Пожалуй, любому читателю, не чуждому интеллектуальной фантастики, хорошо известно, что Геннадий Прашкевич не только значительный и талантливый писатель-фантаст, чьи тексты публикуются аж с 1957 года, автор потрясающе живых биографий учёных и писателей, глубокой поэзии и многочисленных переводов. Он ещё и замечательный исследователь фантастической (и не только!) литературы, обладающий интересной привилегией, которая позволяет ему посмотреть на избранный для изучения жанр сразу с двух сторон — не только как учёному, но и как непосредственному участнику литературного процесса.
Интересующиеся «хитросплетениями» истории жанра, конечно же, читали написанную Прашкевичем подробнейшую историю отечественной фантастики «Красный сфинкс» (2007). Читатели, полагаю, знакомы и с другой его книгой — «Малый бедкер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах» (2006), которая представляет собой гремучий микс из воспоминаний, художественной прозы и честного аналитического взгляда на весьма значительный этап развития отечественной фантастики, непосредственным участником которого был сам Геннадий Прашкевич.
Новая книга мэтра отечественной фантастики «Портрет писателя в молодости» (М., 2021) для читателей, возможно, окажется даже ещё более любопытным и аргументированным свидетельством истории советской и российской литературы (и не только фантастической). Уже в предуведомлении сообщается, что она содержит «письма Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Александра Бирюкова, профессора Н.Н. Плавильщикова, Сергея Александровича Снегова, братьев Стругацких, Евгения Войскунского, Галины Корниловой, В. Катаева, Дмитрия Савицкого, Ким Цын Сона, Всеволода Никаноровича Иванова, Десанки Максимович, Виктора Петровича Астафьева, Георгия Гуревича, В.С. Пикуля, Юлиана Семёнова, Леонида Платова, Бориса Штерна, Зиновия Юрьева, Ю.М. Магалифа, Кира Булычёва, Виталия Бугрова, Саши Рубана и многих других замечательных писателей, с которыми автора связывали самые добрые творческие и дружественные отношения».
И эта информация ни в коем случае не обманывает и не дезинформирует читателя. Однако книга «Портрет писателя в молодости» в реальности глубже, чем просто подборка писем от интересных, умных и талантливых людей, многие из которых, без преувеличения, являются знаковыми фигурами эпохи. Геннадий Прашкевич при помощи кратких, но ёмких биографических справок, необходимых ссылок и чётких комментариев вовлекает читателя в саму сущность литературных событий второй половины ХХ — начала XXI века, которые сейчас нередко воспринимаются как нечто давно ушедшее и почти архаичное. Но со страниц книги фантаста события и мысли, отстоящие от нас на десятилетия, благодаря внимательному и творческому подходу автора звучат ярко, любопытно и почти злободневно. Геннадию Прашкевичу, опиравшемуся на собственное эпистолярное наследие, удалось представить широкую панораму развития отечественной фантастической литературы, которая определённо будет интересна любому, кто не только любит читать художественные тексты, но и хотел бы узнать чуть больше о том, чем жила и дышала советская литература. Узнать из первых уст. Дорого стоит!
Книга очень своевременная, без преувеличения. Сейчас столь многое приходится переосмысливать, на
столь многое необходимо взглянуть по-новому. «Как в грядущем прошлое тлеет, так в прошлом — грядущее зреет…»
Долгожданная книга! Узловая тема, великие умы, россыпи интеллектуальных жемчужин, что может быть лучше?!