«Чтобы вызвать интерес и уважение к себе на любом комикс-фестивале, где меня никто не знает, обычно мне хватает одной фразы: „Я — Серджио Бонелли, издаю комиксы в Италии, и я редактор Серджо Топпи”».
Говорят, эта фраза принадлежит легендарному итальянскому издателю. Но кто такой Серджо Топпи? В 2022 году на русском языке вышла уже пятая книга за авторством этого комиксиста, в интернете полно отзывов с восхищениями в адрес рисунка и масса перепостов издательских аннотаций, но почти ничего конкретного о самом Топпи. Что ж, пора внести ясность!
Действительно, Топпи — классик девятого искусства, который не только стал свидетелем формирования итальянской сцены рисованных историй в ХХ веке, но и мастером, серьёзно повлиявшим на её становление.
Практически всю свою жизнь Серджо Топпи прожил в Милане (Италия). После школы он поступил на медицинский факультет. Однако любовь к рисованию всё больше и больше занимала его время. Сначала он создавал иллюстрации для ныне крупнейшего в Италии издательского дома Mondadori и для издательства UTET; рисовал для рекламных анимационных роликов студии Pagot… А в 1960 году, когда Серджо было уже 28 лет, его жизнь круто свернула в область рисованных историй. К слову, художественного образования Топпи так и не получил.
Карьера комиксиста-Топпи начинается с сотрудничества с «Детским вестником» (Corriere dei Piccoli), формально это было еженедельное приложение к крупнейшей в Италии общественно-политической газете Corriere della Sera, а ещё это было едва ли не первое итальянское периодическое издание, которое регулярно публиковало комиксы. Журнал существовал с 1908 по 1995 гг. В 1972 году он был переименован в «Юношеский вестник» (Corriere dei Ragazzi), а изначальное название сохранилось за тонким приложением к журналу, предназначенным для читателей помладше. Для детского журнала и для газеты Топпи рисовал короткие рисованные рассказы на исторические, религиозные и военные темы. В эти годы он активно сотрудничал со сценаристом Мино Милани. Примечательно, что в «Юношеском вестнике», когда их соавторство переживало пору расцвета, они публиковали специальную серию «Хроники корреспондента Мино Милани», где сценарист выступал в качестве рисованного персонажа. Сюжеты историй, как правило, основывались на реальных новостях: общественные события, спортивные достижения, криминальная хроника и тому подобное.
В середине 1970-х Серджо Топпи начинает сотрудничать с журналом Messaggero dei Ragazzi, публикуемым монахами-францисканцами базилики дель Санто в Падуе. Здесь, по-прежнему в паре с Милани, он создаёт комиксы на стыке исторического и сказочного сюжетов, начинает отходить от классической раскадровки и нащупывать свой авторский стиль в работе с полосой комикса — стиль, уже напоминающий его зрелые работы, — а также пробует себя в качестве сценариста. В те же годы он начинает сотрудничать с редактором и издателем Серджио Бонелли, известным по культовым сериям приключений Текса, а затем Дилана Дога и Мартина Мистери.
В 1975 году на престижном фестивале комиксов в Лукке Серджо Топпи получает свою первую большую награду как лучший итальянский иллюстратор года. Пожалуй, с этого момента открывается дорога к его мировому признанию. Один за другим сыплются на него солидные заказы по созданию книжных иллюстраций, обложек, серий комиксов. Начинается его сотрудничество с журналом Il Giornalino (издательство Paoline), в результате которого в период с 1977 по 1997-й будет издано порядка 14 авторских книг комиксов. Кстати, в 1977 году появляется первый сериальный персонаж Топпи — знаменитая Шараз-де. Этот образ отсылает нас к Шахерезаде, героине «Тысячи и одной ночи». Рассказы из этой серии увидели свет в виде отдельных изданий в 1980 и 1984 гг. на итальянском языке. Важно, кстати, уточнить, что «Шараз-де» — полностью авторское произведение Топпи, где он сам придумывал сюжеты и отрисовывал истории. Это вовсе не комикс-прочтение арабских сказок, как многие думают. Из 11 историй только одна сюжетно перекликается с классической сказкой из «Тысячи и одной ночи», это рисованная новелла «Я ждал тысячу лет» про джинна в кувшине.
Известность на международной арене пришла к Топпи в 1981 году, когда его пригласили участвовать во французском издательском проекте «История Франции в комиксах» (L’Histoire de France en bandes dessinèes). К этому моменту Топпи уже достаточно серьёзно зарекомендовал себя как автор комиксов на историческую тему. А ещё через год, в 1982-м, на свет появляется второй сериальный персонаж автора — Коллекционер. Первые приключения Коллекционера были опубликованы в журнале L’Eternauta. С 1992 г. Топпи начинают публиковать на испанском. В 1995-м он сотрудничает с американским издательством Dark Horse, участвуя в одном из сборников по вселенной Sin City Фрэнка Миллера. В 2006-м рисует обложку для одного из выпусков серии «1602» для Marvel…
Серджо Топпи прожил 79 лет, его не стало в 2012 году в результате тяжелой болезни. В последние годы, начиная с 2003 года, особенно часто его можно было встретить в миланской художественной галерее Spazio Papel, это небольшое арт-пространство и издательство. Здесь было напечатано около 20 сборников его графических работ, прошло немалое количество его персональных выставок.
Топпи — мастер коротких философских историй. Но реальность в них всегда вторична. Топпи — также мастер мистических комиксов. Но и мистика в них не более, чем антураж. Сюжет может разворачиваться на фоне событий Первой мировой войны или в безвременьи российской глубинки, здесь могут оживать древние пророчества или появляться странные герои, наделённые сверхчеловеческими способностями. Но главное, что остаётся в памяти читателя после прочтения комиксов, — эмоциональный образ главного героя и размышления о мотивах и последствиях его поступков.
В большинстве своём герои Топпи — люди мятущиеся, подверженные соблазнам и в то же время — пылкие и решительные. Склонность к эмоциональным порывам, как правило, приводит их к гибели. Исключения можно пересчитать по пальцам. К таким исключительным героям можно причислить соблазнительную юную сказочницу Шараз-де, которая добровольно идёт на сомнительное приключение, грозящее ей неминуемой смертью. А ещё — Шах-Рияр. Тот самый властелин, которому Шараз-де рассказывает по ночам свои сказки. Мы так и не узнаем уже, наскучит ли она своему господину, который усомнился в человеческой честности, и сможет ли он отказаться от своего кровавого обета под влиянием нравоучительных сказок Шараз-де. Ну и, конечно, сам Коллекционер, ещё один важный персонаж Топпи. Коллекционер — по-своему жестокий и беспринципный охотник за сокровищами. Но все горести, которые терпят его противники, обычно связаны с их собственной жадностью, властолюбием и самоуверенностью. Сам Коллекционер в условиях морального выбора встаёт на сторону слабых и беззащитных.
О Коллекционере мы знаем немного, но и того, что по крупицам разбросано по страницам одноимённого графического романа, достаточно, чтобы сложилось определённое мнение. У него, как и у Серджо Топпи, медицинское образование, он умеет не только оказывать первую медицинскую помощь, но и проводить сложные хирургические операции в полевых условиях. А ещё — он ирландец из клана Уи Нейлов, потомок Ниалла Глундуба (Niall Glúndub). Ниалл Глундуб — реальный исторический персонаж, бывший верховным королем Ирландии в 916–919 гг.
Ключевые работы Серджо Топпи («Шараз-де» и «Коллекционер») опубликованы на русском языке издательством Zangavar. Также в этом издательстве выходит серия сборников «Новеллы». В 2022 году издана третья книга из этой серии. В сборники включены истории, созданные Топпи в разные годы и публиковавшиеся в различных журналах. Все эти рассказы посвящены различным эпохам, действие разворачивается в самых разных уголках мира, несколько раз герои Топпи попадают в удивительные приключения и в России. Но никакого диссонанса при чтении не возникает. С самими сборниками можно начинать знакомиться в любой последовательности. Отчасти это похоже на медитативное чтение притч, где время, исторический антураж, национальность героев… — всё это не важно. Главное — личность человека и мотивы, подвигающие его сделать выбор на развилке жизненного пути.