро развивающейся новой страны. Однако чувство невероятной грусти и печали главных героев просто сводит читателя с ума, и в конце концов становится невероятно страшно от окружающей пустоты и одиночества героев. Люблю, когда русские писатели пишут про женщин, есть в их текстах какая-то чарующая правда. Мне нравится образ главной героини Платонова — девушки Москвы, не понимающей, чего она хочет, но следующей лозунгам нового мироустройства. Нравится, как здесь описан мой любимый город Москва. Нравится, как переданы взаимоотношения между мужчиной и женщиной в этом новом мире. Нравится, что иногда теряешься и не понимаешь, о чём пишет автор: о девушке Москве или о городе Москве — ведь они пытаются жить одной жизнью.
8. Всеволод Гаршин «Рассказы»
Увлекаясь театром, узнала, что Мейерхольд взял при крещении (принимая перед свадьбой православную веру) имя Всеволод, потому что он очень любил писателя Всеволода Гаршина, невероятно популярного в то время. Вот и решила познакомиться с этим автором. Многие произведения Гаршина посвящены жизни художников второй половины XIX века. Есть у него такой рассказ, «Красный цветок», в котором описывается несколько дней из жизни сумасшедшего. Этот страшный и красивый текст — предтеча литературы о душевнобольных, которая так разовьётся в эпоху модерна.
9. Александр Пушкин «Капитанская дочка»
Тут стоит сразу сказать, что в школе я вообще не поняла «прикола» «Капитанской дочки». Ну, вроде бы интересно написано, а вот о чём — тогда было не слишком ясно, но сюжет казался занятным. И только в университете, а потом уже став преподавателем и перечитав эту повесть несколько сотен раз, я поняла, почему маленький человек Петруша Гринёв оказывается такой мощной глыбой, которая двигает историю. Гораздо позже я поняла также, что, конечно, надо учиться быть крепким духом и верным себе, но научился ты этому или нет — покажет только жизнь и те события, с которыми тебе придётся столкнуться. И если ты, всё-таки, не научился, то проиграешь, но не в карточной партии, а в жизни. В общем, «береги платье снову, а честь смолоду». Главное, про платье тоже не забывать.
10. Клайв Стейплз Льюис «Хроники Нарнии»
Очень люблю сказки. Вот с «Властелином колец» у меня так и не сложились отношения, а с другом Толкина Клайвом Стейплзом Льюисом — вполне себе. Люблю его произведения, а «Хроники Нарнии» — лично для меня — идеальная книжка для детей (и не только), правда, я сама прочитала её гораздо позже. Вымышленный мир, проникнутый библейскими аллегориями, который населяют самые разные сказочные и человеческие существа — от кентавров до Деда Мороза. Наверное, это одно из самых красивых детских сказочных произведений. И пусть эту книгу упрекают в неровности и непоследовательности, она всё равно прекрасна, потому что её написал очень умный человек.