Феномен молодёжной литературы: абстракция или реальность?

Елизавета Короткова

Photo by Lucrezia Carnelos on Unsplash

Библиотека для молодёжи активно следит за новыми трендами в книжной индустрии и наблюдает за тем, что сегодня публикуется и читается. Особый фокус внимания направлен на то, как сейчас работает рекомендательная библиография в сети: откуда молодёжь узнаёт об интересных книжных новинках, к кому чаще всего обращается за советом и на какие ресурсы ориентируется при выборе книги. 

Сейчас мы активно изучаем текущий книжный рынок на предмет того, насколько глубоко издательства заинтересованы в выпуске молодёжных изданий. Оказалось, что поток молодёжных книжных новинок с каждым годом только растёт. Наблюдается тенденция к созданию не только особых серий, но и отдельных импринтов (издательских подразделений/брендов), занимающихся изданием молодёжной литературы. 

При этом в употребление всё чаще входит такой термин, как Young Adult (далее — YA). Возникает вопрос: что конкретно представляет собой это понятие и какую целевую аудиторию охватывает. Согласно Американской ассоциации библиотечного обслуживания молодёжи (YALSA), «young adults» (дословно — «молодой взрослый», то есть — «молодёжь») — это люди в возрасте от 12 до 18 лет. Но это лишь официальное определение — на самом деле «young adults» является более расплывчатым термином, который сильной зависит от общественных настроений и тенденций. 

Согласно исследованиям, с начала 1990-х гг. в него уже включают детей от 10 лет, верхняя же граница и вовсе становится всё более и более расплывчатой — считается, что термин охватывает уже и круг людей до 25 или даже до 30 лет.  В то же время в России молодёжью считается группа населения от 14 до 35 лет. Охват большой — он также не позволяет чётко определить ядро целевой аудитории молодёжного чтения.

Так кто же такой этот «молодой взрослый»? Корректно ли говорить о каких-либо возрастных границах, когда речь заходит о литературе молодёжной? При углублении в тему возникает большое количество подобных вопросов, которые активно обсуждаются как на специализированных научных конференциях, так и обычными пользователями на просторах интернета — на форумах и в социальных сетях. 

Тем не менее употребление термина Young Adult активно входит в обиход и российского читателя — о данном литературном направлении говорят книжные блогеры и литературные критики, а издательства всё чаще выпускают книжные серии, направленные именно на YA-аудиторию, избегая при этом употребления словосочетания «молодёжная литература». Поэтому перед тем, как приняться за анализ доли молодёжной литературы на книжном рынке, мы обратились к истории употребления самого термина Young Adult.

И здесь стоит начать с фигуры Сары Триммер — педагога и детской писательницы конца XVIII — начала XIX вв. В своём журнале The Guardian of Education она впервые использовала термин «Young Persons» (молодые люди) в отношении круга читателей в возрасте от 14 лет до 21 года. Эта возрастная группа была отделена от детской, которая охватывала аудиторию до 14 лет. Писательница обратила внимание на то, что наибольшую популярность среди молодёжи имели романы воспитания («Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Большие надежды» Чарльза Диккенса). Основной идеей таких книг являлось формирование личности главного героя. Хотя классификация Сары Триммер и не получила широкого распространения, тем не менее это был первый шаг в сторону формирования нового литературного направления, целевой аудиторией которого являлись бы не дети, но и не взрослые.

Одной из первых книг, обративших внимание общественности на то, что система возрастной классификации книг необязательно должна быть бинарной, стал известный роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сейчас это произведение считается образцовым примером YA-литературы. Книга была написана для взрослой аудитории, однако ажиотаж вызвала именно среди молодёжи, так как поднимала проблемы, связанные со взрослением и становлением главного героя как личности.

Новая классификация, включившая в себя YA-литературу, была создана после издания романа Сьюзан Хинтон «Изгои». Автор книги — шестнадцатилетняя девушка, писавшая про молодых и — что самое главное — для молодых людей. В романе подняты проблемы, актуальные и близкие именно молодёжи, так что целевая аудитория могла узнать в героях книги себя. История получила грандиозный успех и долгое время являлась самой продаваемой YA-книгой в мире.

С тех пор всё чаще стали появляться книги, ориентированные на молодого читателя, а книжные издательства, магазины и библиотеки начали создавать особые молодёжные секции, стоящие отдельно от детской литературы и книг, написанных для взрослой аудитории. 

Отдельной вехой в формировании целевой аудитории Young Adult такой, какой она является сейчас, стало появление серии книг о Гарри Поттере.  Произведение, казалось бы, ориентированное преимущественно на юную аудиторию, обрело популярность у людей всех возрастов. Это стало показателем того, что рамки возрастной аудитории какой-либо книги могут быть довольно расплывчаты. 

Любое произведение может сочетать в себе художественные элементы, интересные как взрослым, так и детям. Сказочная лёгкость повествования, непринуждённость и в то же время поучительность истории, молодые герои могут заинтересовать юную аудиторию. При этом тот же самый сюжет «усложняется» включением в повествование «зрелых» ситуаций и проблем, вкраплением сложных деталей. 

Наибольший интерес к такому жанровому сочетанию детского и взрослого мира возник именно среди молодёжной аудитории. Таким образом, выход этой серии романов принёс с собой несколько новых идей и переосмыслений на тему того, что границы как жанров, так и целевой аудитории книг, не могут быть строго очерчены.  

После ошеломительного успеха Гарри Поттера появилась тенденция к созданию книжных вселенных, ориентированных на наиболее мобильную аудиторию — Young Adult. Ли Бардуго с её франшизой «Гришаверс», Кассандра Клэр с серией книг «Орудия костей», серия «Сумерки» Стефани Майер, Сьюзен Коллинз и её «Голодные игры» — все эти книги можно считать образцовыми представителями YA, появившимися на волне вдохновения вслед за историей о «мальчике, который выжил».

Сегодня Young Adult — это огромное литературное поле. Издатель, публикуя книгу YA, в первую очередь ориентируется на аудиторию от 14 лет до 21 года. Но в то же время верхняя граница возрастного диапазона читателей, как и в случае с употреблением термина «молодёжь» в целом, довольно условна. Потому что YA-история может найти отклик в душе человека любого возраста. Для книг этого направления наиболее важным является душевное состояние читателя, а именно — проблемы и вопросы, которые беспокоят его в момент, когда он обращается к YA-книге. 

Главной особенностью YA является то, что акцент в повествовании делается не столько на сюжет, сколько на личности главных героев, на их внутренний мир. Писатель ведёт диалог с читателем через своего персонажа. Такие истории показывают процесс становление героя, преодоление жизненных кризисов и невзгод, разрушение барьеров, встающих на пути. 

Обычно персонажи YA-книг — это молодые люди от 14 до 25 лет. Именно в этот период тема поисков себя и смысла жизни стоит наиболее остро. Но подобные проблемы могут встать перед человеком в любом возрасте. И ответы, которые можно найти в молодёжной литературе, актуальны для всех. Более того, когда к YA обращается человек старшего возраста, он может сопоставлять себя с героем, ведь сам уже имел дело с этим жизненным этапом. Вовсе необязательно быть ровесником персонажа, чтобы его понять — можно просто вспомнить. 

YA-литература хороша тем, что включает в себя широкий жанровый спектр. Фантастика, детективы, романтические и комедийные истории, приключения – сюжеты охватывают большой набор тем. Так что читатель может выбрать жанр себе по душе и окунуться в наиболее комфортную историю.

Герои книг живут той же жизнью, что и читатель (пусть и в разных декорациях); испытывают схожие чувства, попадают в ситуации, максимально приближенные к реальным. Таким образом, книга может стать другом для читателя. Она способна показать ему, что он не один, что подобные жизненные обстоятельства стесняют не только его, они не менее близки и другим людям тоже. 

Итак, литература Young Adult за счёт своей гибкости и мобильности набирает всё большую популярность в мире. 

Российскую книжную индустрию этот тренд также не обошёл стороной. Количество изданий, специализирующихся на выпуске YA-литературы, с каждым годом растёт, как и растёт количество YA-писателей.

Так, например, издательство «Эксмо» имеет целый ряд книжных серий, в названии которых фигурирует Young Adult. На сайте издательства можно найти более ста серий, включающих в себя данное словосочетание. При этом спектр книг, включённых в эти серии, довольно широк — есть как нон-фикшн, так и художественная литература самых разных жанров.

У «Эксмо» также имеются импринты, специализирующиеся на издании молодёжной литературы: Like Book, Freedom, Fanzon и Inspiria.

Like Book позиционирует себя как издательство, выпускающее популярные книги в жанре YA на российском рынке. Импринт ориентируется на издание произведений, актуальных и близких молодёжному кругу читателей:

«Миссия Like book — не просто привнести нечто новое на российский рынок, но и помочь молодому поколению отыскать то, что будет ему знакомо и близко. Like book отвечает современным тенденциям и рассказывает о том, что действительно важно для подростков. Наша цель – вместе с авторами попытаться ответить на вопросы, беспокоящие читателей young adult-литературы».

Другой импринт издательства, Freedom, также занимается изданием книг, ориентированных на YA-аудиторию. В отличие от Like Book, издание делает больший акцент на выпуск нашумевших книг, популярных на Западе:

«Уже не дети, но ещё не взрослые и поэтому им нужна своя литература. Они задают современные тренды и знают всё о модных течениях. Они в курсе зарубежных новинок и ждут их задолго до выхода в России. Они точно понимают, чего хотят и какие книги им нужны».

Fanzon – это издательство, выпускающее фантастическую прозу. Оно не специализируется только лишь на YA, однако публикуемые импринтом произведения также очень активно читаются молодёжной аудиторией:

«Миссия “fanzon” — не просто тщательно отобрать лучшее из лучшей мировой фантастической прозы, но и вернуть фантастике статус Большой Литературы, объединив усилия вместе с талантливыми переводчиками и художниками-оформителями. Издательство ставит своей целью сделать бренд гарантом качественной фантастики, чтобы книги с логотипом “fanzon” без сомнений пришлись по вкусу фанатам Шекли и Гаррисона, Толкиена и Пратчетта, Стругацких и Брэдбери».

У «Эксмо» есть ещё один издательский бренд, который называется Inspiria. Импринт выпускает развлекательную художественную литературу — в большинстве своём это книги, популярные среди молодёжи:

«Inspiria ― это книги, дарящие эмоции и новый опыт чтения самым требовательным читателям. Понятная цветовая навигация позволяет каждому сделать выбор в пользу интересного жанра или направления. Личные отзывы редакторов, художников или переводчиков помогают читателю выбрать среди ассортимента ту книгу, которая ему понятна и близка. Каждая книга содержит дополнительные материалы — это могут быть видео от автора или издателя, статьи, раскрывающие тематику книги, или аудио, погружающее в атмосферу истории, и многое другое. Книги Inspiria хочется брать в руки и разглядывать, ставить на полку и передавать друзьям. Качество исполнения изданий позволит читателю долго наслаждаться чтением».

У издательства «АСТ» также имеется свой импринт — Mainstream, выпускающий актуальную молодёжную литературу:

«Истории, которые завтра станут классикой, имена о которых сегодня говорит весь мир. Мы издаём книги, без которых невозможно представить мир современных развлечений: фантастика и фэнтези, сентиментальная проза и романы-откровения, остросюжетные приключенческие истории и мистика, графические романы и комиксы, и, конечно, яркие и современные книги по популярным игровым и кинопроектам».

Кроме того, на книжном рынке не так давно появилось независимое книжное издательство Popcorn Books, которое специализируется на издании молодёжной литературы и всецело ориентируется именно на YA-аудиторию. Популярность Popcorn Books обрели после выпуска трилогии Норы Сакавич «Всё ради игры». Наибольшего фурора добилась первая часть — «Лисья нора». По информации из мониторинга журнала «Книжная Индустрия», книга вошла в ТОП-20 по продажам в России за 2021 год.

Издательство Clever позиционирует себя как детское, но в то же время издаёт довольно весомое количество книг из категории Yound Adult. В каталоге издательства можно найти много произведений, завоевавших популярность в мире и являющихся лауреатами различных премий — как отечественных, так и зарубежных. У них также есть отдельная серия под названием #trendbooks, специализирующаяся конкретно на молодёжной литературе.

Говоря о YA, нельзя обойти стороной «специфический» феномен — YA-самиздат. Сегодня публикация своих произведений в интернете — это наиболее популярный способ сформировать собственную читательскую аудиторию. Многие начинающие авторы публикуют свои работы на различных издательских платформах, таких как, например, Wattpad или отечественных «ЛитРес: Самиздат», «АвторТудей». Многие крупные издательства обращают своё внимание на эти платформы и предлагают авторам полноценные публикации в бумажном виде в случае, если у книги есть шанс на успех. Причём издательства, выпуская такие книги, намеренно делают акцент на том, откуда произведение «выросло». У «АСТ» этому сегменту посвящена серия с говорящим названием «Хиты Wattpad», у «Эксмо» — серия «Young Adult. Инстахит».

В данном контексте нельзя обойти стороной и проект РГБМ Book Patchwork, который представляет собой коллекцию изданий популярной YA-литературы на языках разных стран. Основу этой коллекции составили книги для молодёжи и о молодёжи, переданные в дар библиотеками из более чем 30 стран.

Итак, Young Adult с каждым годом всё больше популяризируется в отечественной среде, и сегодня это направление можно считать одним из приоритетных на книжном рынке. За счёт того, что YA как направление активно развивается и охватывает всё больший круг читателей, количество молодёжной литературы на книжном рынке постоянно растёт.